Биографии, истории, факты, фотографии. Эскортный авианосец

Биографии, истории, факты, фотографии. Эскортный авианосец "эвенджер"


Британский линкор взорвался на рейде главной базы королевского флота Скапа-Флоу. Погибли 833 человека.


1939 год. Тревожная октябрьская ночь окутала Британские острова. В главной базе королевского флота Скапа-Флоу застыл на рейде линкор «Ройял Оук». Корабль только что вернулся из очередного похода, и утомленная команда получила долгожданный отдых. Казалось, ничто не предвещало беды, как вдруг около часа ночи глухой удар сотряс весь линкор. Сигнал тревоги поднял с коек спящих моряков и разбросал их по постам. Вскоре на мостик поступили первые доклады: «Подводная пробоина в районе форштевня. В результате внутреннего взрыва были повреждены цистерны жидкого топлива, сорваны со стопоров якорь-цепи». Затем высокий столб воды взметнулся у правого борта, в районе дымовой трубы. И, наконец, взорвались пороховые погреба. Смертельно раненный линкор повалился на борт. Через полчаса в бухте, покрытой толстым слоем мазута, плавали лишь обломки корабля да немногие уцелевшие моряки. Утром королевский флот недосчитался 833 человек.

Первые дни после катастрофы английское командование отмалчивалось: оно было в полном неведении относительно причин катастрофы. Горькая истина стала известна лишь через несколько дней, когда в Берлине затрубили фанфары. Вот что сообщала официальная пресса фашистской Германии.

В ночь на 14 октября подводная лодка U-47 под командованием лейтенанта Гюнтера Прина проникла в английскую базу через пролив Керк. Не найдя добычи в западной части акватории, Прин начал обследовать восточную. Вскоре он обнаружил при свете северного сияния линкор «Ройял Оук» и линейный крейсер «Рипалз». Позиция для атаки была идеальной. После первой атаки оба английских корабля получили повреждения. Перезарядив аппараты, Прин повторил атаку. Три торпеды, достигшие цели, решили участь «Ройял Оук».

Триумфальная поездка в Берлин, национальные чествования, прием у фюрера - вот что ожидало всех отличившихся в Скапа-Флоу. Вскоре на книжных прилавках Германии появился очередной бестселлер «Мой путь в Скапа-Флоу». Гюнтер Прин, теперь уже капитан-лейтенант, описал свои подвиги. Его боевой путь оборвался 10 марта 1940 года, когда английские корабли в 200 милях к югу от Ирландии потопили U-47.

Естественно, фашистская пропаганда не преминула возвести Прина в ранг «бессмертного героя». Правда, уже тогда в адрес подводника звучали скептические замечания. Прежде всего немецкие летчики были неприятно удивлены, увидев «тяжело поврежденный» крейсер «Рипалз» в целости и сохранности. Узнав об этом, Прин поспешил поправиться, заявив, что он подорвал не «Рипалз», а линкор «Арк Ройял». Но авианосец также пребывал в боевом строю. Более того, как утверждало английское командование, на рейде Скапа-Флоу в день атаки находились только линкор «Ройял Оук» и старый транспорт гидроавиации «Пегасус». Последний никак не походил ни на линкор, ни на авианосец, не говоря уже о том, что Прин его вообще не заметил.

Недоумения вызывали и сами описания прорыва U-47. Чего стоили, например, ссылки на приливное течение: в 23.30 - «попутный прилив» (лодка на подходах к базе); в 00.30 - «слабый прилив» (лодка в гавани); а через несколько минут скорость приливной волны якобы достигла 10 узлов! Между тем в Скапа-Флоу к полуночи прилив заканчивается.

Если верить книге Прина, он сам выбирал удобнейшую позицию для торпедной стрельбы: большой неподвижный корабль стоял боком к лодке (курсовой угол - 90 градусов), дистанция была оптимальной. И в таких условиях, напоминавших учебные стрельбы, без всякого противодействия опытный подводник ухитрился с первого залпа не попасть в линкор (из четырех выпущенных торпед лишь одна, по словам Прина, попала в «Рипалз»).

Гибель «Ройял Оука» командование британского флота объясняло случайностью, роковым стечением обстоятельств: блокшив, который должен был закупорить приновскую лазейку, опоздал прибыть в бухту на сутки. Да и кто мог ожидать от немцев такой осведомленности о системе обороны и навигационной обстановке в Скапа-Флоу, а главное, такой дерзости.

Эти доводы убеждали не всех. По кораблям и базам Англии поползли слухи, объяснявшие «истинные причины гибели» линкора. Вот одна из версий.

Вскоре после самозатопления немецкого флота в английской базе Скапа-Флоу (по условиям перемирия 1917 года, немецкий флот был сосредоточен в Скапа-Флоу, где впоследствии его затопили сами немцы) морской офицер Альфред Веринг оказался на грани нищеты. Денег он не скопил, а его единственным увлечением были часы. Все это и привело безработного моряка в одну из немецких часовых фирм. В качестве коммивояжера Веринг объездил страны Европы, где, помимо коммерческих заданий, выполнял поручения германской секретной службы.

Так продолжалось до 1926 года, когда Веринг решил осесть в Швейцарии. В традиционно нейтральной стране он не только освоил в совершенстве профессию часового мастера, но и сменил имя вместе с подданством. В 1927 году швейцарский гражданин Ортель эмигрировал в Англию и поселился в городе Керкуол, рядом с главной базой английского флота Скапа-Флоу.

Новый житель Керкуола вскоре открыл часовой магазин. Помимо своего бизнеса, часовщик увлекался парусным спортом и рыбной ловлей. Никто не обращал внимания, что он предпочитал удить рыбу в районах проливов, соединяющих гавань Скапа-Флоу с Северным морем. Именно там, где были расположены управляемые минные заграждения, посты наблюдения, сети и блокшивы, закрывавшие проход в гавань. Одним словом, к 1938 году описание системы обороны базы Скапа-Флоу лежало в сейфах фашистской разведки.

В один из октябрьских вечеров под предлогом того, что погода дождливая и покупателей не предвидится, керкуольский часовщик закрыл свой магазин раньше обычного. Тщательно заперев дверь дома, он извлек из тайника коротковолновый радиопередатчик и на несколько секунд вышел в эфир. Его позывные были услышаны на континенте, и 13 октября подводная лодка U-47 скрытно приблизилась к Оркнейским островам. Там она приняла с английского побережья неизвестного мужчину, который и принял командование лодкой. Он благополучно провел субмарину через узкости и заграждения пролива Керк, а затем после потопления линкора вывел ее назад в Северное море.

Нетрудно было догадаться, кто был этот человек. Но имя его так и осталось неизвестным. Альфред Веринг сбросил личину Альберта Ортеля и растворился среди офицеров флота.

Такова легенда о часовщике-шпионе. Впрочем, расследование, проведенное в свое время местной газетой «Оркней Геральд», показало, что ни старожилы города, ни часовщики, ни чиновники - никто ничего не знал об Альберте Ортеле. Официальные источники на западе также отрицают эту версию.

У фашистов были и другие возможности довольно обстоятельно ознакомиться с базой Скапа-Флоу: в предвоенное время ее посещали немецкие корабли, с первых дней войны она находилась под постоянным наблюдением с воздуха и из-под воды. Кроме того, немецкой разведке в то время был известен английский морской радиошифр. Следовательно, переговоры должностных лиц королевского флота не были для противника секретом, как и то, что охрана базы с моря ведется халатно, что в проливе Керк имеется «щель». Немецкие стратеги понимали, что эта лазейка вскоре будет закрыта. Иначе чем объяснить торопливость немецкого командования. Зная, что в гавани стоят два устаревших корабля - «Рипалз» и «Ройял Оук», - оно могло бы и подождать, пока туда не зайдет более ценная добыча: новый линкор или авианосец. Таким образом, прорыв Прина был хорошо подготовлен и обеспечен.

13 октября Прина информировали по радио о точном местоположении «Ройял Оука» и «Рипалза». Однако именно в ночь на 14 октября линейный крейсер «Рипалз» вышел в море. Естественно, Прин мог и не знать об этом. Используя кульминационный момент прилива, U-47 проникла в Скапа-Флоу и незамедлительно направилась в район, где, по данным разведки, стояли на якоре два тяжелых корабля противника. Можно также предположить, что в ходе маневрирования в затемненной зоне приливов, а затем в самой гавани штурман субмарины заблудился, - расчетная точка на карте, в которой якобы находилась немецкая подводная лодка, не соответствовала ее действительному положению в гавани. Это расхождение, называемое у моряков «невязка», и обусловило неверное описание места и курсового угла в момент атаки «Ройял Оука». И, наконец, текст радиограммы, информировавшей о наличии в Скапа-Флоу линкора и линейного крейсера, очевидно, был достаточно категоричен и не давал повода в этом усомниться. Один из указанных кораблей был обнаружен. Второй - был плодом воображения Прина. Не исключено, что за «Рипалз» он принял какие-либо береговые сооружения. Ночью, при специфическом освещении (северное сияние), их вполне можно было принять за корпус и надстройки тяжелого корабля.

Итак, немецкая субмарина атаковала «Ройял Оук». Взрыв в носовой части корабля сопровождался относительно небольшим столбом воды, что характерно для магнитной торпеды с неконтактным взрывателем, который срабатывает не у защищенного борта, а под днищем. При этом поражаются артиллерийские погреба, машинные и котельные отделения - то есть наиболее важные и уязвимые объекты. Однако неконтактная торпеда имела тогда небольшую надежность. Неудивительно, что из четырех торпед, выпущенных при первом залпе U-47, только одна сработала.

Вахтенный начальник, находясь на мостике линкора, мог и не заметить взрыва: верхняя палуба на баке нависала над форштевнем и закрывала его от наблюдения. Взрыв разворотил часть днища, уничтожил носовые торпедные аппараты, вызвал разрушения на складе шкиперского имущества и сорвал якорь-цепи со стопоров, после чего корабль, получив некоторую свободу перемещения, несколько изменил свое положение, развернувшись кормой.

Поскольку ряд носовых отсеков оказался затопленным, а на складе корабельного имущества к тому же были повреждены цистерны с жидким топливом, то сомнительно, чтобы аварийная команда смогла точно установить характер взрыва.

Вторая немецкая торпеда, вероятно, угодила в район расположения погребов боезапаса противоминной и зенитной артиллерии - самое уязвимое место любого боевого корабля. Затем, используя полную растерянность английского командования, Прин благополучно выбрался из базы.

Все уцелевшие члены экипажа «Ройял Оука» дали свои показания. Выяснилось, что примерно половина из них была убеждена в том, что корабль погиб от внутреннего взрыва, а не от вражеских торпед. Сторонники этой версии утверждали, что из всех взрывов на линкоре лишь один можно без сомнения классифицировать как торпедный. Остальные же выглядели как внутренние. Причем два из них произошли в районах расположения артиллерийских погребов, а один - в районе торпедных аппаратов.

К тому времени слухи о кровавых акциях немецких шпионов и диверсантов имели достаточно широкое хождение в Англии. Стоит ли удивляться, что в печати были высказаны предположения: а проникала ли вообще немецкая субмарина в Скапа-Флоу? И не является ли ее командир всего лишь ширмой для сокрытия истинной причины гибели линкора - причины, которую немецкое командование хотело бы сохранить в тайне? Быть может, корабль потоплен диверсантами, окопавшимися на береговых складах, или подводными пловцами, проникшими на базу на карликовых субмаринах?

Английское адмиралтейство стояло на своем: атака U-47 - единственная причина гибели «Ройял Оука». Когда же журналисты потребовали доказательств, им было объявлено, что водолазы обнаружили на дне бухты осколки торпед. Впрочем, это мало кого убедило. Ведь первый взрыв произошел именно там, где были расположены торпедные аппараты линкора. Следовательно, найденные осколки могли быть английского происхождения…

Чтобы точно ответить на вопрос: почему погиб «Ройял Оук», надо поднять корабль на поверхность и обследовать повреждения корпуса. Линкор лежит на мелководье в закрытой бухте, так что задача эта не из сложных. Однако проект подъема корабля был встречен в штыки некоторыми влиятельными кругами. «Не оскорбляйте покоя мертвых героев», - такой основной довод возражений. И до сих пор «Ройял Оук» покоится на дне бухты.

HMS Royal Oak (1862)

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

Бронирование

Вооружение

  • 24 х 201-мм 68-pounder
  • 11 х 178-мм RML 7 inch 6,5 ton Mk I.

Проектирование

На момент закладки HMS Royal Oak был одним из двухдечных деревянных линейных кораблей типа Bulwark. Первоначальный проект предусматривал установку тридцати шести 68-фунтовых гладкоствольных пушек. Для установки нового вооружения на единственной палубе корабль был разрезан по мидель-шпангоуту и в корпус была установлена вставка длиной 6,4 м с пятью шпангоутами . Переоборудованы были и оконечности корпуса: в носовой части был установлен прямой форштевень , а кормовая часть получила элиптическую форму с нависающем подзором . Для улучшения обтекаемости обводы оконечностей имели схожую форму, в результате чего HMS Royal Oak получил прозвище «double-enders» (рус. двухконечный ).

При проектировании было решено использовать схему бронирования, примененную на французских броненосцах типа La Gloire. Это позволяло защитить слабые деревянные борта и обеспечить полную защиту батареи. Защита бортов была наиболее важна для кораблей с деревянным корпусом, так как они не имели разделения на отсеки.

В связи с тем, что для усиления брони была использована дубовая подложка, последняя имела переменную толщину, что позволило сделать борта гладкими и улучшить мореходные качества .

Когда корабль проектировался как линейный, машинно-котельное отделение располагалось в середине корпуса. Из за необходимости удлинения корпуса паровая машина и котлы было решено оставить на прежнем месте, а гребной вал удлинить. Винт имел возможность подъема в коробчатую раму, которая закрывалась специальными люками.

Постройка и испытания

Спуск на воду HMS Royal Oak. Чатем, 1862 год.

Среди линейных кораблей типа Bulwark HMS Royal Oak был заложен одним из последних, поэтому его переделка в броненосец была произведена быстрее, чем шести других модернизируемых кораблей того же типа.

В ходе постройки первоначальный вариант вооружения пушками единого калибра был отклонен в связи с появлением нарезных орудий Армстронга . В результате вооружение стало смешанным и состояло из нарезных и гладкоствольных орудий. Стоимость постройки составила 245537£.

На испытаниях корабль продемонстрировал склонность к дифференту на нос. После надстройки высокого полубака корабль на волне стал глубоко зарываться форштевнем , из-за чего носовую пороховую яму пришлось перенести ближе к корме.

На мерной миле HMS Royal Oak смог показать скорость 12,5 узла при 56 об/мин. Винт был выполнен подъемным, но во время испытаний разница в скорости с поднятым винтом и просто разъединенным от паровой машины была небольшой. Поднимать винт было нежелательно еще и из за риска заливания водой подъемной рамы, люки которой не могли удержать потоки воды даже при слабой волне.

Под парусами HMS Royal Oak установил рекорд скорости среди броненосных кораблей 9 февраля 1864 года, пройдя от Гибралтара до Мальты со скоростью 13,5 узла. Крен при этом достигал 18-20°. Этот рекорд так и не был побит, кроме того, данный случай стал единственным в британской истории случаем, когда скорость броненосца под парусами оказалась выше скорости под паровой машиной.

Низко расположенный центр тяжести корабля стал причиной большой амплитуды бортовой качки, хотя она были меньше, чем у броненосцев типа Prince Consort , имевших схожую конструкцию. Качка стала проблемой использования артиллерии, хотя по другим мореходным качествам корабль получил хорошие отзывы. Он хорошо управлялся вне зависимости от погоды как под парусами, так и под машиной, обладал хорошим ходом и значительным резервом по парусному вооружению.

Описание конструкции

Корпус

Модель корпуса HMS Royal Oak

При модернизации верхняя палуба была полностью снята и вместо нее по железным бимсам и пиллерсам настелена новая, состоявшая из 100-мм дубовых досок и 12-мм железных листов.

Бронирование

Схема бронирования и вооружения HMS Royal Oak

HMS Royal Oak стал первым британским кораблем с полным бронированием батарей, борта нижней палубы и бронепоясом по ватерлинии . Верхняя палуба была защищена 12-мм железными листами, которые были усилены 100-мм дубовыми досками. Листами были обшиты борта от отметки 1,8 м над ватерлинией до верхней палубы, полностью закрывая артиллерийскую палубу и орудийные порты. На расстоянии 12 м от штевней толщина бронирования уменьшалась до 75 мм. В дополнение к железным листам борта были усилены дубовой подложкой толщиной 0,7 под листами и 0,8 м ниже них, поэтому кромка брони не выделялась на фоне обшивки корпуса, благодаря чему борта имели гладкую поверхность.

Энергетическая установка и ходовые качества

На корабле была установлена одновальная паровая машина установка производства компании Maudslay, Sons and Field . Паровая машина с горизонтально-возвратным шатуном имела два цилиндра диаметром 2083 мм, ход поршня составлял 1219 мм. Питание паром давлением до 1,4 атм осуществлялось от шести прямоугольных котлов. При полной мощности 800 л. с. и 60 об/мин подъемный гребной винт диаметром 5791 мм позволял развивать скорость до 12,5 узла . При полном запасе угля в 550 тонн дальность плавания составляла 2200 миль экономичным ходом в 5 узлов.

Котлы были разделены на две группы, три перед паровой машины и три позади нее, для лучшей защищенности от попаданий вражеских снарядов топки котлов были обращены внутрь корпуса.

Вспомогательное оборудование

Командный пункт управления огнем HMS Royal Oak

Площадь парусов после переоборудования составляла 2322 м 2 . Управление рулем могло осуществляться с трех постов: на квартердеке был установлен тройной штурвал , а на главной и нижней палубе у офицерской кают-компании - сдвоенный.

Экипаж и обитаемость

На фальшборте квартердека был оборудован легкий мостик , боевая рубка не предусматривалась, но был пост управления артиллерийским огнем, выполненный в виде бронированной башенки.

Вооружение

Главный калибр

68-фунтовое дульнозарядное морское орудие

На момент постройки на HMS Royal Oak было установлено 11 нарезных орудий RML 7 inch 6,5 ton Mk I и 24 68-фунтовых гладкоствольных пушек. Это делало его одним из самых вооруженных британских кораблей. 68-фунтовые 201-мм орудия имели дальность стрельбы 2900 м при угле возвышения ствола 12°. Три седьмидюймовых орудия были установлены на верхней палубе, все остальные семидюймовые и 68-фунтовые - на орудийной палубе. Два носовых орудия на верхней палубе выполняли роль погонных, одно кормовое являлось ретирадным. 178-мм орудия Армстронга использовали шрапнельные, фугасные или бронебойные снаряды весом 48,5-49,9 кг, дальность стрельбы которыми составляла 3700 м. В 1867 году вооружение было модернизировано.

15 января 1914 года на Королевской верфи в Девенпорте был заложен военный линейный корабль типа «Ривендж», а в ноябре 1914 года новый линкор, но уже под названием «Ройял Оук» спустили на воду. В мае 1916 года он занял предназначенное ему место в строю кораблей британского военно-морского флота.
В ходе строительства проект переделывали несколько раз, но изменения коснулись главным образом системы нагрева паровых котлов силовой установки.
После доработки проекта котлы перевели с угольно-нефтяного разогрева на чисто нефтяной.
Значительный выигрыш в весе топлива находящегося на борту было решено использовать для усиления артиллерийского вооружения и в боезапас главного калибра линкора добавили по 20 снарядов на каждый ствол, вместо 80-ти снарядов каждая пушка теперь получала по 100 единиц.
Длина «Ройял Оук» составляла 189 метров при ширине 27 метров. Осадка корабля была около 9-ти метров. Полное водоизмещение – 33 500 тонн. Крейсерская скорость – 20 узлов.
Вооружение линкора состояло из четырех сдвоенных 16-тидюймовых орудий, по два на носу и корме. В центре корабля – на корме и в носовой части – было установлено 8 зенитных пушек для отражения воздушных атак. Хотя авиация противника еще не была достаточно развита и не представляла собой реальную угрозу, тем не менее, зенитная артиллерия уже была создана английскими вооруженными силами.
На «Ройял Оук» даже были установлены приборы для управления зенитным огнем, которые в разы повышали точность стрельбы по воздушным целям. Помимо этого, линкор получил дополнительную броневую защиту для артиллерийских погребов и машинных отделений. Листы нецементированной броневой стали были уложены поверх имевшихся. Таким образом, военный корабль был значительно усилен в плане защищенности от авиабомб.

К осени 1939 года английский броненосец королевских вооруженных сил, после окончания всех усовершенствований стал лучшим боевым кораблем флота ее величества, королевы Великобритании. Однако славному кораблю была уготована бесславная гибель на якорной стоянке.

14 октября 1939 года, подводная немецкая лодка U-47 незамеченной вошла в акваторию военного рейда Скапа-Флоу. Командир субмарины лейтенант Гюнтер Прин сразу узнал линкор «Ройял Оук». На борту U-47 было четыре торпеды. Подлодка встала под прямым углом к борту линкора и две торпеды пошли на цель. Одна из торпед взорвалась пробив нижнюю часть корпуса корабля в носовой части, у самого форштевня.

Последовал еще один залп и обе торпеды еще раз поразили «Ройял Оук». Спустя некоторое время взорвались орудийные боекомплекты линкора. Корабль был обречен. Спустя 20 минут он перевернулся и затонул. Из состава экипажа линкора погибли 883 человека.
-----
Если нужно отделить несколько сообщений от одной темы и сделать из этого другую, обращайтесь, это всё достижимо.
История - это политика, которую уже нельзя исправить. Политика - это история, которую еще можно исправить. / Karl Sigmund Graf von Hohenwart /

Одновременно с решением основной задачи - нарушением морских перевозок и уничтожением торгового тоннажа, подводные лодки использовали каждый благоприятный момент для нанесения торпедных ударов и по боевым кораблям. Несмотря на то, что эти действия и не носили планомерного характера, а проводились лишь при встречах с боевыми кораблями вблизи побережья Британских островов и в период проведения операций против конвоев, подводные лодки добились значительных успехов и потери боевых кораблей от них занимают также довольно видное место.

За время Второй мировой войны подводными лодками было потоплено 149 военных кораблей, в том числе 2 линейных корабля, 3 авианосца, 3 эскортных авианосца и 5 легких крейсеров. Кроме того, немецкими подводными лодками за время войны были уничтожены 34 эскадренных миноносца, 18 эскортных миноносцев, 1 минный заградитель, 2 фрегата, 26 корветов, 13 шлюпов, 10 тральщиков, 9 подводных лодок, 3 корабля противолодочной обороны, 1 канонерская лодка, 3 торпедных катера, 13 десантных кораблей, 2 плавучих мастерских и 1 посыльное судно. Повреждения получили 3 линейных корабля, 2 эскортных авианосца, 6 легких крейсеров, 11 эскадренных миноносцев, 13 эскортных миноносцев, 1 минный заградитель, 4 фрегата, 3 корвета, 4 шлюпа и 1 торпедный катер.

АВИАНОСЕЦ "КОРЕЙДЖЕС"

Днем 17 сентября 1939 года подводная лодка U-29 под командованием капитан-лейтенанта Отто Шухарта двигалась на сближение с конвоем OB-4, обнаруженным 14 сентября и атакованным утром 16 сентября подводной лодкой U-31 . Лодка U-53 , также получившая приказ атаковать этот конвой и шедшая на сближение с ним, до обнаружения конвоя 17 сентября потопила одиночный британский транспорт "Кафиристан" водоизмещением 5193 тонны, направлявшийся в Британию. В небе появились самолеты, которые и были замечены командиром лодки U-29 , находившейся на перископной глубине. Отто Шухарт не сомневался - только авианосец мог находиться в патрульном плавании в двухстах милях от побережья Британских островов. В 18 часов на горизонте был замечен корабль - авианосец "Корейджес", шедший в сопровождении двух эсминцев. Командир подлодки принял решение атаковать его и U-29 начала сближаться с кораблем. Попытка догнать авианосец на лодке, двигавшейся в подводном положении, не удавалась, и только опыт, полученный во время учений, позволил Шухарту в течение почти двух часов безотрывно преследовать "Корейджес". Неожиданно авианосец сделал поворот для приема на борт возвращавшегося самолета, что сделало его уязвимым для торпедной атаки. Шухарт немедленно воспользовался этим и в 19 часов 50 минут произвел залп из трех торпедных аппаратов с дистанции 2700 метров. Пока торпеды шли к цели, к лодке на опасное расстояние приблизился британский эсминец, что вынудило U-29 погрузиться. Во время погружения немецкие подводники услышали два сильных взрыва.

Две из трех выпущенных торпед попали в авианосец, после чего "Корейджес" накренился на левый борт и через пятнадцать минут затонул. Из 1259 членов команды не досчитались 518 человек; вместе с авианосцем водоизмещением 22500 тонн погибло 24 самолета. После потопления авианосца "Корейджес" U-29 была обнаружена и подверглась преследованию эсминцами, сбросившими на нее несколько глубинных бомб, однако лодка благополучно уклонилась от атаки. Через некоторое время подлодка всплыла на поверхность и Шухарт послал радиограмму Деницу: "Потопил авианосец "Корейджес". Возвращаюсь на базу ".

ЛИНКОР "РОЙЯЛ ОУК"

После потоплления авианосца "Корейджес" командующий немецким подводным флотом Карл Дениц был полон решимости нанести новый удар по боевым кораблям Британского флота. Местом для атаки была выбрана военно-морская база в Скапа-Флоу. Главный рейд Скапа-Флоу соединялся с заливом несколькими узкими проливами, и все они были блокированы затопленными судами. Однако немецкому самолету-разведчику удалось обнаружить узкий проход в проливе Керк, и выполнение этой сложной задачи Дениц доверил капитан-лейтенанту Гюнтеру Прину, командиру подводной лодки U-47 . 8 октября 1939 года лодка прошла Кильским каналом и вышла в Северное море, взяв курс на Скапа-Флоу и двигаясь по ночам. 13 октября в 23 часа 7 минут, когда лодка подошла к мысу Роуз-Несс, вахта на мостике заметила транспортное судно. Прин приказал погрузиться на перископную глубину и подошел к командирскому перископу. Несмотря на северное сияние, судна не было видно, и Прин принял решение атаковать корабли противника из надводного положения. В 23 часа 31 минуту U-47 всплыла и Прин поначалу направил ее в пролив Керри, разделяющий острова Лэмб-Хоум и Баррей, но вовремя заметил ошибку и направил лодку в пролив Керк. При движении через пролив подводную лодку сильным течением прижало к одному из затопленных судов, но умело маневрируя лодкой, Прин успешно прошел узкий проход. В 0 часов 27 минут 14 октября подлодка в надводном положении вышла на главный рейд Скапа-Флоу. Из всего Флота Метрополии на рейде оказалось только два боевых корабля, стоявших на якоре на расстоянии мили друг от друга. Эти корабли Прин идентифицировал как линейные корабли "Ройял Оук" и "Рипалс", однако вторым кораблем оказался не "Рипалс", а устаревший авиатранспорт летающих лодок "Пегас" водоизмещением 6300 тонн. Подводная лодка заняла боевую позицию и в 0 часов 58 минут произвела залп четырьмя торпедами из носовых торпедных аппаратов, направив по две торпеды в каждый корабль. Одна из торпед, направленных в "Пегас", не вышла из торпедного аппарата, а вторая прошла мимо цели. В "Ройял Оук" из двух торпед попала одна, проделав в носовой части корабля пробоину, однако командир британского корабля не придал значения взрыву и тревога на нем не была объявлена. В это время на U-47 начали перезаряжать носовые торпедные аппараты и одновременно с этим в 1 час 2 минуты выпустили по "Ройял Оуку" торпеду из кормового торпедного аппарата, которая прошла мимо цели. В 1 час 23 минуты Прин дал повторный залп из носовых торпедных аппаратов, и на этот раз все три торпеды поразили цель. Линейный корабль "Ройял Оук" водоизмещением 29150 тонн взорвался и через тринадцать минут затонул; из 1208 членов команды погибли 24 офицера и 809 матросов.

ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР "НАЯДА"

9 марта 1942 года соединение "B" под командованием контр-адмирала Вайена в составе легких крейсеров "Наяда", "Дидо", "Юриалес" и восьми эсминцев вышло из Александрии (Египет) для нападения на поврежденный итальянский крейсер. Однако сведения оказались неточными, и поиски не увенчались успехом. Корабли соединения "B" взяли курс на Александрию вместе с двумя британскими эсминцами, вышедшими с Мальты. Крейсеры и эсминцы соединения "B" несколько раз подвергались безуспешным атакам итальянской и немецкой авиации.

Вечером 11 марта к северу от Сиди Баррэни (Египет) крейсер "Наяда" водоизмещением 5450 тонн был обнаружен немецкой подводной лодкой U-565 и в 20.01 атакован торпедами. Одна торпеда попала в середину правого борта крейсера и он затонул в течение 35 минут; 82 члена экипажа погибло и 582 человека было спасено.

ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР "ГЕРМИОНА"

11 июня 1942 года легкий крейсер "Гермиона" из состава соединения "A" был привлечен к участию в операции по проводке конвоя снабжения MW-11 из Александрии на Мальту. 14 и 15 июня легкий крейсер израсходовал большую часть своих боеприпасов, отражая тяжелые атаки авиации стран оси. В ночь на 16 июня операция по проводке конвоя была отменена, и "Гермиона" в сопровождении эсминцев "Альденхейм", "Бофор" и "Эксмур" взяла курс на Александрию.

15 июня в 23.20 к северу от Соллума (Египет) группа боевых кораблей была обнаружена немецкой подводной лодкой U-205 . Подлодка в 23.38 и 23.40 атаковала два эсминца двумя торпедами, однако торпеды прошли мимо целей. После этого командир подводной лодки идентифицировал одну из целей как крейсер, и в 00.16 16 июня выпустил веерным залпом три торпеды, поразив цель в правый борт. Отсеки легкого крейсера "Гермиона" водоизмещением 5450 тонн были затоплены, и он получил крен в 22 градуса. Вскоре легкий крейсер лег на правый борт и через 21 минуту затонул. Из команды корабля погибло 8 офицеров и 80 матросов; 498 членов экипажа были спасены эсминцами "Альденхейм", "Бофор" и "Эксмур", после чего они были доставлены в Александрию.

АВИАНОСЕЦ "ИГЛ"

Вышедшая из Ла-Специи 4 августа 1942 года подводная лодка U-73 под командованием капитан-лейтенанта Гельмута Розенбаума имела задание атаковать американские и британские суда у побережья Северной Африки. 11 августа в точке 38°05" с.ш. и 03°02" в.д. U-73 обнаружила конвой WS-21S ("Пъедестал"), в составе которого шли в качестве непосредственного охранения авианосцы "Игл", "Фьюриес" и "Индомитебл", линейный корабль "Нельсон", группа крейсеров и 13 эсминцев. У Розенбаума была возможность поразить транспортные суда противника, однако ему был дан приказ атаковать прежде всего британские боевые корабли. Лодка поднырнула под охранение, прошла между третьей и четвертой колонной транспортов и атаковала британский авианосец "Игл" в 13 часов 15 минут с дистанции 450 метров, выпустив веером четыре торпеды с интервалом в 10 секунд. Авианосец шел зигзагом со скоростью 13 узлов, однако ни лодка, ни следы торпед с кораблей охранения обнаружены не были. Все четыре торпеды попали в "Игл", который стремительно накренился на левый борт и через восемь минут затонул. Из 1087 членов команды погибло 160 человек; вместе с авианосцем водоизмещением 22600 тонн были потеряны все находившиеся на нем 16 самолетов.

Пока эсминцы "Лафорей", "Лукаут", "Мэлколм" и буксирное судно "Гроулер" спасали людей с авианосца, остальные эсминцы начали охоту на U-73 . Однако Розенбауму удалось уклониться от контратаки, погрузившись на глубину 150 метров и остановив лодку. Позже Розенбаум поднял подводную лодку на поверхность и послал командованию радиограмму: "Торпедировал "Игл" четырьмя торпедами с 450 метров. Ясно слышал звуки, характерные для тонущего судна. Атакован глубинными бомбами. Повреждений нет ".

ЭСКОРТНЫЙ АВИАНОСЕЦ "ЭВЕНДЖЕР"

Конвой MKF-1Y вышел из Гибралтара в Клайд (Британия) 14 ноября 1942 года. Этот конвой сопровождал эскортный авианосец "Эвенджер", возвращавшийся в Британию после участия в операции высадки десанта в Северной Африке (операция "Торч").

В ночь на 15 ноября в 120 милях к северо-западу от Гибралтара конвой был обнаружен немецкой подводной лодкой U-155 . В 04.14 15 ноября лодка выпустила веерным залпом четыре торпеды и совершила срочное погружение. После погружения командой лодки были зафиксированы три взрыва торпед, которыми были потоплены эскортный авианосец "Эвенджер" водоизмещением 13785 тонн и британский войсковой транспорт "Эттрик", а также повреждено американское военное транспортное судно "Альмаак". Эскортный авианосец получил попадание торпедой в левый борт в районе миделя, от взрыва которой сдетонировали авиабомбы в погребе. Средняя часть "Эвенджера" была вырвана взрывом, а нос и корма взлетели в воздух и затонули в течении двух минут. Из команды эскортного авианосца погибло 526 членов экипажа; всего 12 человек было спасено эсминцем "Глэйздэйл".

ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР "ПЕНЕЛОПА"

В январе 1944 года союзные войска готовились к десантной операции на западное побережье Италии между портом Анцио и морским курортом Неттуно. Начало операции под названием "Шингл" было запланировано на 22 января 1944 года. Высадка десанта прошла успешно, однако уже через несколько дней высадившиеся части оказались окружены на прибрежном плацдарме плотным кольцом немецких войск. На помощь десанту пришли боевые корабли военно-морских сил союзников, оказывавшие поддержку артиллерийским огнем. Британский легкий крейсер "Пенелопа" был включен в состав артиллерийской группы поддержки TG 81.8, также включавшей в себя следующие американские боевые корабли: легкий крейсер "Бруклин", эсминцы "Вулзи", "Майо", "Триппл", "Людлоу" и "Эдисон".

Утром 18 февраля 1944 года легкий крейсер "Пенелопа" водоизмещением 5270 тонн возвращался без сопровождения после обстрела позиций немецких войскв районе порта Анцио, двигаясь со скоростью 26 узлов. В 35 милях к западу от Неаполя он был обнаружен немецкой подводной лодкой U-410 , и в 06.58 был поражен торпедой позади машинного отделения. В 07.16 крейсер получил второе попадание торпеды, и через 10 минут затонул. Из команды корабля погибло 25 офицеров, 368 матросов и 24 морских пехотинца; 206 человек были спасены британскими десантными судами LST-165 и LST-430. "Пенелопа" стала последним британским крейсером, погибшим во Второй мировой войне.

Однако, согласно немецким данным, легкий крейсер "Пенелопа" был потоплен единственной акустической торпедой TV(G7es) "Zaunkonig", выпущенной с немецкой подводной лодки U-410 . Так как акустическая система наводила торпеду на шум винтов корабля, попадание торпеды пришлось на кормовую часть корабля. В результате произошла детонация в кормовых погребах боеприпасов, что было принято экипажем за взрыв второй торпеды.

ЭСКОРТНЫЙ АВИАНОСЕЦ "БЛОК-АЙЛЕНД"

Оперативно-тактическая группа ВМС США 21.11, состоявшая из эскортного авианосца "Блок-Аленд", эсминцев "Барр", Юджин Э. Элмор", "Аренс" и "Роберт Ай. Пэйн", в конце мая 1944 года находилась на боевом противолодочном патрулировании к северо-западу от Канарских островов.

Вечером 29 мая эта группа была обнаружена немецкой подводной лодкой U-549 , которая незамеченной проникла сквозь кольцо охранения и приблизилась к эскортному авианосцу "Блок-Айленд" водоизмещением 9393 тонны. В 20.13 по нему были выпущены три торпеды, две из которых нанесли поражение эскортному авианосцу. Через восемь минут в "Блок-Айленд" попала еще одна торпеда, которая впоследствии и привела к гибели корабля.

Спустя некоторое время U-549 выпустила по эсминцам две торпеды с акустическим наведением, одна из которых в 20.40 попала в корму эсминца "Барр" и нанесла ему тяжелые повреждения, а другая прошла мимо эсминца "Юджин Э. Элмор". Эсминцы "Юджин Э. Элмор" и "Аренс" предприняли контратаку подводной лодки глубинными бомбами, в результате чего U-549 была потоплена вместе со всем экипажем.

После торпедирования "Блок-Айленда" командиру корабля стало ясно, что эскортный авианосец спасти не удастся, и в 21.00 экипаж покинул поврежденный корабль. В 21.55 "Блок-Аленд" затонул; при торпедировании корабля погибло 10 членов экипажа, а 953 человека были спасены эсминцами "Аренс" и "Роберт Ай. Пэйн" и 1 июня доставлены в Касабланку. В момент гибели эскортного авианосца в небе находилось шесть самолетов; все они направились к Канарским островам, но только двум летчикам из шести удалось спастись.

Информация о потопленных боевых кораблях была бы недостаточно полной, если не упомянуть крупные боевые корабли союзников, которые были повреждены немецкими подводными лодками и восстановление которых было признано нецелесообразным; эти корабли участие в сражениях Второй мировой войны больше не принимали.

ЭСКОРТНЫЙ АВИАНОСЕЦ "НАБОБ"

В августе 1944 года британский эскортный авианосец "Набоб" входил в состав второй группы авианосцев Флота Метрополии вместе с британским эскортным авианосцем "Трампетер" и британским тяжелым крейсером "Кент" для участия в операции "Гудвуд. Задачей группы авианосцев была атака немецких аэродромов перед нападением на линейный корабль "Тирпиц", находившийся на якорной стоянке в Альтенфьорде (Норвегия). Однако плохая погода отменила все планы, и группе авианосцев пришлось повернуть обратно.

В ночь на 22 августа к северо-западу от мыса Нордкап (Норвегия) эскортный авианосец "Набоб" водоизмещением 11420 тонн был обнаружен немецкой подводной лодкой U-354 . В 01.14 22 августа по нему был выпущен веерный залп торпед, одна из которых поразила эскортный авианосец в кормовую часть со стороны правого борта, сделав пробоину в машинном отделении размером три квадратных метра; при торпедировании корабля погиб 21 человек. В 01.22 U-354 попыталась окончательно потопить "Набоб" и выпустила в него торпеду с акустическим наведением, однако торпеда поразила британский фрегат "Бикертон", начавший принимать топливо с эскортного авианосца перед началом атаки. Корма "Набоба" быстро погрузилась на 4,5 метра и эскортный авианосец потерял ход. Двигатели были застопорены, так как температура в машинном отделении поднялась до 150 градусов. 205 человек покинули поврежденный корабль и перешли на канадский эсминец "Алгонкуин", а оставшиеся члены экипажа начали борьбу за живучесть эскортного авианосца. В результате принятых мер удалось несколько уменьшить дифферент на корму, и ближе к вечеру "Набоб" смог двигаться со скоростью 10 узлов. Рано утром 23 августа поблизости от эскортного авианосца была замечена немецкая подводная лодка, но поднявшиеся в воздух два "Эвенджера" загнали ее под воду и продержали три с половиной часа. Первый "Эвенджер" приземлился удачно, а второй при посадке разбился и повредил шесть находившихся на палубе самолетов; впоследствии они были сброшены за борт.

27 августа "Набоб", медленно двигаясь своим ходом, достиг базы в Скапа-Флоу, проделав 1100 миль от места его атаки подводной лодкой U-354 . Эскортный авианосец был признан не подлежащим восстановлению, был отбуксирован в Розайт и оставлен на мелководье. "Набоб" был выведен из состава флота 30 сентября 1944 года и зачислен в номинальный запас, при этом с него были сняты запасные части для ремонта однотипных авианосцев. 16 марта 1946 года эскортный авианосец "Набоб" был возвращен США в поврежденном состоянии. Продан в марте 1947 года на металлолом в Нидерланды, затем перепродан фирме "Норддейче Ллойд" и переделан в немецкое торговое судно "Набоб" в 1952 году. Использовался как тренировочное судно для обучения моряков немецкого гражданского флота. В 1968 году судно переименовано в "Глорию" и зарегистрировано в Панаме; в декабре 1977 года продано на металлолом в Тайвань.

ЭСКОРТНЫЙ АВИАНОСЕЦ "СЭН"

15 января 1945 года британский эскортный авианосец "Сэн" водоизмещением 11400 тонн, двигавшийся без охранения в Северном проливе, был обнаружен немецкой подводной лодкой U-1172 в шести кабельтовых от плавучего маяка Клайда. Эскортный авианосец, занимавшийся перегрузкой самолета, в 13.28 был поражен предположительно торпедой с акустическим наведением в корму со стороны правого борта; при торпедировании корабля погибло 10 человек. Гребной винт и двигатель "Сэна" уцелели, но взрывом торпеды было разрушено соединение турбины с винтом, и эскортный авианосец лишился хода. Находившиеся поблизости эскортные корабли взяли под охрану поврежденный "Сэн", и он был отбуксирован британским фрегатом "Лоринг" в Гринок (Великобритания), где эскортный авианосец был признан не подлежащим восстановлению. 15 декабря 1945 года "Сэн" был возвращен США в поврежденном состоянии и продан на металлолом. Разобран в Фаслейне (США) в 1946 году.

Допущенный промах Дениц решил сохранить в строжайшем секрете: после его разговора с Лемпом из судового журнала исчезли все уличавшие лодку записи. Но рано или поздно все тайное становится явным. Официальный Лондон вполне справедливо обвинил Германию в том, что она в первый же день боевых действий нарушила соглашение 1930 года, запрещавшее военным кораблям уничтожать гражданские суда без предварительного задержания и досмотра. Несмотря на то, что Германское правительство упорно отрицало причастность своего флота к потоплению пассажирского судна, англичане не сомневались - немцы развернули неограниченную подводную войну. В действительности это произошло несколько позже, через пару месяцев, когда на морские коммуникации противника вышла тройка подводных лодок Прина, Шепке и Кречмера...

Планы нанесения удара по неприступной бухте Скапа-Флоу - главной военно-морской базе англичан - немецкое командование вынашивало долго и бережно. Ненависть немцев к этой базе была вполне объяснима: именно Скапа-Флоу стала братской могилой кораблей германского флота, затопленного после первой мировой войны. Взять реванш предстояло немецкой подлодке "U-47" под командованием капитан-лейтенанта Гюнтера Прина, которой предписывалось скрытно проникнуть в бухту и потопить стоящие на рейде корабли.

Задача Прина была не из легких. Пролив Керк, единственно пригодный для прорыва вражеских подлодок в Скапа-Флоу, надежно перекрыли корпуса двух лежавших на дне стареньких брандеров. Англичане специально затопили их в самых узких местах и без того тесного фарватера. Собираясь проникнуть в Скапа-Флоу, Прин ждал очередного прилива, иначе лодка подвергалась риску сесть на мель. Действовать в бухте предстояло оперативно, не дожидаясь, пока скорость приливного течения возрастет настолько, что помешает лодке быстро выйти в открытое море и избавиться от возможного преследования.

Ночь, на которую была намечена операция, выдалась светлой, но Прин решил ни на йоту не отступать от своего плана. С началом прилива "U-47" благополучно проскользнула в рейд, слегка задев рулями одно из затолденных судов. Субмарина довольно долго бороздила бухту в поисках кораблей противника, пока Прин не заметил британский эсминец, дежуривший в северной части базы у пролива Холм. Взяв курс на север, командир "U-47" наконец обнаружил то, что искал. У причальной стенки стояли два военных корабля. Вспышки северного сияния то и дело освещали их массивные силуэты.

В одном из кораблей противника Прин мгновенно узнал английский линкор "Ройал Оук", другой оказался авианосцем "Пегасус" старой довоенной постройки. Лодка всплыла в крейсерское положение и пустила по целям пару торпед. В свете северной ночи Прин отчетливо разглядел, как одна из них пробила носовую часть "Пегасуса".

Удивительно, но прозвучавший взрыв не смутил спокойствия Скапа-Флоу - никакой реакции англичан на появление "гостя" не последавало. Это заставило командира "U-47" усомниться в успехе недавней торпедной атаки. Прин опасался, что, услышав взрыв из бухты, и все же отважился на повторный залп. Решение командира субмарины было тем более смелым, что новому залпу должна была предшествовать двадцатиминутная перезарядка порожних торпедных аппаратов. Все время, пока торпедисты колдовали над боезапасом, "U-47", рискуя быть обнаруженной, находилась в надводном положении, чтобы после перезарядки немедленно пойти на сближение с линейным кораблем. Свой последний шанс Прин использовал до конца: обе торпеды были выпущены с минимальной дистанции и поразили "Ройал Оук".

Линкор начал быстро погружаться в воду, а на берегу все пришло в движение. Англичане не могли предположить, что в бухте орудует немецкая подводная лодка, и искали противника в воздухе. Били зенитные орудия, метались по небу лучи прожекторов, а тем временем лодка возвращалась в пролив Керк.

На обратном пути "U-47" чуть не натолкнулась на английский эсминец, охранявший вход в пролив. Прин ничего не оставалось, как вести субмарину прежним курсом в надежде проскочить мимо противника. "U-47" несказанно повезло. В самый критический момент, когда расстояние между кораблями сократилось до минимума, эсминец резко отвернул в сторону - очевидно, собрался прочесать бухту. Капитан-лейтенант Прин без помех вывел подводный корабль в открытое море...

К началу военных действий против Англии, Гюнтер Прин имел десятилетний стаж подводника. Лодка "U-47" перешла под его начало еще в мирное время, а потом командир знал свой корабль наизусть и успел хорошо сработаться с экипажем.

13 октября 1939г. лодка Прина проникла в главную военно-морскую базу англичан Скапа-Флоу и уничтожила линейный корабль "Ройал Оук". Для британского правительства это было большим ударом. Достаточно сказать, что гибель линкора стала отдельным предметом обсуждения в нижней палате английского парламента, после того как 2 ноября 1939г. Черчилль представил вниманию парламентариев пространный доклад о противоборстве в Скапа-Флоу казалось тем более досадным, что накануне британское адмиратейство решило выставить дополнительные заграждения в проливе Керк. Командование английских ВМС собиралось затопить здесь еще одно большое старое судно, выкупив его у владельца. Однако государственное казначейство не спешило выделять для этих целей кругленькую сумму. Английским адмиралам пришлось походить по инстанциям, доказывая необходимость усиления защиты Скапа-Флоу. В конце концов казначейство все-таки раскошелилось, но было уже поздно. Старое судно неторопливо вышло из лондонского порта в Керк как раз в тот день, когда Прин успешно атаковал "Ройал Оук".

Конец 1939 года оказался для "U-47" исключительно ударным. Только за один поход в ноябре-декабре подлодка капитан-лейтенанта Прина отправила ко дну три вражеских транспорта общим тоннажем 31тыс.т. Вместе с тем плохое качество боезапаса принесло ряд разочарований. Напрасно Прин каждый раз старательно выверял позицию длч атаки. Шесть торпед, выпущенных лодкой по британским кораблям, попросту не взорвались.

В апреле 1940 года весь действующий подводный флот Германии был спешно переброшен в район Нарвика. Этот отдаленный норвежский порт, снабжавший Германию железной рудой, являлся одинаково лакомым кусочком для немцев и союхных англо-французских войск. Случилось так, что десантным отрядам Дитля удалось высадиться в Нарвике не день раньше, чем англичанам. Немецкие субмарины должны были помешать британским надводным кораблям с контрдесантом на борту прорваться к норвежскому побережью. Занять оборонительный рубеж у Нарвика предстояло и лодке "U-47" под командованием капитана-лейтенанта Прина. У берегов Норвегии германский подводный флот потерпел полное фиаско. В ходе операции немецкие подлодки предприняли не менее пяти попыток потопить мощный английский линкор "Уорспайт", но ни одна из них не увенчалась успехом. Пожалуй, было бы ошибкой полностью винить в этом торпедные расчеты немецких субмарин. Неудачи немецких подлодок в северных фьордах отчасти объяснялись недостатками германского торпедного оружия. Недавно принятые на вооружение торпеды с магнитным взрывателем срабатывали то слишком рано, то слишком поздно, а иногда и вовсе отказывались взрываться под килем вражеского корабля или значительно отклонялись от заданного курса. Основная причина странного поведения магнитных торпед крылась в том, что англичане, для которых не был секретом принцип действия нового оружия, периодически размагничивали свои корабли. Хромало и качество изготовления магнитных взрывателей. Не догадываясь об этом, Прин совершенно безрезультатно выпустил семь торпед по британским военным транспортам, которые в это время спокойно занимались высадкой десанда на побережье Вогс-фьорда. Каково же было удивление командира "U-47", когда в перископ ему удалось рассмотреть след движения одной из торпед - она шла, как ей хотелось.

После захвата Азорских островов американцы создали специальные базы ВВС для действий против немецких подлодок, что вынудило Германию увести большинство своих субмарин в открытую часть Атлантики. Торговые суда, огибавшие берега Африки на пути в Англию, как правило, пополняли запасы топливо во Фритауне. Капитаны судов считали этот район относительно безопасным, а потому зачастую выходили из Фритауна без охранения. Однако именно здесь их поджидали немецкие лодки. Если же торговым судам удавалось прорваться через первую линию подлодок, то, выйдя в Северную Атлантику, они неизбежно становились жертвами знаменитой 7-й флотилии (порт Сен-Назер), в состав которой одно время входила и субмарина "U-47". Боевую рубку лодки Гюнтера Прина украшало изображение взбешенного быка. Со временем такую эмблему стали носить почти все корабли 7-й флотилии.

В марте 1941 года почти одновременно погибли три лучшие немецкие подлодки под командованием Шепке, Кречмера и Прина, что отнюдь не было случайным совпадением. К тому времени англичане значительно усилили противолодочную оборону своих конвоев. Пять-десять эсминцев, которые Англия получила от Соединенных штатов в обмен на 99-летнюю арентду нескольких британских военно-морских баз, сыграли в этом не последнюю роль. Кроме того, охранение британских конвоев пополнилось многочисленными самолетами морской авиации, которые патрулировали район на большом расстоянии от транспортов, обеспечивая безопасность перехода.

Атака английского конвоя 8 марта 1941г. стала для капитан-лейтенанта Прина последней. Перед боем командир "U-47" отослал в штаб флота радиограмму, в которой докладывалось о численности конвоя противника и составе его охранения. На этом связь с подлодкой оборвалась навсегда. Как следовало из последнего донесения Прина, в охранении конвоя участвовал английский бомбардировщик. Именно на его счет немцы долгое время относили гибель подводной лодки "U-47". Лишь после войны выяснилось, что легендарная субмарина была уничтожена глубинными бомбами, сброшенными британским эскортным миноносцем "Вулверин".