Анализ стихотворения Ахматовой «Родная земля» и его предыстория. Анализ стихотворения «Родная земля» (А

Анализ стихотворения Ахматовой «Родная земля» и его предыстория. Анализ стихотворения «Родная земля» (А

1961 год. Написано стихотворение «Родная земля». В Ленинградской больнице в последние годы жизни поэтессы, с эпиграфом из ее же стихотворения.

Почему земля

Анализ стихотворения Ахматовой «Родная земля» стоит начинать с ответа на вопрос: "Почему родная именно земля, а не страна, не Россия?"

Стихотворение написано к двадцатилетию с Но Анна Андреевна пишет не о стране, а о родной земле, плодородной почве - кормилице. К шестидесятым годам традиция поклонения земле осталась в прошлом, но Анна Андреевна уверена, что в душах людей все еще живет этническая память. И да, «это грязь на калошах», но без нее России никуда. Эта грязь кормит нас и нас же принимает в себя по окончании жизненного пути. В строках поэтессы огромный смысл. Не нужно оды слагать о земле, нужно лишь помнить, что это часть нашей родины.

Тема родины всегда звучала в поэзии Анны Андреевны. Это была не просто преданность, но служение отчизне, несмотря ни на какие испытания. Ахматова всегда была с народом. Рядом. Вместе. Она не смотрела на родной народ сверху вниз, как другие поэты.

Почему не Россия, а земля? Потому что поэтесса воспринимает родину не как страну, а как землю, на которой родилась и живет. Она не приемлет политический строй, репрессии и войны. Но она любит родину, народ, с которым живет, и готова с ними сносить все тяготы.

Об этом она уже писала в 1922 году. «Не с теми я…» - именно из этого стихотворения были взяты последние строки для эпиграфа. И за четыре десятилетия, несмотря ни на что, ее отношение к родной земле не изменилось. А было за эти 40 лет много трагического, и в ее судьбе, и в судьбе страны.

Важность предыстории

Анализ стихотворения Ахматовой «Родная земля» не может быть полным, если не знать историю жизни поэтессы. Невозможно понять, насколько мужественной и преданной нужно было быть, чтобы не отказаться от своих слов и убеждений сорокалетней давности, если не знать, что ею было пережито в эти годы.

Анализ стихотворения А. Ахматовой «Родная земля» следует начинать не в традиционной манере - с разбора рифм и прочего, это ничего не даст. А следует начать с того, что было перед написанием этого стихотворения в жизни «Анны всея Руси», как ее называли современники. Тогда только станет понятен глубокий смысл произведения, вся горечь и весь патриотизм, вложенные в него.

В 1921 году Анна Андреевна узнает, что ее близкий друг уезжает из России. И вот как она реагирует на отъезд любимого человека: она пишет «Не с теми я, кто бросил землю». Стихотворение, написанное в следующем году и вошедшее в сборник Anno domini. В этом стихотворении негодование, гнев и полностью обозначенная гражданская которая должна бы поменяться в связи с последующими событиями, но только укрепляется.

Жизнь между двумя стихотворениями

С 1923 по 1940 год Анну Андреевну не печатают. И это для нее тяжело. Она подверглась непрямым репрессиям. Но это было не самое трудное. В 1935-м был арестован ее сын Лев. А также ее муж, но его скоро выпустили. А Лев Николаевич после краткого освобождения снова был арестован. Пять лет Ахматова жила в напряжении и страхе - помилуют сына или нет.

В 1940 году появляется ветер надежды; поэтессе позволяют печататься, некоторых людей выпускают из сталинских лагерей. Но в 1941 году начинается война. Голод, страх, эвакуация.

В 1946 году, когда, казалось бы, ослабла хватка цензуры, Анну Андреевну исключают из Союза писателей и запрещают печатать ее сборники. Фактически ее лишают средств к существованию. В 1949 году снова арестовывают сына Анны Андреевны, и снова она стоит в очередях с передачками.

В 1951 году ее восстанавливают в Союзе писателей. В 1955 году выделяют бездомному поэту небольшой домик в поселке Комарово близ Ленинграда, после выселения из Фонтанного дома в марте 1952-го. Однако печатать ее не торопятся. И несколько лет стихи Ахматовой выпускаются самиздатом.

В мае 1960 года у Анны Андреевны начинается она переносит несколько инфарктов, начинаются мытарства по больницам. И в таком состоянии она находится в больнице на момент написания «Родной земли». Какой волей и преданностью нужно было обладать, чтобы пронести через все утраты свою любовь к родине и не изменить гражданскую позицию.

Традиционный Ахматовой «Родная земля»

Произведение это о любви к родине, но самого слово «любовь» в нем нет. Проводя анализ стихотворения Ахматовой «Родная земля», несложно понять, что оно сознательно исключено. Стихотворение построено так, что и без этого слова раскрывает всю любовь к родной земле. Для этого применена двучастность произведения, что понятно по изменению размера.

Смена размера сразу бросается в глаза, когда проводишь анализ стихотворения «Родная земля». Ахматова все четко выверила. Шестистопный ямб - первые 8 строк. Далее переход в анапест - трехстопный, а после - четырехстопный. Ямб - это отрицание того, что в понимание любви поэтессы не входит. Анапест - утверждение простого определения. Человек - часть земли, и свободно считать ее своей - значит любить.

Нужно отметить также значения самого слова «земля», проводя анализ стихотворения «Родная земля». Ахматова их использовала в паре. В стихотворении два значения. Первое - место, где мы живем и умираем, место, которое нельзя бросать, что бы ни происходило. Второе - почва, прах, «хруст на зубах». Здесь все просто. И эпитеты («обетованный» и т.п.), и «украшательная» лексика («бередит», «ладанка») остаются в первой, ямбической части. Вторая часть состоит из просторечий, эпитетов нет. Все намного проще, но глубже. Истинной любви не нужна патетика.

А.Ахматова «Родная земля».

Стихотворение написано в 1961 году в больнице, на краю гибели, оно приурочено к 20-летию начала Великой Отечественной войны. В нем речь идет не о стране как о таковой, а об ее вечном символе - плодородном черноземе, который хлеборобы до сих пор почитают своим кормильцем. В стихотворении поэтесса показала простой философский взгляд в будущее. Л. Чуковская в своих записках об Ахматовой вспоминает: «Мне захотелось уйти, «Родная земля» очень ударила по нервам».

Говоря о Родине, поэты обычно показывают любовь к родной земле через пейзаж. У Ахматовой его нет. О земле говорится только в заглавии.

Многократные отрицания в первой строфе: не носим на груди, не сочиняем, не бередит, не кажется – и уверенность в последующей:

Для нас это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах.

И мы мелем, и месим, и крошим

Тот ни в чем не замешанный прах, - наталкивают читателя на мысль о том, что поэтесса ведет спор-диалог с кем-то. По своему жанру – это сонет. В трех катренах звучит тема стихотворения, а в последнем двустишии (Но ложимся в нее и становимся ею, Оттого и зовем так свободно - своею .)- итог. Эпиграф (стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю» (1922) очень важен для Ахматовой. Ключевым образом и в эпиграфе, и в стихотворении является «земля»: это и почва(пыль, грязь),это и прах(пыль, останки), это и страна, это и Родина. Образ лирической героини собирательный. Местоимение «мы» говорит о том, что она часть народа. Именно поэтому страдания лирической героини - это страдания народа (вспомним «Реквием»).

Мотив смерти звучит очень спокойно: «Но ложимся в нее и становимся ею, оттого и зовем так свободно – своею». Ахматова говорит, что в любую минуту мы можем превратиться в прах, но в то же время ведь это и смена поколений.

В этих простых финальных строках заключен высший философский смысл: не нужно говорить высокопарных слов о родной земле, достаточно лишь помнить о том, что она, родная земля, является частью такого понятия как «родина».

Тема родины в поэзии Анны Ахматовой занимает одно из важнейших мест. В стихотворении «Родная земля» она рассматривает родину не как страну, а как землю, вскормившую и взрастившую своих детей. Предлагаем к ознакомлению краткий анализ «Родной земли» по плану, который будет полезен ученикам 8 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

История написания – Стих написан в 1961 году, и относится к завершающему периоду творчества поэтессы.

Тема стихотворения – Любовь к родине.

Композиция - Композиционно стихотворение делится на две части. В первой части лирическая героиня отрицает любое внешнее проявление любви к родине, а второй - делится своим определением отчизны.

Жанр – Патриотическая лирика.

Стихотворный размер – Первые 8 строк написаны ямбом, последующие 6 строчек - анапестом, с использование перекрестной и парной рифмовки.

Метафоры – «грязь на калошах», «хруст на зубах».

Эпитеты «заветные», «горький», «обетованный».

Инверсия – «не делаем ее в душе своей».

История создания

Стихотворение написано Анной Андреевной на склоне лет, в 1961 году, во время пребывания в больнице. Это был завершающий период в творчестве Ахматовой – время размышлений, воспоминаний и подведения итогов. Произведение вошло в сборник под названием «Венок мертвым».

После Октябрьской революции у Ахматовой было немало шансов покинуть страну, в которой царил хаос и мятеж. В Европе проживало немало родственников и друзей поэтессы, но каждый раз, получая приглашение, она наотрез отказывалась покинуть дорогие ее сердцу места. Анна Андреевна искренне не понимала, как можно жить вдали от своей отчизны, среди чужих людей. В 1917 году, в переломный период в истории России, поэтесса сделала свой осознанный выбор - невзирая ни на что разделить участь своей родины.

Однако подобное решение стоило Ахматовой немало слез. Ей пришлось пережить расстрел супруга, аресты друзей, расстрелянных или заживо сгнивших в лагерях, арест единственного сына.

Ахматова разделила участь миллионов сограждан во время Великой Отечественной войны. Анна Андреевна пережила все ужасы блокадного Ленинграда, голод, над ней постоянно висела угроза репрессий.

В 1961 году поэтесса написала свое стихотворение «Родная земля», которое посвятила земле-кормилице, терпеливой и всепрощающей матери, ценность которой перестало понимать современное общество.

Тема

Центральная тема произведения - любовь к родине. Однако это чувство поэтесса преподносит без излишней патетики. Более того, она отметает любое проявление пафоса в этом вопросе, полагая, что от выставления чувств на показ веет фальшью и наигранным патриотизмом.

В центре произведения Ахматовой - не страна как таковая, а плодородная кормилица-земля, дающая своим детям кров, пищу и неисчерпаемую силу. В этом и заключается главная мысль стихотворения. Поэтессу печалит, что к земле стали относиться лишь как к природному ресурсу, но не как самой большой ценности, которая есть у человека.

Ахматова доносит читателям идею своего произведения - человек только в том случае может называть своей родиной, если живет в ней, несмотря на все преграды и жизненные трудности. Ведь мать никогда не меняют, даже если она в чем-то далека от идеала: ее любят и принимают такой, какова она есть, со всеми достоинствами и недостатками.

Композиция

Особенность композиционной структуры стихотворения заключается в условном разделении его на две части.

  • В первой части лирическая героиня выражает свою печаль по поводу обесценивания истинного понятия родины, то есть земли, на которой живем.
  • Во второй части она дает точное обозначение тому, что для нее означает родина.

Анна Андреевна дает понять, что истинная любовь к родине лишена ярких внешних проявлений и не имеет цель покорить слушателя. Это очень интимное чувство, которое у каждого человека проявляется по-своему.

Жанр

Стихотворение «Родная земля» написано в жанре патриотической лирики. Сама поэтесса определила используемый ею жанр как «гражданская лирика».

При написании стихотворения Ахматова не придерживалась строгой внешней формы. Так, первые восемь строчек написаны ямбом, а оставшиеся шесть – трехстопным и четырехстопным анапестом. Ощущение вольности композиции усиливается и благодаря чередованию двух видов рифмовки – парной и перекрестной.

Средства выразительности

Особенность стихотворения «Родная земля» такова, что оно не изобилует средствами выразительности. Его смысл поэтесса передает просто и лаконично, без применения разнообразных художественных средств.

Но, все же, в произведении встречаются эпитеты («заветные», «горький», «обетованный»), метафоры («грязь на калошах», «хруст на зубах»), инверсия («не делаем ее в душе своей»).

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.9 . Всего получено оценок: 17.

Стихотворение называется «Родная земля» - это очень важное для каждого слово. В сказках богатыри всегда с собой носили пригоршню земли родной. И она им помогала – силы в битвах давала. Даже в самый опасный момент выручала!

Тут автор Анна (Ахматова) пишет, что не носят землю эту на груди. По-моему, зря, но это значит, что герои стихотворения – серьёзные, взрослые люди, которые в сказки не верят. Ещё герои с ней (Анна использует слово «мы») не сочиняют стихов о Родине «навзрыд», то есть стихов, от которых хотелось бы плакать. И родная земля даже им во сне не снится…

А сны у них тяжелые. В реальности их земля не кажется им раем. (Мы дома тоже знаем, что в других странах тоже часто веселей и проще живётся! Но от этого меньше нашу страну любить не стали.) И тут хорошие слова о том, что, зато, землю свою они не продают и не покупают. Наверное, дом дедушки и бабушки (даже совсем старый) они б не обменяли на квартиру в многоэтажке в самом центре города.

Ещё герои болеют и, вообще, плохо живут на этой земле. Жалко их. Но это, конечно, не вина Родины. Они не вспоминает о ней специально. Для них она просто естественная часть жизни – основа.

Анна утверждает дальше (в начале каждой строчки «да»), что Родина для «нас» лишь пыли и грязь, на которую только и ругаешься. Но тут же называет её прахом. То есть это то, что осталось от былых времен, от пожаров, от всего… И что остаётся от всего. Их прах смешается с тем старым, поэтому у них есть право называть эту землю своей.

В стихотворении много устаревших слов, о смысле которых я только догадываюсь… Ещё есть красивый и странный эпиграф.

Мне понравилось стихотворение, хотя оно могло бы быть оптимистичней. Но я знаю, что поэзия, вообще, часто грустная. В грусти можно заметить такие тонкости, которые в веселье ускользают. Стих не очень большой, но ёмкий.

Вариант 2

Стихотворение "Родная земля" было написано Ахматовой, когда она находилась в одной из больниц Ленинграда.

Произведение относится к гражданско - патриотической лирике, наполнено чувством сострадания, душевности, таинственностью. Первые годы после войны были достаточно сложным этапом в жизни поэтессы. Трагедии в семье, отсутствие свободы слова и печати гонения и масса негативных эмоций. Проникнутое духом патриотизма стихотворение создавалось в тайне от широкого общественного круга. Родная земля для Ахматовой продолжала быть таковой. Многие поэты и писатели эмигрировали в то тяжёлое время из страны, но Ахматова не смотря ни на что продолжала верить в победу правды и здравого смысла.

"Родная земля" - стихотворение пропитано народным признанием. Чистая любовь и почитание своей страны, это те чувства, которыми пронизана каждая строчка стихотворения.

Произведение не большое по своему размеру и состоит всего лишь из 14 строк, первая половина написана в размере ямба, а заключительная часть анапестом. Перекрестная рифмовка: "груди - бередит, сочиняем - раем" даёт ощущение вольной композиции.

Важно отметить, что в образе земли представлена сразу вся Россия, которая славится своей плодородной почвой. Именно такую Россию (рыхлую, грязную, но зато своей) и наблюдает перед собой изо дня в день русский народ, для которого и пишет Ахматова.

Основной тематикой становится изображение дорогой и родной сердцу страны. Её образ предстает не величественным, а вполне бытовым. Родная земля в понимании русского народа - это место тяжелого труда.

Стихотворение наводит читателя на философские размышления. В конце автор высказывает свою личную позицию относительно понимания того, что есть родная земля. Такой она становится только для тех, кто живет на ней и уходит в неё. Тут же в сознании читателя возникает параллельный образ матери, которую никто не выбирает и не меняет в течении всей жизни. Ахматовой удалось на личном примере доказать всю преданность и верность родной стране, невзирая на трудности и притеснения со стороны властей.

Произведение "Родная земля" не пестрит художественными средствами выразительности, потому что у Ахматовой было желание преподнести все просто и свободно. Прием сравнения используемый в предложении: "землю мы не делаем в душе предметом купли - продажи", создает акцент на том, что Родина в душе патриота едина.

Анализ стихотворения Родная земля Ахматовой

Очень много поэтов после революции в нашей стране решили перебраться из голодной России в сытую и денежную Европу. Нужно отметить, что такая поэтесса, как Ахматова Анна так же имела довольно много возможностей сменить место жительства, но однако, не одной из них она не решила воспользоваться, искренне считая, что Россия это родина, и покинуть родину, значит предать её. Именно поэтому, когда Анна получала различные подобные предложения от родственников и знакомых, она испытывала сильнейшее чувство досады, искренне не понимая, как люди так просто могут взять и все бросить, отправившись за легкой жизнью.

Именно поэтому, после того как она пережила страшные и тяжелые годы в жизни нашей страны в 1961 году поэтесса пишет стихотворение "Родная земля". Главной целью своего произведения Анна считает возможность донести до большего количества людей главную мысль, родина - у каждого одна, и бросать свою родину, значит изменять самому себе.

Но, несмотря на это в данном произведение речь идет не о стране, а о её плодородной силе, о её земле. Земле, которая всех кормит и поит, давая не только пищу, но и кров, а также многое другое.

Однако стоит отметить, что в прошлые времена отношение к земле было совсем другим, поэтому поэтесса сочла нужным указать и этот факт тоже.

Дело в том, что к моменту того когда было написано данное стихотворение традиция поклонятся земле осталась в прошлом,и на смену этому пришло новое направление. Теперь к земле относятся, не более чем к природному ресурсу.
Но, стоит заметить, что Анна Ахматова относила себя к тем людям, которые все же понимали всю значимость земли для каждого человека.

Именно это она хотела выразить в своем стихотворении и ей это сполна удалось.

Что же касается различных эпитетов, то стихотворение наполнено ими сполна. Каждый используемый художественный элемент позволяет сделать данное стихотворение настолько ярким, красочным и запоминающимся.

В заключении хотелось бы сказать, что даже в современном мире, в эпоху развитого человечества не стоит забывать о том, какую пользу нам дает земля и сколько всего человек получает от неё, фактически завися от этого. Поэтому просто нельзя относиться к данному природному ресурсу похабно и неуважительно, считая его не чем большим, чем просто своей возможностью получить доход. Получая прибыль от земли, не забывайте возвращать ей замен. Относитесь с уважением к тому, что веками сохраняли для нас наши предки.

  • Анализ стихотворения Баратынского Признание

    «Признание» было написано в 1824 году. Стихотворение в основе, которого, лежит лирическое произведение. Здесь прослеживается и поэзия и элегия. Главный герой выражает своё отношение к любимой женщине и раскрывает свою душу.

  • Анализ стихотворения Благовонная ночь, благодатная ночь Фета

    Ночная пора является для Афанасия Фета особенной, он посвятил ей множество пейзажных зарисовок. Некоторые из них показывают, почему автор испытывает подобные нежные чувства к темному времени суток

  • В заветных ладанках не носим на груди,
    О ней стихи навзрыд не сочиняем,
    Наш горький сон она не бередит,
    Не кажется обетованным раем.
    Не делаем ее в душе своей
    Предметом купли и продажи,
    Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
    О ней не вспоминаем даже.
    Да, для нас это грязь на калошах,
    Да, для нас это хруст на зубах.
    И мы мелем, и месим, и крошим
    Тот ни в чем не замешанный прах.
    Но ложимся в нее и становимся ею,
    Оттого и зовем так свободно - своею.

    Анализ стихотворения «Родная земля» Ахматовой

    В последние годы жизни в творчестве Ахматовой появляются темы глубокого философского анализа собственной судьбы, которая была очень непростой. Поэтесса принадлежала к старому, сметенному советской властью, миру. Она резко отрицательно отнеслась к революции, но, даже предчувствуя будущие страдания, не пожелала покинуть Россию. Верность Родине обернулась расстрелом мужа и ссылкой любимого сына. Творчество Ахматовой не признавали, она постоянно чувствовала на себе пристальное внимание карательных органов. Все эти беды не поколебали безграничного патриотизма поэтессы. В тяжелые годы Великой Отечественной войны произведения Ахматовой вновь появляются в печати и пользуются огромной популярностью. К очередной годовщине начала самого страшного в истории страны испытания поэтесса написала стихотворение «Родная земля» (1961 г.), в котором дала свое объяснение патриотизма.

    Эпиграфом к произведению Ахматова сделала заключительные строки из собственного стихотворения «Не с теми я, кто бросил землю…». Спустя сорок лет поэтесса продолжает начатую очень давно тему. Она имеет в виду людей, для которых политический режим не имеет никакого значения перед главной ценностью – родной землей. Такие люди не смогли покинуть страну, даже испытывая ненависть к советскому строю. Они пренебрегали собственным благополучием и жизнями ради своей земли. Их патриотизм лишен патетики и героизма. Такие люди не стремятся во всеуслышание заявить о своих чувствах, рассчитывая на одобрение («стихи навзрыд не сочиняем»).

    Ахматова намекает на тех лжепатриотов, которых полным-полно как за рубежом, так и в Советском союзе. Их восторженные признания в любви к Родине основаны только на материальной выгоде. Россия стала для них «предметом купли и продажи». Так уж сложилось, что самые страшные бедствия раскрывают истинную сущность людей. Во время Великой Отечественной войны многие противники советской власти оставили свои убеждения и выразили полную поддержку русскому народу. Большое число людей вернулось в Россию, чтобы вступить в ряды ее бойцов. Своим примером они подтвердили мысли Ахматовой об истинных патриотах.

    Для поэтессы Родина – сама русская земля в буквальном смысле («грязь на калошах», «хруст на зубах»). Только по-настоящему ощутив, насколько эта земля может быть дорога, можно считать ее своей. Ахматова считает, что русский человек должен умирать на родной земле. Тем самым он становится ее частью, и даже после смерти приобщается к Родине.

    Трагическая судьба Ахматовой позволяет ей с полным правом называть русскую землю своей. Ее жизнь – образец настоящего патриотизма, который заслуживает большого уважения.