Экзамены на физико-математическое направление в Лицей БГУ. Заочная дискуссия

Экзамены на физико-математическое направление в Лицей БГУ. Заочная дискуссия

Ну почему мне 25? Теперь я при всем желании не поступлю в Лицей БГУ.

Зато я могу, пользуясь служебным положением, проникнуть в здание, посидеть на занятиях и узнать, как тут все устроено.

Когда открывали лицей, то хотели создать необычную школу, аналогов которой еще не было. Учителями стали преподаватели университета и научные работники, которые никогда до этого не вели уроки в школе. Они не знали, как «правильно» обращаться с учениками, поэтому отнеслись к ним как к студентам и коллегам.

«Лицеисты как раз больше похожи на студентов, только на самых лучших», - делится директор Вадим Матулис, который, кстати, и сам окончил Лицей БГУ.

Занятия здесь проходят в виде пар, как в университете. «Это позволяет лучше сфокусироваться и погрузиться в предмет, - рассказывает Вадим Эдвардович. - К тому же ученику нужно делать домашние задания по трем предметам вместо шести».

Школьной формы здесь и в помине нет. «Мы хотим создавать в лицее условия для проявления творческой индивидуальности, в этом смысле форма как элемент уравнивания, возможно, не совсем уместна, - уверен директор. - Кто-то считает, что она помогает дисциплине. Но дисциплина может поддерживаться только если ученики понимают, зачем вводится то или иное правило, и видят в нем логический смысл».

Разведка боем

Захожу на урок химии и поражаюсь, насколько свободно чувствуют себя десятиклассники. Они шутят, и в то же время видно, насколько они включены в процесс. Пока учитель рассказывает про фенол, дети не стесняются задавать философские вопросы: «Если в гуаши содержится фенол, тогда почему говорят, что фенол пахнет гуашью, а не гуашь фенолом?»

Когда приходит время вызвать кого-нибудь к доске, самой что ни на есть интерактивной, учитель включает «генератор случайных отвечающих». Любопытно, что программу написал ученик из другого класса.

Дальше у нас по расписанию физика в 11-м классе. Заместитель директора и учитель Игорь Варакса в быту разговаривает по-белорусски. Интересно, на каком языке проходят занятия? Оказывается, дети могут попросить вести уроки на белорусском языке. «У мяне такiх класаў палова. Зараз мы будзем займацца ў адным з іх», - обрадовал меня преподаватель.

Программу одиннадцатого класса дети уже благополучно прошли, поэтому я попадаю на подготовку к ЦТ. Парни и девушки, вооружившись пультами, регистрируются в системе. Теперь можно будет увидеть, кто уже ответил, а кто еще думает, посмотреть статистику правильных ответов и т. д. Самым шустрым полагается «плюсик».

Сёння дзяцей менш, чым звычайна, - некаторыя зараз на зборах па падрыхтоўцы да рэспублiканскай алiмпiяды. Але прысутныя свае 100 балаў возьмуць.

Охотно верю. В 2013 году РИКЗ определил, что по итогам централизованного тестирования по всем предметам Лицей БГУ стал лучшим учебным заведением. Не зря его каждый год штурмуют 1,5 тысячи абитуриентов, то есть на одно место претендуют 6 - 7 человек. После нешуточного конкурса сюда попадут более 270 самых умных ребят со всей страны. Для тех, кто не из Минска, найдется местечко в общежитии.
Напоследок меня порадовал урок физической культуры и здоровья. Никаких тебе нелепых упражнений. Баскетбол, футбол, настольный теннис… - игровые виды спорта здесь на первом месте. Причем не просто «вот мяч - идите играйте». Здесь серьезно отрабатывают подачи, пасы и т. п., чтобы можно было и на пляже в волейбол сыграть, и в каком-нибудь конструкторском бюро всех в пинг-понг разгромить.
Дважды в год победители лицейского чемпионата по футболу играют со сборной учителей. И это вам не шуточки! «У десятых классов мы, как правило, выигрываем легко, а с одиннадцатыми тяжелее», - улыбается полузащитник Вадим Матулис.

А в Кембридж не хотите ли?

«Существует мнение, что если вы поступите в лицей, у вас будет плохой аттестат, потому что здесь очень высокие требования, - с улыбкой замечает Вадим Эдвардович. - Требования, конечно, высокие, но они соответствуют уровню подготовки лицеистов. Если брать десятую параллель, средний показатель по всем предметам в прошлом году был 8,6. В 11-м классе успеваемость выше - 9,0».

В Лицей БГУ поступают самые сильные. Теперь понятно, почему у него есть право готовить свою команду для участия сразу в заключительном этапе республиканской олимпиады, даже минуя районные и городские состязания.

Чтобы сохранять за собой это право, нужно, чтобы не менее половины участвующих в республиканской олимпиаде лицеистов получили дипломы, - объясняет принцип директор. - В прошлом году по математике участвовали 22 человека. Значит, должно было быть минимум 11 дипломов. Наши ребята взяли 21.

Всего в 2013 году ученики завоевали 82 диплома на республиканской олимпиаде. Все победители могли без экзаменов поступить в любой университет. Чаще всего лицеисты выбирают БГУ, БГМУ, а также ведущие российские вузы. Почти каждый год кому-то из выпускников покоряется Кембридж.

Поступаем правильно

Для тех, кто хочет учиться в Лицее БГУ, 26 марта пройдет день открытых дверей, где можно узнать все о вступительной кампании. Например, о том, что абитуриентам, которые идут на филологическое направление, дадут возможность самим выбирать экзамены, которые нужно сдавать. Русский язык и литература, белорусский язык и литература, английский - берем два любых и успешно поступаем! Нечто подобное будет и на обществоведческом направлении.

Кроме того, помимо обычных четырех направлений, которые существуют у нас в стране - физико-матема-
тического, химико-биологического, обществоведческого и филологического - Лицей БГУ открыл еще и химико-математическое. Чтобы поступить на какое-нибудь из них и стать частью лицейского братства, нужно в мае успешно сдать экзамены или быть победителем республиканской олимпиады с дипломом I, II или III степени.

Для поступающих существуют подготовительные очные и дистанционные курсы, а также интернет-олимпиада. Чтобы получше подготовиться, можно пройти репетиционный экзамен, специально разработанный для абитуриентов лицея. Это бесплатно можно сделать на сайте lyceum.by .

Елена РЫСЬ, фото Дмитрия ЕЛИСЕЕВА, «ЗН»

УНП 100557342

Каждый год конкурс в лицей БГУ покруче, чем во многие университеты – машины с родителями абитуриентов паркуются чуть ли не возле цирка. Вчера будущие лицеисты сдавали свой второй экзамен. KYKY поинтересовался у поступающих, почему они выбрали лицей и кем хотят стать в будущем.

Егор, поступает на прикладную математику: «Я хотел бы стать программистом, разрабатывать программное обеспечение для различных систем».

Аня, поступает на химбио: «Прикольно учить анатомию, ботанику. Я хочу стать либо косметологом, либо хирургом. Родители хотят, чтобы я пошла в медицинский».

На эту тему: «Подростки вроде как тупые – притворяться можно без особенного мастерства». Дневник старшеклассника

Глеб, поступает на русский-английский: «Мне нужно поднять английский максимально высоко за два года для поступления в зарубежный вуз – а сделать это можно именно здесь. Хочу в Литву, потому что там образование лучше – скорее всего, буду поступать в Клайпеду».

Никита, поступает на физический профиль: «В будущем я хотел бы стать аналитиком: нравится сидеть за статистикой. Придется начинать с низов – возможно, сначала в аптеку пойду работать, либо в другие более низкие сферы, а с опытом можно будет устраиваться в крупные компании. Физика развивает логику, поэтому я выбрал физмат».

Лёша, поступает на прикладную математику: «Поступаю по желанию отца – он говорит, что прикладная математика самое лучшее, что может быть. Мои родители хотели бы, чтоб я работал программистом – я тоже хочу им стать».

Тимофей, поступает на историко-обществоведческий профиль: «Я собираюсь получить два образования – юридическое и экономическое. И не потратить их впустую. Я хотел бы свой бизнес. Большинство людей, которые получают экономическое образование, идут кассирами делать простые банковские операции. Как мне поможет историко-обеществоведческий профиль в поступлении на экономику? Я считаю, каждый человек умеет выполнять простые математические действия: складывать, вычитать, делить, умножать. А знания терминов экономки больше относятся к обществоведению, чем к математике».

На эту тему: Бруд і сум: як жыве сельскі настаўнік

Ияд, поступает на химбио: «Мне с детства нравилась профессия врача, я вижу себя только в ней. Думаю стать либо хирургом, либо стоматологом. Решил поступать в лицей, потому что предметы, в которых я заинтересован, тут преподают на высоком уровне».

Александра, поступает на беларуский-английский: «Я – за развитие беларуского языка среди молодежи. Я ещё не определилась, кем хочу стать в будущем.

Папа меня наталкивает на программиста, потому что сам связан с информационными технологиями, а мама говорит: «Твое решение – что хочешь, то и делай. Главное, чтобы работа была в удовольствие».

На эту тему: США нараспашку. Почему американцы уважают ближнего

Алена, поступает на русский-английский: «Я выбрала направление ради английского, чтобы, возможно, уехать – хотелось бы в Америку. Вообще, хотела связать будущее с музыкой: петь или играть на фортепиано. Предпочтения родителей другие: мама – за медицину, а папа сам связан с физикой и науками, и поэтому хотел бы отправить меня в эту сферу».

Юра, поступает на математический профиль: «Пока не знаю, кем хочу стать, про программиста немного задумывался. Поступать в лицей мне родители посоветовали. Они хотели бы, чтоб я стал тем, кто много зарабатывает».

Артём, поступает на химбио: «У меня в семье все химики-биологи, преподаватели – я решил по стопам пойти. Ещё не думал, кем хочу быть. Терапевтом, наверное. Когда я маме сказал, что хочу поступить в лицей БГУ, она обрадовалась. Сказала, что уважает мой выбор, поблагодарила, что выбрал это сам».

На эту тему: Что внучка Сталина постит в свой Facebook

«Я хотела бы стать юристом-международником: меня интересует право, политика. Из истории Беларуси больше всего нравится период Речи Посполитой. Поступать в лицей БГУ решила сама: это заведение с хорошим уровнем, где людям не плевать на учебу».

Ваня, поступает на белорусский-английский: «Сначала я ходил на физико-математические курсы, но понял, что мне не светит туда поступить. В языках более уверенно себя чувствую. У меня и родители поступали на филфак. Обычно филологи становятся педагогами, но я, скорее всего, поступлю в БГУ и буду заниматься научной деятельностью по белорусскому языку».

Вла димир, поступает на математический профиль: «Я хотел бы стать либо юристом – пойти по стопам родителей, либо экономистом – на банковское дело пойти. Выбрал лицей БГУ, потому что сестра училась в там, а потом поступила на международные отношения. После лицея больше шансов поступить в университет».

На эту тему: Пост дня. Сцена минета у Шолохова не спасет школьное образование

Таня, поступает на химбио: «Я с детства хотела стать врачом: либо хирургом, либо неврологом. Родители поддерживают: хотят, чтобы я в медицинский поступила, в Витебск лучше. Там знакомые учатся, им нравится».

Женя, физический профиль: «Физику знаю лучше, чем математику, но вряд ли моя профессия будет связана с физикой. Я хотел бы заниматься чем-то, связанным с IT-сферой: платят много. Родители хотят, чтобы я стал архитектором, а IТ-сферу не одобряют: считают, что это все загнется. Папа хочет, чтобы он увидел какое-то здание и сказал: «Это мой сын построил».

Анна, поступает на историко-обществоведческий профиль: «Теперешняя молодежь практически ничего не знает об истории нашей страны, и мне не хотелось бы, чтобы такое продолжалось – чтобы наша нация исчезла. Практически на все специальности в лицей нужно сдавать историю Беларуси: менеджмент, режиссура. Я планирую поступать на менеджмент в БГУКИ. Мама хочет, чтобы я была доктором, но все равно поддерживает то, что мне нравится».

На эту тему: За какую сумму белорусские студенты готовы сняться в порно

Диана, поступает на математический профиль: «Я хотела бы стать экономистом или юристом. Наверное, мои родители тоже хотели бы, чтобы я стала экономистом».

Павел поступает на прикладную математику: «Мне нравятся алгоритмы: там все четко устроено. Все программирование на них построено. Я хотел бы стать программистом – потому что нравится, а не из-за зарплаты».

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

12 июля вузы Беларуси начали прием документов. И в первый день приемные комиссии без работы не сидели, а в некоторых университетах стояли большие оче реди.

«Им все равно, куда поступать - в обычный или лучший вуз страны»

В этом году подать документы в большинство вузов можно с 12 по 17 июля, то есть в течение шести дней. В прошлом году прием длился неделю. Возможно, этим можно объяснить очереди из абитуриентов в университетах. Самая впечатляющая была в БГУ.

Многие молодые люди, о которых говорят, что они родились со смартфоном в руках, почему-то не знали правил подачи заявления, хотя они были указаны на сайте университета, или не поняли их. Надо было заполнить форму и заявление в электронном виде и распечатать их. Кто-то зарегистрировался в личном кабинете абитуриента на сайте БГУ, но не распечатал заявление, кто-то даже не зарегистрировался. Для таких вместо экономии времени случилась его дополнительная трата.

Впрочем, очередь была такая - на час и более, что абитуриенты успевали заполнить анкету с телефона. А вот заявление уже приходилось писать от руки.

«Без письменного заявления не принимаем документы, оно ведь в деле хранится, - пояснила сотрудница приемной комиссии. - Не знаю, почему молодые люди оказались к этому не готовы. Я захожу на сайт абитуриента БГУ и вижу, что надо создать личный кабинет, а они не видят. Такое чувство, что им все равно, куда поступать - в обычный или лучший вуз страны».


БГУ в глазах многих и правда остается лучшим вузом страны, куда поступают лучшие абитуриенты. Выпускник гимназии № 1 Борисова Алексей Кожан набрал 381 (из 400) балл, в том числе 99 (из 100) по английскому языку. Занимался в школе, самостоятельно и с репетитором. Поступает на факультет международных отношений.

Сотрудница приемной комиссии терпеливо объясняла молодому человеку, что, несмотря на его очень хорошие результаты, все же надо следить за конкурсом, ведь в прошлом году на специальность « Международное право», на которую он подал документы, проходной балл был 382.

«Следите за конкурсом, у вас есть возможность изменить специальность. Если хотите именно на эту, то в случае, если не поступите, ориентируйтесь на платное обучение», - говорила сотрудница БГУ.

Алексей Кожан говорит, что на платное не пойдет, будет ориентироваться по конкурсу внутри БГУ: «Я хотел бы попасть на международное право. Это моя мечта - работать в сфере международных отношений. Мне кажется, эта область деятельности связана с возможностью путешествовать».


А выпускница лицея № 1 Минска Мария Томашевич мечтает заниматься разработкой лекарств и планирует учиться на химическом факультете. Девушка набрала 342 балла, химию сдала на 82 балла:

«Я не поступаю на фармацевтику, в аптеке работать не хочу. Думаю, что найду себя в разработке лекарств. Я училась в химико-биологическом классе, в лицее нас сориентировали на науку. Мне нравится атмосфера БГУ, я считаю его лучшим университетом страны».

Наталья, мама девушки, очень надеется, что Мария реализуется в жизни: «Она сама выбрала специальность, целенаправленно готовилась. Я одна ращу дочь, возможности нанять репетиров у меня не было. Дочка ходила на вечерние курсы в Лицей БГУ и готовилась самостоятельно. Я очень довольна ее результатами».

Всего на дневную бюджетную форму в БГУ планируется принять 2164 студента (в 2016-м приняли 2202 человека).

Академия МВД: главное - надеть погоны

Совсем другие мечты у тех, кто поступает в Академию МВД. Николай Сузько из Мозыря набрал «немного баллов», как он сказал, и подал документы на факультет милиции. Например, ЦТ по обществоведению написал на 40 баллов.

В прошлом году на этот факультет на специализацию «Административно-правовая деятельность» (подготовка для Министерства обороны) проходили с 132 баллами, а на специализацию «Оперативно-розыскная деятельность» - со 186 (из 400 возможных).

Документы в Академию МВД подают только после тщательной проверки благонадежности на уровне местных отделов внутренних дел и прохождения медицинской комиссии, включающей психологическое тестирование.

Николай Сузько рассказал, что у него не было проблем с комиссией, психиатр говорил с ним минут пять: «Спрашивал что-то несущественное, например, про иностранный язык, который я изучал. Больше запомнилось заполнение анкеты, в которой было, мне кажется, тысяча вопросов. Мне запомнился такой: «Могли ли бы вы зарезать курицу?». Мог бы, конечно. А кто ее зарежет - мы с младшим братом живем с мамой. Вот она или я и убиваем, когда надо, брат маленький еще. Вообще вопросы, начиная примерно с 50-го, повторялись, просто формулировка менялась» .

На вопрос, почему выбрал работу в милиции, молодой человек ответил, что мечтал о ней. Того, что придется выполнять любые приказы, а иногда разгонять граждан во время мирных акций протеста, не боится: «Ничего плохого я не сделаю, всё только по уставу. Правда, его я еще не читал…»

Наталья Степанова приехала с сыном Акирой из Гомеля. У молодого человека 180 баллов, подал документы на специализацию «Оперативно-розыскная деятельность». В прошлом году туда поступали, набрав 186 баллов.

В семье выбором сына довольны. За четыре года учебы он получит высшее образование, да и в армии служить не придется: «Станет мужчиной. А то, что придется акции разгонять… Во-первых, у нас мирная страна. Во-вторых, так и надо, мы же не хотим у нас второй Украины».

«Пускай шлют», - однозначно ответил абитуриент из Светлогорска на вопрос, не боится ли он, что его пошлют на задание типа разгона людей. Молодой человек набрал 260 баллов и подал документы на специализацию «Судебно-прокурорско-следственная деятельность» следственно-экспертного факультета, куда в прошлом году проходной минимум составлял 188 баллов. Родители поддерживают мальчика в выборе профессии.

Не было сомнений в выборе профессии и у отца минчанки Маргариты , которая окончила в этом году школу, а поступать идет с багажом в 242 балла. У девочки есть шансы поступить, но очень небольшие - в прошлом году для женщин на специальность «Правоведение»(специализация «Уголовно-исполнительная деятельность») проходной балл был 309.

«Если она не пройдет, будем пытаться устроиться хоть кем-то в МВД. Главное - надеть погоны, в этой структуре у всех есть рост. Люди туда идут не за зарплатами. Маргарита сама выбрала такую специальность. Она с четырех лет хотела наказывать людей. Вот у нас в Заводском районе, знаете, какая преступность? Только посмотрите «Зону Х», там всё видно», - сказал отец девушки.

На факультет милиции в этом году примут 310 человек, следственно-экспертный - 112, уголовно-исполнительный - 90. Женщины будут поступать по отдельному конкурсу - всего для них зарезервировано 15 мест.

БГУИР: большие амбиции и хорошие перспективы

Золотая медалистка, выпускница физико-математического класса 209-й минской школы Анастасия Шиковец сдала физику на 98 баллов (легкий экзамен был, говорит), математику - на 82 и белорусский язык - на 91 балл (занималась с мамой-учительницей), аттестат - 98, итоговая сумма - 369.

Анастасия подала документы в БГУИРна факультет компьютерных систем и сетей, проходные баллы на который в прошлом году были 343-373.

Девушка уверена, что в ИТ-сфере уровень возможностей не зависит от того, носишь ты юбку или брюки: «Много девушек показывают прекрасные результаты. Я с оптимизмом смотрю в будущее, уверена, что у меня будет хорошая специальность и стабильный заработок».

В этом уже на практике убедился Александр . Он поступает в БГУИР на вечернее отделение. Не видит проблемы сдать экзамены (два внутренних по специальности). В этом году получил диплом колледжа электроники и уже работает:

«Специальности в сфере ИТ с каждым годом будут все больше приобретать популярность. Творческая работа, требующая не только знаний, но и воображения. И оплачивается соответственно. Я платно учился в колледже, теперь платить не буду. Мы не для того столько вкалывали, чтобы идти на платное».

В этом году БГУИР примет 1260 абитуриентов на бюджет, из них на дневную форму - 1115 человек + 80 человек на военный факультет.

Ответственный секретарь приемной комиссии БГУИР Василий Бондарик рассказал: «В прошлом году наблюдалась такая ситуация: чем более айтишная специальность, тем выше проходной балл. Например, были в топе направления факультета компьютерных систем и сетей (проходной балл 2016 года на бюджет на специальность «информатика и технологии программирования» - 373). Пользовалась популярностью сфера игровой индустрии на факультете информационных технологий и управления (проходной балл 2016 года на специальность «информационные системы и технологии (в игровой индустрии)» - 360)».

Александр добавил, что, как показывает его опыт, и без высшего образования в сфере ИТ можно делать карьеру. Ценится, прежде всего, не диплом, а знания, умения и опыт. Однако в университет молодой человек поступает, «во-первых, потому что БГУИР дает хорошую базу, а во-вторых, если совсем честно, надо как-то армии избежать».

Фото Сергея Балая

Символом белорусского образования должен стать будильник: еще чуть-чуть, и вопрос о времени начала учебного дня в школах вынесут на республиканский референдум. Но проблем в среднем звене образования значительно больше. «Большой» поговорил с директором лицея БГУ Макаром Шнипом о вариативности учебных программ, о западном опыте, о прагматичных, но инфантильных подростках.

- Что вас тревожит в белорусском среднем образовании?

Мне сложно держать слово за все образование, все-таки лицей БГУ - учреждение республиканского подчинения: сюда поступают талантливые и одаренные ребята со всей Беларуси, здесь работают экспериментальные программы. Мы немного не соответствуем общим тенденциям и трендам, да и у меня нет достаточного опыта в стандартном среднем образовании, чтобы набраться смелости и оценить общую температуру по больнице. Но из того, что я вижу, исходя из своего опыта работы, нам нет смысла посыпать голову пеплом. Обычно мы любим сравнивать - с прежней системой, опытом других стран. И я не стал бы говорить, что мы растеряли все лучшее из советского наследия, как и не стал бы соглашаться с теми, кто считает, что наши соседи ушли вперед, а мы плетемся в хвосте.

- Беларусь смогла найти свой собственный подход к образованию или мы все же продолжатели прежней эпохи?

Считаю, что наша аутентичность пока не найдена - мы все еще в поиске национальной системы образования. Фундаментом осталась советская система - примерно такой же набор предметов, работает много преподавателей старой закалки, ориентирующихся на тенденции того времени. Но программы по тем же предметам наполняются новым смыслом, развивается наука - это все нуждается в корректировках.

Что я поменял бы? Мне кажется, имело бы смысл перенять международный опыт и видоизменить существующий набор дисциплин. Разделить предметы у старшеклассников на необходимые для обязательного изучения (нужны для поступления в вуз) и на дополнительные - ученик сам вправе будет поставить галочку напротив того, что ему интересно. Например, для классов с естественным профилем обучения историю, литературу, обществоведение можно выделить в блок социальных наук или наук об обществе, равно как для гуманитариев стоит объединить химию биологию, физику, математику в естественно-научный блок. Таким образом мы, во-первых, сократим нагрузку учеников по непрофильным предметам, дав возможность лучше подготовиться к поступлению в университет, а во-вторых, предоставим альтернативу: в том же блоке социальных наук «математики» или «физики» могут, например, самостоятельно увеличить количество часов на изучение художественной литературы за счет предметов, которые им менее интересны.

Сегодняшние подростки в достаточной степени инфантильны: цель моя, но к ее достижению меня приведет учитель

Считаю, что набор предметов для обязательного и вариативного изучения - перспективный вариант для лицея: мы и некоторые другие учреждения образования пытаются частично эту задачу решить прямо сейчас. Ежегодно утверждаются планы экспериментальной деятельности, и участвующие в эксперименте лицеи, школы и гимназии (порядка пятнадцати) выбирают интересующее их направление для апробации новых учебных планов. Конечно, мы ограничены рядом устоявшихся правил, но продолжаем лоббировать вариативность при обучении, что наверняка пошло бы ученикам на пользу.

Как вам идея финнов до 2020 года отменить все стандартные школьные предметы и перейти на проектный формат, когда каждое явление будет рассматриваться в междисциплинарном ракурсе? Смог бы такой проект реализоваться в Беларуси и нужен ли он?

Любая система образования плотно привязана к существующей в стране социально-экономической модели. У нас сегодня получение высшего образования является чуть ли не обязательным критерием для поступления на работу, какую бы специальность ты ни выбрал. Поэтому и старшие классы средней школы ориентированы преимущественно на поступление в вузы. В связи с этим проектное обучение, основная цель которого - помочь сориентироваться в обществе, пока не сильно нам подходит. Все направлено на получение высшего образования, оттого и задача средней школы у нас похожа на задачи в автошколах, где главное - получить водительское удостоверение. А реальные знания будешь получать, набивая шишки и разбивая бампер.

Вы согласны с мнением уехавшего за дополнительным обучением за рубеж выпускника радиофизического факультета БГУ, который считает, что образование в Беларуси есть, но нет ему применения?

Многие признают важную проблему современного высшего образования (причем не только в Беларуси): ведется подготовка специалистов, но неизвестно, насколько они будут востребованы через 5–10 лет. Абитуриент поступает на первый курс университета, а когда он закончит учебу, появится с десяток рабочих мест по новым специальностям, на которые нужны будут специалисты. Получается, что система образования должна предугадывать, что произойдет через какой-то промежуток времени, и с учетом этого прогноза заказывать для себя кадры. Эту проблему сложно решать в одиночку, силами только областных структур образования: нужен комплексный подход, к реализации которого должны подключаться и другие структуры. Утрированный пример: МВД или Таможенный комитет видят, что появляются новые тенденции в области защиты информации, оперативно делают запрос на подготовку необходимых специалистов и прописывают нужный набор требований.

Но все нюансы предугадать сложно, поэтому одна из задач, которую мы ставим в лицее - мотивировать учеников на самообучение: этот навык в будущем может сыграть ключевую роль. Упомянутые выше проектные и междисциплинарные методики могли бы оказать в этом содействие. Например, на базе вариативных предметов (допустим, аналог блока социальных наук) учителя делят класс на 4–5 групп, определяют задачи на четверть или на полугодие, а затем контролируют их выполнение. Ребята сами определяют в своих командах роли: кто руководитель, кто менеджер, кто дизайнер и т. д. Предложенная форма хороша тем, что участники учатся самостоятельно добывать информацию, анализировать ее, принимать решения. В последующем навык самообучения будет совершенствоваться, и когда через 5–7 лет после окончания вуза человек придет на собеседование, он сможет не просто похвастаться дипломом, а взять какой-то «таск» и тут же его выполнить.

Мы должны понимать, что для нас важнее: подготовить победителей олимпиад или создать условия, чтобы ребенок каждое утро шел на учебу с удовольствием

- А что представляет собой новое поколение? Оно сильно отличается от предыдущих?

Я периодически сравниваю нынешних лицеистов со своими одноклассниками, с выпускниками нулевых и замечаю достаточно парадоксальную штуку. С одной стороны, нынешние старшеклассники прагматичные: есть конкретная цель, которую они придумали сами или им ее обозначили родители, и этой цели нужно достичь. С другой - сегодняшние подростки в достаточной степени инфантильны: цель моя, но к ее достижению меня приведет учитель, который даст мне знания; я самостоятельный, но мама с папой меня должны обеспечивать и т. д. За каждый свой шаг надо отвечать, но со временем этой ответственности становится все меньше. Раньше старшеклассники были более самостоятельными в процессе обучения.

- Что лицею дает сотрудничество с зарубежными учреждениями образования?

Мы довольно долго сотрудничали с одной шведской школой - со второй половины 1990-х до начала 2010-х. Сотрудничество больше носило характер культурного обмена и языковой практики. По разным причинам оно приостановилось, но мы стараемся к нему вернуться. Со следующего года начинаем сотрудничать с лицеем «Дю Парк» в Лионе, с которым подписали договор. Этот лицей знаменит своим математическим профилем, да и в целом французская школа математики очень сильна. Для нас это будет хороший опыт, французы также не скрывают своей цели: они хотели бы, чтобы наши ученики после окончания лицея поступали к ним, в частности - на курсы подготовки к высшей школе. В то же время и нам не хотелось бы терять хорошо подготовленных ребят; желательно, чтобы они поступали в белорусские вузы. Конечно, мы будем искать компромисс, но и без этого есть барьер, мешающий сотрудничеству: большинство наших учеников изучает английский язык, а в Лионе обучение на французском. У нас была идея отдельного набора в лицей по результатам экзаменов по французскому языку и математике, но решили пока не экспериментировать, поскольку это достаточно редкая комбинация. У поступающих, как правило, либо сильный французский, либо математика - останавливаться в полупозиции не имеет смысла.

Кроме того, ежегодно 2–3 лицеиста, изучающие немецкий язык, выезжают на краткосрочное обучение в Германию, где посещают занятия с немецкими школьниками, знакомятся с местной спецификой среднего образования, принимают участие во внеклассных мероприятиях и «прокачивают» свой немецкий. На январь 2018 г. запланирован белорусско-польский математический турнир в Люблине, куда нас пригласил один из местных лицеев, знаменитый своими победами в польских олимпиадах. Лицеисты сейчас усиленно готовятся, а учителя с белорусской и польской стороны работают над заданиями турнира.

Несколько последних лет мы совместно с Минским областным лицеем принимаем делегацию украинских школьников. Во время этих визитов проводится научно-практическая конференция, в ходе которой школьники делятся своими первыми научными изысканиями и успехами.

- Внутри страны существует острая конкуренция между лицеями, гимназиями, отдельными школами?

Конечно, мы конкуренты, хотя иногда речь идет о сотрудничестве. Мы проводим общие конференции с Минским государственным областным лицеем, в период подготовки к олимпиадам некоторые районные школы обращаются к нам с просьбой помочь их ученикам. Если у ребенка есть возможность приехать к нам в субботу - пожалуйста, мы никому не отказываем. Поддерживаем достаточно теплые отношения с лицеем № 1 г. Бреста, взаимно делимся опытом с брестскими коллегами в организации профильного обучения.

Но все-таки в большинстве случаев учреждения образования относятся с ревностью к успехам друг друга, ведь так или иначе составляются рейтинги по результатам ЦТ, результатам заключительного этапа по олимпиадам и т. д. С одной стороны, это неплохо, поскольку подстегивает учреждения образования искать новые методы и формы работы с детьми, с другой стороны, это создает излишний ажиотаж в погоне за количеством тех же олимпиадников: у нас - три, у нас - семь, а у нас - десять. В этой погоне порой теряется суть нашей работы; мы должны понимать, что для нас важнее: подготовить победителей олимпиад или создать условия, чтобы ребенок каждое утро шел на учебу с удовольствием, в ожидании новых интересных уроков и захватывающего общения. Идеально было бы совместить эти две задачи, но зачастую выбор делается в пользу одной из них.

Когда Беларусь внезапно стала IT-страной, конкурс на поступление в классы математического профиля сильно увеличился?

В позапрошлом году мы решили сделать набор в класс по профилю «информатика, математика, физика» и в качестве эксперимента ввели вступительный экзамен по информатике. В ту вступительную кампанию самый большой конкурс был на поступление в этот класс - 9,2 человека на место. Хотя я не стал бы утверждать, что современных детей интересуют только специальности, связанные с ІТ. У нас ежегодно стабильно высокий конкурс (обычно не меньше 8 человек на место) в химико-биологические классы, которые готовят преимущественно будущих студентов медицинского профиля. В то же время обсуждаем идею переформатирования филологических классов в гуманитарные - как это было раньше. Конкурс туда по-прежнему высок, но проблема в том, что очень мало выпускников филологических классов идут дальше по этому профилю: большинство поступают в вузы на экономические специальности, психологию, философию, журналистику. В классической филологии остаются единицы.

На эти и другие вопросы на прямой линии «Комсомолки» отвечал директор лицея Вадим МАТУЛИС.

- Вадим Эдвардович, какие существуют направления в лицее?

В этом году мы набираем на пять направлений: физико-математическое, химико-биологическое, химико-математическое, филологическое и обществоведческое. На первые три направления сдаются два экзамена в зависимости от профиля. На обществоведческое поступающие сдают экзамены по истории Беларуси и по выбору или обществоведение, или всемирную историю. На филологическое направление абитуриенты сами выбирают два экзамена из трех - русский язык и литература, белорусский язык и литература и английский язык.

ПОСТУПЛЕНИЕ В ЛИЦЕЙ МОЖНО ПОРЕПЕТИРОВАТЬ

- В какой форме будут проходить экзамены - на компьютере или бумаге?

Задания решаются на бумажных носителях. По многим предметам они имеют тестовую форму - в них нужно или выбрать правильный ответ из предложенных, или вставить пропущенные буквы, формулу, термин и т.п. У нас есть сервер дистанционного обучения, сейчас там уже выложены репетиционные вступительные экзамены 2012 и 2013 годов. С 28 апреля до 5 мая будет открыт доступ к репетиционным заданиям 2014 года. Примерно так же будут выглядеть экзаменационные задания и в этом году, только на бумаге.

- Как вы посоветуете вести себя на экзамене - решать сначала сложные задачи или начинать с простых?

Я своим ученикам советую начинать с того, что получается. Нужно учитывать, что наш экзамен - не школьная контрольная. Не надо стремиться решить все задания, они у нас достаточно сложные. Даже по проходным баллам видно, что в среднем нужно набрать 50 - 60 баллов из 100 возможных за каждый предмет. Это значит, что нужно решить чуть больше 50 - 60% работы. И еще один момент - за то, что абитуриент что-то написал или решил неверно, баллы не отнимаются, просто не начисляют. Поэтому, если есть сомнения, лучше ответ дать, вдруг он окажется верным.

- У вас на сайте есть информация, что, к примеру, на филологическом направлении 44 места. А через дробь стоит цифра 3. Что она значит?

Это значит, что к нам принесли заявления три победителя республиканской олимпиады. Они уже зачислены, поэтому осталось только 41 свободное место.

- Можно ли сейчас сказать, каким будет конкурс в этом году?

Сложно об этом говорить. Сейчас мы идем с небольшим опережением прошлогоднего графика подачи документов. Но это не обязательно означает, что заявлений в этом году будет больше.

ПРЕИМУЩЕСТВО ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ ОДНО - ЗНАНИЯ

- Мой сын занимается у вас на подготовительных курсах, поступает на физмат. Сколько классов в этом году вы набираете?

На физико-математическом направлении в этом году 110 мест - набираем пять классов.

- Есть ли преимущество у тех, кто посещает курсы?

Нет, преимуществ нет, за исключением того, что на курсах ребята приобретают хорошие знания.

- В этом году вы набираете не три, а только два химико-биологических класса. Не ущемили ли вы права ребят, которые поступают на это направление, ведь конкурс для них будет выше?

О конкурсе мы сможем судить только после окончания приема заявлений. Но мы набираем плюс один химико-математический класс. И многие ребята, которые с химией определились четко, сейчас думают, какой предмет выбрать вторым.

Исторически в лицее всегда было два химбиокласса и один химмат. Так было до 2008 года, когда в стране приняли решение об отмене профильного обучения на старшей ступени школы. Мы вернули химматкласс в этом году не просто так. Мы каждый год опрашивали ребят, которые поступали к нам в химико-биологические классы, и примерно человек 20 из 60 говорили о том, что хотели бы изучать пару химия-математика. Кстати, такой класс у нас в этом году выпускается, у них 5 победителей республиканской олимпиады по химии и 3 по биологии, хотя учатся в химико-математическом классе. Есть там и призеры республиканской конференции. Так что уже половина ребят завоевали право быть студентами.

- А конкурс на химмат будет меньше, чем на химбио?

Сейчас сложно говорить. Из истории лицея видно, что на химмат конкурс немного меньше.

- Насколько тяжело учиться в лицее? Говорят, и средний балл у лицеистов из-за сложной учебы невысок.

Я могу привести вам данные лицеистов за последние три года. Средний балл аттестата лицеистов в 2011 году - 8,8, 2012-м - 8,9, 2013-м - ровно 9 баллов.

- Во время учебы упор идет на профильные предметы? Не запустят ли лицеисты русский или белорусский язык, которые нужно сдавать на ЦТ?

Мы понимаем, что языки - предмет обязательный на ЦТ для тех выпускников лицея, которые не стали победителями международной или республиканской олимпиад. В лицее есть факультатив для 11-классников по русскому и белорусскому языкам для подготовки к ЦТ. В этом году Лицей БГУ в рейтинге РИКЗа по итогам ЦТ занял первые места практически по всем предметам. К примеру, на ЦТ по химии у лицеистов БГУ был средней балл 81, а у лицея №2 Минска , который в этом рейтинге занял второе место, - 72 балла.

- Есть ли у выпускников лицея льготы при поступлении в БГУ?

Никаких льгот нет. Но преимущество есть в том, что лицеисты получают самую лучшую в стране подготовку. Про результаты ЦТ я уже говорил. Кроме того, лицеисты в этом году завоевали 83 диплома на республиканской олимпиаде, столько не завоевывают целые области.

- Внук хочет поступать в филологический класс в ваш лицей. Но у нас в Мозыре есть свой лицей. Не скажут ли ему: мол, поступай у себя?

К нам поступают ребята со всей Беларуси. Здесь собраны лучшие ребята, что позволяет хорошо подготовленному ученику развивать себя дальше. Если ваш внук выдержит вступительные испытания, мы с радостью его зачислим. Мы заинтересованы в том, чтобы к нам поступали иногородние ребята (ведь Лицей БГУ - это учреждение республиканского уровня). Им предоставляется комфортное общежитие в пяти минутах ходьбы от лицея. Сегодня у нас 145 иногородних учеников.

ОПРЕДЕЛИТЬСЯ С ПРОФИЛЕМ ПОМОГУТ ПСИХОЛОГИ ЛИЦЕЯ

- У меня дочка учится в 8-м классе. Собирается поступать в лицей в следующем году. Как лучше готовиться? На ваших подготовительных курсах?

Это должен быть ваш выбор. Мы предоставляем широкие возможности для подготовки. Те ребята, которые живут в Минске и в пригородах, имеют возможность ходить на наши подготовительные курсы. Они достаточно эффективные - в дополнение к школьным занятиям ученики получают 4 часа в неделю по каждому предмету. Курсы платные, договор заключается на один семестр. Иногородние ребята могут готовиться с помощью нашего сервера дистанционного обучения на нашем сайте. Дистанционные курсы есть практически по всем предметам, ребята занимаются по тем же материалам, что и слушатели подготовительных курсов.

- А как попасть на курсы?

На них мы принимает всех желающих. Запись на очные подготовительные курсы начинается во второй половине августа. А заниматься дистанционно можно начинать в любое время - задания рассчитаны на год занятий. Ученик имеет возможность задавать вопросы преподавателю, консультироваться. На сервере есть тесты, теоретические материалы, задания вступительных испытаний прошлых лет.

- Еще один важный вопрос. Дочка не может определиться со специализацией, а аттестат у нее хороший - 9,6 балла. Проводится ли какое-нибудь профориентационное тестирование в вашем лицее?

Есть репетиционные тесты на нашем сайте в разделе «Абитуриент». Можно получить консультации наших психологов, на которых тоже можно пройти специальные тесты, чтобы определиться с выбором.

- Сын постоянно участвует в олимпиадах по физике, математике. Стоит ему поступать в лицей?

Конечно. Более того, если он станет победителем заключительного этапа республиканской олимпиады и получит диплом первой, второй или третьей степени, в лицей будет зачислен без экзаменов.

- А если такого диплома у него не будет, его участие в олимпиадах поможет ему подготовиться?

Да. Экзаменационные задания в лицее составляются по школьной программе, они, конечно, несколько проще, чем на республиканской олимпиаде. Но все равно они достаточно сложные. Ваш сын может изучить наши пособия для поступающих в лицей, там есть вступительные испытания за последние годы.

- Вадим Эдвардович, вы сами заканчивали лицей. Что изменилось с тех пор? Что удалось сохранить?

Я поступил в лицей вместе с братом после подготовительных курсов. Главное, что меня поразило, - здесь хотелось учиться и быть лучшим в учебе. В школе, где я учился до этого, к отличникам относились с каким-то пренебрежением. А в лицее атмосфера была совершенно поразительная. Второе мое открытие - это отношения между учителями и учениками. Учитель - твой коллега, который просто больше знает. Например, во время уроков математики учитель никогда не давал нам готовые схемы решений задач, а только направлял нас в нужное русло, причем делал это настолько хорошо, что складывалось ощущение, что он решает каждую задачу вместе с нами, просто находит решение немного раньше, чем мы. Такие профессионалы работают в лицее и сейчас.