Интеллектуальная игра «Поговорим о воде. Викторина что мы знаем о воде для воспитанниеов подготовительных групп Викторина на тему кто в воде живет

Форма проведения: игра-викторина.

Цель. Формирование понятия о необходимости защиты водных ресурсов страны.

Задачи:

  • систематизировать знания учащихся о значении воды в жизни человека, формировать понятие о необходимости защиты водных ресурсов планеты;
  • развивать речь, мыслительные процессы учащихся;
  • пробудить интерес к самостоятельному решению экологических проблем, воспитывать бережное отношение к воде и водоёмам нашей планеты.

Оборудование: презентация , рисунки детей, карточки слов, жетоны.

Ход занятия

I. Орг. начала занятия.

Здравствуйте, сегодня мы проведём экологическую игру-викторину. В ходе игры вы будете получать жетоны, по которым в конце мы подведём итог.

А чему будет посвящена наша игра, вы узнаете из загадки.

Загадка:

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без...

– Чему будет посвящена наша игра?

– Как вы догадались, что это вода?

(Вода – это жизнь.)

Если мы откроем экологический календарь, то мы увидим, что в нашей стране воде посвящены следующие праздники: (дети читают)

Слайд 1

Экологический календарь

– К концу нашего занятия мы должны ответить:

– А сейчас мы дадим нашим командам название.

– Скажите почему нашу планету космонавты назвали голубой? (3/4 части поверхности земного шара занимает вода)

Команда 1 «ВОДА»

– Как называют водную оболочку нашей планеты? (Гидросфера. Гидро – это вода, сфера – это шар.)

Команда 2 «ГИДРОСФЕРА»

Слайд 2

Водную оболочку Земли называют – гидросфера.

II. Основная часть.

1 – конкурс «Загадкино»

Отгадать загадки на тему «водоёмы».

    Он без рук, он без ног
    Из земли пробиться смог,
    Нас он летом, в самый зной,
    Ледяной поит водой. (Родник.)

    Шириною широко,
    Глубиною глубоко,
    День и ночь
    О берег бьётся.
    Из него вода не пьётся,
    Потому что не вкусна –
    И горька, и солона. (Море.)

    К маме-речке бегу
    И молчать не могу.
    Я её сын родной,
    А родился – весной. (Ручей.)

    Не вода, не суша –
    На лодке не уплывёшь
    И ногами не пройдёшь. (Болото.)

    Посреди поля лежит зеркало:
    Стекло голубое, рама зелёная. (Пруд или озеро.)

    Чуть дрожит на ветке
    Лента на просторе,
    Узкий кончик в роднике,
    А широкий в море. (Река.)

    С высоты большой срываясь,
    Грозно он ревет
    И, о камни разбиваясь,
    Пеною встает. (Водопад)

2 конкурс «Рекорды».

  1. Самая длинная река в мире? (Нил)
  2. Самая полноводная река планеты? (Амазонка)
  3. Самый большой океан? (Тихий)
  4. Самый маленький океан? (Северный Ледовитый)
  5. Самое глубокое озеро мира, где содержится 1/5 всех мировых запасов пресной воды и 80% всей пресной воды нашей страны? (Байкал)
  6. Материк, на котором содержится 80% пресной воды нашей планеты? (Антарктида)

Слайд 3

Главное хранилище пресной воды – ледники Антарктиды.

Слайд 4

Озеро Байкал.

– Послушайте стихотворение и скажите, почему вода является наиважнейшая составляющая жизни на нашей планете.

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.

Без неё вам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить.

– Так почему вода является наиважнейшая составляющая жизни на нашей планете?

(ответы детей)

Обобщение по слайдам.

Слайд 5

Вода – наиважнейшая составляющая жизни на нашей планете.

Вода входит в состав клеток и тканей любого животного и растения.

Слайд 6

Вода поит.

Слайд 7

Вода кормит.

Слайд 8

Вода моет.

Слайд 9

Вода – среда обитания организмов.

Слайд 10

Вода – транспортная система.

Слайд 11

Вода используется для получения электроэнергии.

ФИЗМИНУТКА

Игра “Вода – не вода”

Правила игры. А) Если названное слово обозначает то, что содержит воду (водопад) –встать. Б) Если предметы или явление имеет косвенное отношение к воде (дельфин) – поднять руки. В) Если предмет и ли явление, не имеют никакой связи с водой (часы) – хлопают в ладоши.

Слова. Облако, кораблик, лужа, ветер, камень, дельфин, огонь, море, песок, компот, рак, телевизор, солнце, озеро, вулкан, книга, приток, лава, чай, океан, ручка, снег.

3 конкурс – «Знаете ли вы?

  1. Сколько процентов площади занимает вода на поверхности нашей планеты? (71%, 30%, 50%)
  2. На сколько процентов человек состоит из воды? (70%, 39%, 55%)
  3. Сколько необходимо воды человеку в день? (2 литра)
  4. Сколько может выпить верблюд за один раз? (250 литров)
  5. Самая крупная река нашего края? (Томь)
  6. Река которая поит наш город? (Чумыш)

4 конкурс – «Вода и здоровье»

Назовите как человек использует воду в лечебных целях:

  • минеральная вода
  • настои трав
  • закаливание
  • морская вода
  • радоновые и солевые ванны
  • утренняя роса

5 конкурс – «Экологический»

Назовите экологические проблемы водных ресурсов России:

  1. загрязнение бытовыми сточными водами
  2. загрязнение промышленными стоками
  3. бытовой мусор
  4. загрязнение от водного транспорта
  5. загрязнение при аварии нефтеналивных танкеров
  6. браконьерство
  7. неразумная добыча полезных ископаемых (гравий, песок – обмеление)
  8. сплав древесины отвод воды для нужд городов, сельского хозяйства (каналы)

– Почему же появились такие праздники, почему стало необходимо охранять воду?

Слайд 12

Экологический календарь

Обобщение ответов.

– Бурное развитие промышленности привело к значительному загрязнению водоёмов.

Слайд 13

Загрязнение рек мусором.

Слайд 14

Загрязнение рек промышленными стоками.

Слайд 15

Нефтяное загрязнение.

Такое обращение с водой приводит к экологическим катастрофам.

Слайд 16

Гибель животных.

Слайд 17

Пересыхание рек

Слайд 18

Ухудшение качества питьевой воды. 5 тысяч человек ежегодно умирают от употребления некачественной воды.

Воды на земле и много, и мало. Её много в морях, океанах, но морская солёная вода непригодна для питья, а так же в сельском хозяйстве и для многих технических производств.

Пресной воды существенно меньше и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Ограниченные запасы пресной воды ещё больше сокращаются из-за их загрязнения.

Послушайте шуточное стихотворение Б. Заходера «Течет река».и скажите о чём напоминает нам автор?

Ученики читают стихотворение

Первый ученик:

Течет река издалека...
Течет река...
Течет река...
Как хорошо, когда река
И широка, и глубока!
Над ней – пышнее облака,
Свежей дыханье ветерка,
Стройней и выше лес над ней,
И луг прибрежный зеленей!

Второй ученик:

Течет река... Течет река...
Поит поля и города,
Несет и лодки, и суда,
И рыбы ходят в глубине,
И раки ползают на дне...
Ты хороша, река, весной,
И осенью, и в летний зной!
Купанье! Что за благодать!
Кому, попробуй, передать!
Приятней плыть в живой волне
Ребятам или ребятне?
Вся живность счастлива вполне!

Третий ученик:

Но что такое? Караул!
Нет, нет, никто не утонул,
Нет, нет, как раз наоборот,
На мель садится пароход
Средь бела дня, какой скандал!
Наверно, лоцман маху дал!
Да нет, далеко до буйка,
Тут глубока была река.

Четвертый ученик:

Была. Вот именно – была.
Была, да видимо, сплыла.
Ах, реку мы не узнаем...
Река становится ручьем!
Уже и лодки на мели...
Пловцы вдруг посуху пошли.
А рыбы? В горе и тоске
Бедняжки бьются на песке.
Так что же с ней стряслось, с рекой?
Увы, друзья, ответ такой:
Дошкольник Сидоров Иван,
Забыл закрыть на кухне кран.
Вы скажете: какой пустяк.
Пустяк. Добро б ручей иссяк,
А то вон из-за пустяка
Пропала целая река!

Обсуждение

– Почему в реке исчезла вдруг вода?

– Что случилось после того, как в реке стало меньше воды?

– Не расходуйте воду напрасно! Берегите её!

Слайд 19

Берегите воду!

Капает из крана: В сутки теряется до 24 литров воды.

Течёт из крана тонкой струйкой: Суточные потери – до 150 литров.

Подтекает в туалете: за сутки в канализацию уходит до 2 000 литров.

В городе теряется: в сутки более 80 мил.литров, в месяц – более 2 млрд.литров.

5 конкурс – «Народной мудрости»

Давно люди заметили, что вода – это жизнь, поэтому про воду народ сложил много пословиц. Продолжите… Как понимаете эти пословицы?

  • Вода – мать полей, а без матери не проживешь. (китайская пословица)
  • Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец (английская пословица)
  • Капля за каплей – образуется озеро, а перестанет капать, образуется пустыня. (узбекская пословица)

Какие ещё пословицы вы знаете о воде?

Слайд 20

Сент-Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. Ты – самое большое богатство на свете».

– Что можете сделать вы чтоб наши реки не мелели?

Свои пожелания людям нашей планеты вы выразили через свои рисунки, которые вы нарисовали дома, готовясь к нашей игре. Расскажите, что вы хотели сказать.

(Рассказы детей)

III. Итог.

– Чему мы посвятили нашу игру?

– Какой вывод вы для себя сделали?

Рефлексия

– Встаньте те, кому понравилась игра, прикрепите капельки воды на доску? Вот сколько много воды мы сможем сберечь вместе, если каждый из вас сбережёт хоть одну каплю.

– Подведем итог (подсчёт жетонов). Награждение.

Экологическая викторина-путешествие "Вода, вода, кругом вода..."

библиотекарь городской библиотеки № 14 МБУК "ЦБС г. Вологды" Ромина Наталья Алексеевна.
К дню воды в городской библиотеке № 14 г. Вологды для учеников 3-4 классов прошла экологическая викторина-путешествие "Вода, вода, кругом вода...". Ребята узнали о свойствах воды, распространении её в природе и использовании воды человеком. Познакомились с водными растениями и животными, вспомнили героев сказок и мультфильмов, которые живут в воде. А также порассуждали о том, как нужно беречь воду и охранять водоёмы от загрязнения. Предлагаю вашему вниманию конспект этого мероприятия.

Цели:
- Продолжить экологическое воспитание школьников;
- Познакомить детей с интересными фактами о воде, с ролью воды в природе и жизни человека;
- Пополнить знания детей о водных животных и растениях.
- Заинтересовать учащихся книгами о воде, о водных животных и растениях имеющимися в библиотеке.

Оборудование: ноутбук, мультимедиа проектор, белый проекционный экран, колонки; литровая банка с водой, пипетка.

Оформление: красочный заголовок мероприятия; мультимедиа презентация «Вода, вода, кругом вода…», книжно-иллюстративная выставка «Чистый голос воды»; запись фрагмента мультфильма «Катерок» (Союзмультфильм, 1970 г.) с песней «Синяя вода» (сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского, исп. А. Ведищева и детский хор студии «Спутник»); запись мультфильма «Берегите воду» (Экран, 1982 г.).

Ход мероприятия
Вода!
Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами…
Ты самое большое богатство на свете…
Антуан де Сент-Экзюпери

Здравствуйте, ребята! 22 марта отмечается праздник – Всемирный день воды. Впервые он был объявлен в 1994 году по предложению Международной ассоциации водопользователей.

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае,
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить!
Рыжова Н. Волшебная вода

Сегодня мы отправляемся в путешествие вместе с героем мультфильма «Катерок» маленьким катерком «Чижик». В нашем путешествии мы посетим несколько островов. На каждом из этих островов вы, ребята, будете отвечать на мои вопросы или знакомиться с водными обитателями. Итак, в путь!

Конкурс 1. Загадочный остров
На Загадочном острове много воды, поэтому жители этого острова подготовили для вас, ребята, загадки о воде и различных водных объектах.

Вопросы к кроссворду:
1.
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.
(Вода)
2.
Все обходят это место:
Здесь земля, как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги.
(Болото)
3.
В земле живёт,
И бежит, и бьёт,
Чистый да свежий –
И никто в земле сырой
Его не удержит.
(Родник)
4.
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем - не найдём.
(Роса)
5.
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые берёзки,
Свои перед ним поправляя причёски.
И месяц и звёзды –
В нём всё отражается...
Как это зеркало называется?
(Пруд)
6.
Не перина, не подушка,
Положить его под ушко
Не получится никак –
Над тобой оно плывёт,
В даль туманную зовёт.
(Облако)
7.
Говорю я брату:
- Ох, с неба сыплется горох!
- Вот чудак, - смеётся брат, -
Твой горох ведь это...
(Град)

В выделенных клетках по вертикали получилось слово – ВОДОПАД.
Вниз летит воды каскад!
Это милый водопад!
Это место, где вода
Вниз торопится всегда.

Через край крутых обрывов
Вниз летит с огромной силой.

Водопад всегда шумит:
То тихонечко журчит,
То ревёт раскатом грома,
Под собой создав каньоны.
Андреева-Доглядная М. Водопад

ЭТО ИНТЕРЕСНО
Наша планета Земля – планета воды. Более ¾ поверхности Земли занимают воды океанов, морей, озёр и льдов, поэтому из космоса наша планета выглядит голубой. Кажется, что беспокоится не о чем – уж чего-чего, а воды хватает. Но странная вещь: не всякую воду мы пьём. Со времён первых мореплавателей самым ценным грузом на корабле была пресная вода. Чем же объяснить жажду человечества при таких огромных запасах воды?
Дело в том, что большая часть воды – это солёная вода морей и океанов, которую пить нельзя. Часть пресной воды надёжно «заморожено» в ледниках и в виде пара содержится в атмосфере. Поэтому готовой к употреблению доступной пресной воды, которая находится в реках, озёрах и под землёй очень мало. Если всю воду Земли представить в виде литровой банки с водой, то, набрав оттуда пипеткой воды, мы увидим доступные пресные воды планеты. А их, как вы можете убедиться сами, очень мало. (Ведущий показывает литровую банку с водой и пипеткой набирает оттуда воду).

Катерок «Чижик» снова отправляется в путь.
(Просмотр фрагмента из мультфильма «Катерок»).

Конкурс 2. Остров Водных животных
На этом острове есть озеро, в котором живут разные животные. Давайте познакомимся с ними поближе. (Дети отгадывают загадки о животных пресных водоёмов, аведущий рассказывает о них).
1. В водных зарослях живёт,
Страшный хищник пресных вод,
Рыбу ест, лягушек тоже,
Угадайте, это кто-же? (Щука)
Щука – самый известный и крупный хищник наших водоёмов. Недаром её зовут «водяным волком». В отличие от настоящих волков щука охотится не стаями, а в одиночку. Она караулит добычу в засаде, спрятавшись среди водных зарослей, а затем неожиданно набрасывается на проплывающую мимо беспечную рыбку. Пасть щуки – очень страшное оружие. Зубы у неё острые и загнуты назад. Морда похожа на крокодилью. Из такого капкана добыче уже не вырваться. Щуку часто называют подводным санитаром, так как она питается не только живой, но и мёртвой рыбой. Щуки – долгожительницы. Некоторые из них доживают до 100 лет.

2. Рыба полосатая,
Хищная, опасная,
Ловит маленьких мальков,
Красный цвет у плавников! (Окунь)
На теле окуней отчётливо видны чёрные и белые полоски, за это в народе их называют «матросиками» или «морячками». Плавники и хвост у них красного цвета. Окуни в отличие от щук охотятся стаями. Они загоняют в круг свою добычу, а затем хватают сбившихся в панике в плотный ком мальков. Главная их пища - мелкая рыбёшка и икра; крупные окуни любят раков.

3. Все движутся вперёд,
А он наоборот,
Он может два часа подряд.
Всё время пятиться назад. (Рак)
У раков пять пар конечностей. Четыре из них – это ходильные ноги, а пятая пара – клешни. Своими клешнями рак защищается и ловит добычу. Усами он ищет себе дорогу. Пятиться назад ему помогает хвост. У каждого рака имеется своя отдельная нора или даже несколько нор, вырытых в стенке берега. В реках с каменистым дном, раки укрываются под камнями, делая под ними углубления. При опасности, а также на зимовку, они закапываются в ил. Живут раки очень долго - не один десяток лет. Всеядны, но кормятся, в основном, мёртвыми животными, попавшими в воду. Раки могут жить только в чистой воде. Если люди будут беречь водоёмы от загрязнений, то в них будут обитать раки.

4. У воды живёт плутовка
И скрывается так ловко,
Что беднягам мухам, мошкам
Не уйти от этой крошки. (Лягушка)
Весной в прудах и болотах слышно, как поют лягушки. В это время проходят лягушачьи свадьбы. Немного позднее на водных растениях можно увидеть икру лягушек, из которой потом появляются головастики – личинки лягушек. Сначала они совсем не похожи на взрослых лягушек. Но постепенно у них вырастают лапки, исчезает хвост, и они становятся лягушатами. Лягушки приносят большую пользу в природе: поедают комаров, очищают воду, являются кормом для речных птиц, а ещё лягушки украшают реку своим пением – кваканьем.

5. Есть такой на свете жук –
Может в воду прыгнуть вдруг.
Но не тонет жук-храбрец,
Плыть умеет… (Плавунец)
По названию этого жука можно догадаться, что он хороший пловец. Этот жук – хищник. Сам маленький, а питается головастиками и мальками рыб.

6. Кровь пью,
А жизнь даю. (Пиявка)
Пиявок с древности использовали для того, чтобы убрать «излишки» крови и понизить кровяное давление. Сейчас это делают редко. Раньше во многих странах медицинских пиявок вылавливали и специально разводили тоннами. Вспомните Дуремара из сказки про Буратино, который ловил в пруду пиявок и продавал их. Пиявки, живущие в водоёмах, присасываются медленно. Поэтому, во время купания, бояться их не стоит. К тому же медицинские пиявки сейчас встречаются редко, а другие виды пиявок к человеку не присасываются. Кровь жертвы в кишечнике пиявок переваривается долго, поэтому они способны на длительные голодовки.

7. Я в пруду живу,
На себе свой дом ношу. (Прудовик)
Прудовые улитки (прудовики) живут в прудах, небольших озерах или в затонах рек, где, особенно в тихий солнечный день, они оживленно ползают по дну или по прибрежной растительности. Также они часто плавают на поверхности водоёма, повиснув на поверхностной водяной плёнке. Питаются растениями. С помощью мускулистого языка, покрытого шипиками, они скоблят стебли и листья подводных растений. В случае опасности прудовики прячутся в раковину.

8. В воде родится,
А воды боится. (Стрекоза)
Летом над водой можно увидеть много летающих стрекоз. Эти насекомые живут на суше, но размножаются в воде. На водные растения в стоячих или медленнотекущих водоёмах они откладывают свои яйца. Из них потом появляются личинки стрекозы – наяды. Они очень опасные хищники. Охотятся на головастиков, мальков рыб, личинок других насекомых.

ЭТО ИНТЕРЕСНО
Человек может без пищи прожить около сорока дней, а без воды – лишь трое суток. Даже неприхотливый верблюд не может прожить без воды больше восьми дней. В 525 году до н. э. при переходе через Ливийскую пустыню в страшных мучениях погибло от жажды пятидесятитысячное войско персидского царя Камбиза II – войско, которое не мог одолеть ни один враг. Вот что значит вода в жизни человека!

Продолжаем наше путешествие на катерке.
(Просмотр фрагмента из мультфильма «Катерок»).

Конкурс 3: Остров Водных растений
На этом острове есть небольшой, заросший разными водными растениями пруд. Совершим прогулку на пруд.
На берегу пруда топко. Вода стоит у самой поверхности. Здесь заросли различных осок. Это осока острая. Осоку острую некоторые ботаники ещё называют изящной из-за красивых длинных листьев. Листья у неё длинные, тёмно-зелёные и очень острые. Они крепкие и жёсткие – как лезвия. На краях – мелкие зубчики. Такие листья сорвать невозможно – обрежешь руку.
Посмотрим подальше от берега. Там на ровной водной глади можно увидеть красивые водяные белые лилии. Лилии вернее называть кувшинками, потому что плоды у них похожи на маленькие крыночки-кувшинчики. У них круглые кожистые плавающие листья. Лилии – как часы: к вечеру закрывают цветки и окунаются под воду, а утром снова появляются на поверхности и раскрываются. Лилии растут вперемежку с жёлтыми кубышками. У них листья в отличие от листьев лилий не круглые, а с заострённым кончиком. Ни лилии, ни кубышки в букеты рвать не стоит, так как эти растения редкие. К тому же они, в отличие от наземных цветов, в вазе с водой стоять всё равно не будут, а сразу завянут.
Недалеко от берега можно увидеть растение, которое вы наверняка знаете. Это рогоз широколистный. Он хорошо известен по чёрно-коричневым початкам, которые образуются к осени на верхушке стебля. В народе его часто называют камышом, но это неправильно. В одной известной песне есть такие слова: «Шумел камыш, деревья гнулись». Это, скорее всего, о рогозе. Так как камыш шуметь не может, а вот широкие листья и толстые трубчатые стебли рогоза, колышимые ветром, могут издавать шум.
А это камыш озёрный. Он отличается от рогоза – стебли у него без листьев, как трубки, заострённые и закрытые с верхнего конца. На стебле-трубке сбоку как бы прилеплена кисточка тёмно-коричневых сухих плёнчатых цветков. Среди плёнок – тычинки и пестики.
Всю поверхность пруда покрывает тоненькая зелёная плёнка. Это заросли ряски – самого маленького цветущего растения. Ряска представляет собой зелёный лист около 1 см в диаметре, от которого снизу отходит небольшой корешок. Ряска идёт в пищу свиньям, курам и уткам («утиная трава»). Она относится к числу ценнейших кормовых, пищевых и лекарственных растений.

У нас в библиотеке есть много книг о воде, водных растениях и животных. (Ведущий делает обзор книг с выставки «Чистый голос воды»). Все эти книги вы, ребята, можете взять почитать домой.

ЭТО ИНТЕРЕСНО
Тело взрослого человека на 70 процентов состоит из воды. Ещё больше воды в теле ребёнка. При весе 40 килограммов в нем 34 килограмма воды. Вода есть в каждой клетке нашего организма, во всех тканях и органах. Больше всего воды содержится в крови человека. Меньше всего воды в костях.

Катерок «Чижик» вновь спешит продолжить свой путь.
(Просмотр фрагмента из мультфильма «Катерок»).

Конкурс 4. Сказочный остров
На этом острове собрались герои сказок, которые сами живут в воде или сюжет сказки связан с водой.
1. Какая рыба исполняла желания Емели? (Щука, «По щучьему велению»)
2. Как зовут одного из героев мультфильма «Лунтик и его друзья», который следит за порядком в пруду? (Пескарь Иванович)
3. Какая рыбка исполняла желания старухи в одной из сказок Александра Сергеевича Пушкина? (Золотая рыбка, «Сказка о рыбаке и рыбке»)
4. Героиня какой сказки Андерсена жила в море, а мечтала жить на берегу? («Русалочка»)
5. В какой русской народной сказке главный герой не послушался сестры, и вода его наказала? (Иванушка выпил воды из копытца и превратился в козлёночка; «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

ЭТО ИНТЕРЕСНО
Вода жизненно необходима всем живым существам на Земле: животным, растениям и человеку. Ребята, а вы любите воду? Для чего вам нужна вода? (Чтобы пить и мыться).
Кроме утоления жажды и мытья воду люди используют и для других целей.
Так, большое количество воды применяется в промышленности, особенно при изготовлении бумаги. Для производства целлюлозно-бумажному комбинату требуется столько воды, сколько необходимо для населения крупного города. Ведь для получения 1 тонны бумаги необходимо потратить 20 тысяч литров воды.
Вода нужна и в сельском хозяйстве для полива растений и для питья животных.
Реки, озёра и моря используются в качестве транспортных путей, ведь по ним ходят корабли и пароходы.
С помощью воды получают электрическую энергию. Для этого на крупных реках строят плотины и в них размещают гидроэлектростанции (ГЭС). Эти станции производят электроэнергию, которая по проводам поступает к нам в дома.

Нам пора снова отправляться в путь.
(Просмотр фрагмента из мультфильма «Катерок»).

Конкурс 5. Музыкальный остров
Здесь живут сказочные герои, которые любят петь. Отгадайте, кто они. (Звучат фрагменты песен. Нужно отгадать героя и название сказки или мультфильма).
1. Песня лягушки-путешественницы. (В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»).
2. Песня черепахи Тортилы. (А. Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»).
3. Песня о лягушке-царевне. (Русская народная сказка «Царевна-лягушка»).
4. Песня водяного. (Мультфильм «Летучий корабль»).
5. Песня Капитошки. (Мультфильм «Капитошка»).

Обычно о воде, особенно о пресной, не задумываются тогда, когда её много. Монгольская пословица гласит: «Человек не ценит воду, пока не иссякнет источник». И ведь, действительно, мы не слишком-то бережем воду, иногда плохо закрываем водопроводный кран. А ведь из неплотно закрытого крана за сутки вытекает 15 литров воды!
Вот как об этом написал поэт С. Я. Маршак:

Стали жить по новой моде,
Завели водопровод.
Речка спятила с ума –
По домам пошла сама!

А бывало, с перезвоном
К берегам её зелёным
Шли девицы за водой
По улице мостовой.

Подходили к речке близко,
Речке кланялися низко,
Здравствуй, речка – наша мать!
Дай водицы нам набрать!

А теперь иной невежа
Захотел водицы свежей –
Шевельнул одной рукой –
И вода бежит рекой!

Бережливым будь с водой!
Шевельни опять рукой.
И как только воду взял,
Хорошенько кран закрой!

(Просмотр мультфильма «Берегите воду»).

Ответьте на вопросы:
1. Куда делась вода из реки?
2. Что случилось с рыбами?
3. Что мы должны делать, чтобы такое не случилось на самом деле?
Представьте себе, что вдруг на Земле кончилась вода. Что тогда произойдёт, ребята? (Всё живое погибнет).
Ребята, давайте будем беречь воду: закрывать краны дома, не мусорить на водоёмах и, конечно же, хвалить и благодарить воду. Ведь как говорится: Без воды и ни туды, и ни сюды!
Спасибо за внимание! До новых встреч, ребята!

Литература
1. Вершинина Т. А., Воронина Т. В., Комогорцева М. В. и др. Подводный мир / Т. А. Вершинина, Т. В. Воронина, М. В. Комогорцева и др. ; художн. А. Н. Сичкарь, Л. В. Корнилова. – М. : РОСМЭН-ПРЕСС, 2005. – 72 с. : ил.
2. Герасимов В. П. Животный мир нашей Родины: Пособие для учителей / В. П. Герасимов. – М. : Просвещение, 1977. – 191 с. : ил.
3. Лопатина, А., Скребцова, М. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. Лопатина, М. Скребцова. – М. : Амрита-Русь, 2007. – 256 с. – (Образование о творчество).
4. Некрасов, И. Б. Капля камень долбит [Текст] / И. Б. Некрасов // Читаем, учимся, играем. – 2003. – № 12. – С. 83-87.
5. Парамонова, В. И. Кладовая природы [Текст] / В. И. Парамонова // Читаем, учимся, играем. – 2008. – № 12. – С. 91-95.
6. Петров В. В. Растительный мир нашей Родины: Книга для учителя / В. В. Петров. – М. : Просвещение, 1991. – 207 с. : ил.
7. 1000 весёлых загадок для детей. – М. : АСТ, 2008. – 382 с.
8. Шустов С. У воды и под водой / С. Шустов. – Нижний Новгород: Доброе слово, 2012. – 112 с. : ил. – (Иллюстрированная энциклопедия о природе России).

Вступительное слово к викторине

Вода – основа жизни. Ещё в глубокой древности люди научились с уважением относиться к воде.

Знаменитый французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое? ».

Масштабы загрязнения подземных источников, рек, морей, озёр и океанов хозяйственно-бытовыми и промышленными стоками столь велики, что это привело к тому, что запасы воды, пригодной для питья, постоянно снижаются. Следовательно, мы делаем вывод, что воду нужно беречь.

Викторина «Вода» содержит вопросы, касающиеся воды и водосбережения. Всего в викторине представлено 22 вопроса. На все вопросы викторины даны ответы.

1. Меня льют, меня пьют, всем нужна я. Кто я такая?
Ответ : вода

2. В одной сказке король, собираясь выдать дочь замуж, объявил конкурс, на котором были заданы хитроумные вопросы. Один из вопросов был такой: «Что есть везде?»

Ответ: вода. Она в воздухе, на земле и внутри её

3. Если посмотреть на глобус, какого цвета на нём больше всего?
Ответ: сине-голубого

4. Чему соответствует этот цвет?
Ответ: это цвет океанов, морей, рек, озёр, водохранилищ, прудов

5. Какие свойства воды вы знаете?
Ответ: вода без цвета, без запаха, не имеет формы

6. Можно ли пить воду океанов, морей?
Ответ: нет, потому что она соленая

7. Какая вода пригодна для питья?
Ответ: пресная

8. Как вы считаете, запасы пресной воды ограничены или безграничны?
Ответ: ограничены

9. Если запасы воды ограничены, то какой можно сделать вывод?
Ответ: воду надо беречь

10. В чём заключается бережное отношение к воде?
Ответ: не расходовать её бездумно, не засорять водоёмы, следить за тем, чтобы кран был полностью закрыт, когда не идёт использование воды.

11. Может ли человек прожить без воды?
Ответ: нет, не может

Для справки: примером важной роли воды в организме может служить сам человек. В младенческом возрасте её количество в нашем теле составляет 86%. По мере роста и развития организма, доля воды снижается. У взрослого оно не более — 60%.

12. Как вы считаете, где зародилась жизнь? Где обитали первые живые существа?
Ответ: в воде

13. Могут ли растения и животные прожить без воды?
Ответ: нет, не могут

Для справки: животные и растения в значительной мере состоят из воды. Процентное содержание воды в растениях и животных варьируется от 50 до 99%.

14. Что мы делаем с помощью воды?
Ответ: пьём, варим еду, стираем, плаваем, купаемся, моемся, создаём материальные блага (создание производств возможно только с использованием воды), поливаем растения, поим животных.

15. Какие агрегатные состояния воды вы знаете?
Ответ: твёрдое (лёд, снег ), жидкое (вода ), газообразное (пар ).

16. Что появилось на Земле раньше: вода или жизнь?
Ответ: вода появилась значительно раньше жизни

17. Где возникли очаги человеческой цивилизации?
Ответ: в долинах рек Нил, Тигр, Ефрат, Инд

18. Все вы знаете крупные города: Москва, Париж, Лондон. На каких реках стоят эти города?
Ответ: Москва – на реке Москва, Париж – на реке Сена, Лондон – на реке Темза.

19. Присутствует ли вода в составе других планет, звёзд, комет?
Ответ: да, присутствует

20. Почему лёд плавает в воде?
Ответ: лёд легче воды

22. Многие годы в пустыне идёт борьба за воду. Пустыни наступают. Как вы думаете, чтобы бы было, если бы в пустыню пришла вода?
Ответ: вместо пустыни появится зелёный оазис

Заключительные положения викторины:

Вода – это основа жизни. Берегите воду! Это жизненно необходимо. Расходуйте воду экономно. Не засоряйте водоёмы.

Дополнительно о воде:

Какое путешествие совершила Капелька? «Путешествие Капельки» — можно почитать

Ознакомиться с пословицами о воде можно

Урок – викторина «Обобщение изученного материала по теме «Вода»

Материал подготовила : Кравченко Татьяна Михайловна, учитель химии ГУО «Средняя школа № 17 г. Гомеля имени Франсиско де Миранды»

Цель урока : поверить уровень усвоения основных понятий, заложенных в содержании предыдущих тем.
Задачи урока :
Образовательные: обобщить и систематизировать знания о воде, её физических и химических свойствах; о значении воды в природе и хозяйственной деятельности человека;
Развивающие: проверить уровень усвоения основных химических понятий темы «Вода», умение писать уравнения реакций нейтрализации.
Воспитательные: формировать осознание значения воды в жизни человека и охраны водоёмов от загрязнений.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Методы обучения : урок – соревнование (викторина).
Формы деятельности : индивидуальная, фронтальная, групповая работа учащихся.
Межпредметные связи : с биологией и физикой.

План урока:
I Организационный этап
II Ориентировочно – мотивационный этап.
III Операционно – познавательный этап
IV Контрольно – корректирующий этап
V Рефлексивный этап.

Ход урока:

I Организационный этап.
Деятельность учителя: подготовка учащихся к совместной деятельности на уроке, создание благоприятной эмоциональной обстановки на уроке – соревновании.
II Ориентировочно – мотивационный этап.
Учитель начинает урок стихотворными строками Л.Н. Чуешова.
Льётся дождь из серой тучи,
Водопад с высокой кручи.
Чайник на огне стоит –
Пар из носика валит.
Она в капельках росинок,
Она в прелести снежинок.
Из тумана, изо льда получается
ВОДА.
III Операционно – познавательный этап
Учитель организует викторину, в ходе которого учащиеся смогут повторить и систематизировать знания о воде, её физических и химических свойствах, значении в природе и хозяйственной деятельности человека.
Для этого создаются две команды, которые заранее придумывают название в соответствии с данной темой и девиз команды. Несколько человек из класса выбираются в команду судей.
В начале соревнования командами исполняется «Гимн химиков ».
Мы рождены разлить все то, что льётся,
Рассыпать то, чего нельзя разлить.
Наш коллектив химическим зовется,
Мы будем вечно химию любить.

Припев:
Всё выше, и выше, и выше
Летит рыжий бром к небесам.
И кто этим бромом подышит,
То следом отправиться сам!

Мы не чета всем физикам – пижонам,
За пояс математиков заткнём,
И по халатам рваным и прожжённым
Мы химиков повсюду узнаём.

Припев.

Пропахли мы аммиаком и хлором,
Мы кислотой до сердца прожжены,
Предосторожность мы считаем взором
И всё на вкус попробовать должны.

Припев.
Материалы для викторины.
1 раунд. «Разминка».
Задание для команд: составить по пять предложений, в которые вложился бы весь материал темы «Вода». За каждое предложение начисляется по 1 баллу.
2 раунд. Конкурс «Домашнее задание»
Вопросы командам предлагается приготовить за неделю до урока. За каждый правильный и полный ответ начисляется по 1 баллу.
Перечень вопросов и ответов на вопросы.
1. Можно ли бегать по поверхности воды?
(Ответ: Можно. Это можно увидеть летом, если посмотреть на поверхность любого пруда или озера. Вес некоторых насекомых очень мал, и поверхность воды выдерживает такое давление.)
2. Какое их свойств воды можно назвать самым важным?
(Ответ: самое важное в мире – это жизнь, а без воды нет жизни)
3. В атмосфере какого металла вода горит ярким пламенем?
(Ответ: вода горит ярким пламенем в атмосфере фтора)
4. Какое влияние на свойства воды оказывает магнитное поле?
(Ответ: магнитное поле изменяет физико – химические свойства воды – величину поверхностного натяжения, электропроводность, плотность).
5. Есть ли опасения, что человечеству грозит нехватка воды?
(Ответ: запасов пресной воды становится с каждым годом всё меньше. Пресные водоёмы с каждым годом всё больше загрязняются).
6. При одинаковой ли температуре замерзает кипячёная и некипячёная вода?
(Ответ: кипячёная вода замерзает, когда её температура ниже 7 С, некипячёная - при 0С)
7. Как происходит самоочищение воды?
(Ответ: вода, благодаря растворенному в ней кислороду и деятельности некоторых бактерий, обладает способностью к самоочищению).
8. Кем и когда был установлен состав воды?
(Ответ: состав воды был установлен А. Лавуазье в 1783 году синтезом из водорода и кислорода).
9. Сколько видов воды может существовать?
(Ответ: может существовать 48 видов воды, в том числе 39 радиоактивных и 9 устойчивых)
10. Может ли быть вода сухой?
(Ответ: недавно учёные сумели приготовить сухую воду. К обычной воде добавили немного тонкого порошка несмачиваемой кремниевой кислоты. Вода сразу становится сухой и сыпучей. Её можно пересыпать, перевозить в пакетах.)
11. Может ли вода помнить? (может)
12. Что такое «лёгкая» вода?
(Ответ: это та самая вода, формулу которой знают все школьники – Н2О. в природе такой воды нет. Её с трудом приготовили учёные в лаборатории).
13. Бывает ли «горячий» лёд?
(Ответ: при сжатии под высоким давлением обычного льда образуются его разновидности. Их всего 7. Одна из них представляет собой лёд, который плавится при морозе – 40С и называется «горячий лёд»)
14. Почему лёд легче воды?
(Ответ: при охлаждении вода расширяется, поэтому лёд легче воды (плотность льда 0,92 г\ дм3)).

3 раунд. Знатоки.
Обе команды выполняют задания на развороте доски. Оцениваются правильность и быстрота выполнения. За каждый правильный ответ начисляется команде по 1 баллу. За быстроту начисляется 1 балл команде, которая первой выполнила задание:
Вода реагирует с:

1 2 3
Примеры формул реагирующих веществ
Продукты реакции

Ответ:
1 2 3
Металлами Основными оксидами Кислотными оксидами
Примеры формул реагирующих веществ Na + H2O BaO + H2O CO2 + H2O
Продукты реакции Основание + водород Основание Кислота

В это время учитель проводит разминку для зрителей – игра «Угадайка ».
1. Меня частенько просят, ждут. А только появляюсь – и прятаться начнут (дождь).
2. Горя не знаем, а только плачем (облака).
3. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а едет, глаз нет, а плачет (туча).
4. В воде не тонет, в огне не горит (лёд).
5. Что вниз вершиной растёт? (сосулька)

4 раунд. «Угадай»
Участники одной команды должны разгадать сценку другой команды. Сценка отображает понятие темы. За правильный ответ команда получает по 1 баллу.
5 раунд. «Художники»
Капитан одной команды читает подготовленное стихотворение. Участник другой команды (на листе бумаги, фломастерами) делает зарисовки и пишет ответ. За правильный ответ команда получает по 1 баллу.
Стихотворения:
Эта желтая бумажка
Всё укажет без труда:
Посинеет – в колбе щелочь,
Покраснеет – кислота.
Коль нейтральная среда,
Не изменит цвет тогда (индикаторная бумага).

В щелочах я очень желтый,
А в кислотах – очень красный,
А в среде нейтральной
Цвет оранжевый, прекрасный,
Индикатор верный ваш.
Как зовут? (метилоранж)

Красный я не от стыда,
Просто в колбе - … (кислота)
Синим стану – в колбе … (щелочь)
Фиолетовым - … (вода).

Не страшны кислоты мне
Даже очень сильные,
А в растворах щелочей
Становлюсь малиновым –
Ярче всех малин!
Кто я? (фенолфталеин)

IV Контрольно – корректирующий этап
Зрительское жюри подводит итоги соревнования, объявляет победителей игры.
V Рефлексивный этап .
«Радуга настроения ».
На столе у учащихся лежат карточки зелёного, красного и желтого цвета. С каким настроением Вы уходите с урока? Учащиеся поднимают «радугу настроения»: понимаю изученное – зелёный, нужно поработать, чтобы полностью разобраться – жёлтый, ничего не понял – красный.

Список литературы :
1. Примерное календарно – тематическое планирование «Химия 7-11 классы». – Минск: Аверсэв, 2013.
2. Учебная программа для учреждения общего среднего образования с русским языком обучения «Химия. 7-11 классы». – Минск, 2012
3. Химия: учебник для 7 классов учреждений общего среднего образования/ И.Е. Шиманович. – 3-е изд., испр. и доп. – Минск: Нар. Асвета, 2012.


СВОЯ ИГРА « МИР ВОДЫ»
(Интегрированная интеллектуально-познавательная игра для старшеклассников к Всемирному дню Воды, 22 марта)
Подготовила и провела учитель биологии, химии МБОУ «Русско-Акташская сош» Альметьевского муниципального района Республики Татарстан Белоногова И.А.
Нет на Земле напитка лучше,
чем стакан холодной чистой воды.
(В. Песков)
Цели: показать значение воды в природе и жизни человека; развивать любознательность, наблюдательность, мышление, речь, внимание; воспитывать бережное отношение к воде, к водоёмам, желание экономить пресную воду.
Правила игры
1. В игре принимают участие три команды по 5-6 человек, которые, пользуясь табло, выбирают тему вопроса и его стоимость.
2. Право первого хода разыгрывается по жребию, затем команда называет вопрос, на который хочет ответить. В дальнейшем отвечает команда, капитан которой первым поднимет сигнальную карточку.
3. При правильном ответе на вопрос на счёт команды поступает соответствующее цене вопроса количество баллов; при неправильном – команда штрафуется на соответствующее количество баллов, а право ответить на этот вопрос переходит к соперникам.
4. В игре встречаются следующие секторы:
- «Кот в мешке». Команда передаёт право ответа на вопрос одной из команд-соперниц.
- «Своя игра». Команда имеет право увеличить стоимость вопроса в пределах всей суммы баллов, которой на данный момент она располагает.
- «Вопрос-аукцион». Соперники могут перекупить вопрос, поставив на кон большее количество баллов, но не выше суммы баллов, имеющихся на счету команды. Право ответа на этот вопрос принадлежит только выигравшей торги команде.
Если команда идёт ва-банк, другие команды могут перекупить этот вопрос только своим ва-банком, если сумма баллов на их счету больше. В случае игры ва-банк при неверном ответе, на счету команды остаётся ноль баллов, при правильном ответе – сумма баллов на счету команды удваивается.
5. Количество баллов выбранного вопроса стирается из таблицы.
Ведущий:
Живой может быть и мёртвой,
И жидкою, и очень твёрдой…
Таится может в небесах,
И в глубине земли скрываться,
И испаряться на глазах,
И тут же снова появляться!
- Ребята, вы догадались, о чём идёт речь в загадке? (О воде.)
- Не забыли какая сегодня дата?! (22 марта.)
22 марта отмечается очередной Всемирный день воды. Самой обыкновенной воды, которой мы с вами пользуемся каждый день, и необыкновенной - потому что без неё мы просто не смогли бы жить. Сегодня мы с вами будем говорить только о воде и о том, что с ней связано. Я объявляю интеллектуально-познавательную игру, посвящённую этому уникальному минералу, которая так и называется - «Мир воды».
Знакомит с условиями игры.
Первый раунд
Планета Вода 10 20 30 40 50
Загадки о воде 10 20 30 40 50
Вода в музыке и литературе 10 20 30 40 50
Вода и её свойства 10 20 30 40 50
Жизнь в воде 10 20 30 40 50
Тема: ПЛАНЕТА ВОДА
Вопросы:
10 баллов. Какая часть поверхности Земли покрыта водой? (Три четверти, 75 %.)
20 баллов. Какой океан на Земле является самым большим, а какой самым маленьким? (Тихий океан и Северный Ледовитый океан.)
30 баллов. Где на Земле находятся самые большие запасы пресной воды?(В Антарктиде.)
40 баллов. Какая часть от общего количества воды на Земле приходится на Мировой океан? (Около 97 %.)
50 баллов. «Кот в мешке».
Перечислите основные части гидросферы? (Мировой океан, воды суши и вода в атмосфере.)
Тема: ЗАГАДКИ О ВОДЕ
Вопросы:
10 баллов.
Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьётся,
Из него вода не пьётся,
Потому, что невкусна –
И горька, и солона.
(Море.)
20 баллов.
Белой стайкой мошкара
Вьётся, кружится с утра.
Не пищит и не кусает –
Просто так себе летает.
(Снежинки.)
30 баллов.
Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог,
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой.
(Родник.)
40 баллов. « Своя игра».
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем – не найдём.
(Роса.)
50 баллов.
Над рекой, над долиной
Повисла белая холстина.
(Туман.)
Тема: ВОДА В МУЗЫКЕ И ЛИТЕРАТУРЕ
Вопросы:
10 баллов. Сколько лет рыбачил на море старик в известной сказке А. С. Пушкина, пока не поймал золотую рыбку? (Тридцать лет и три года.)
20 баллов. Как называется известный балет П.И.Чайковского, посвящённый прекраснейшим водоплавающим птицам? («Лебединое озеро».)
30 баллов. О чём писал Г.Р. Державин в следующих строках?
Алмазна сыплется гора
С высот четыремя скалами,
Жемчугу бездна и сребраКипит внизу, бьёт вверх буграми;
От брызгов синих холм стоит,
Далече рёв в лесу гремит.
(О водопаде. Стихотворение «Водопад».)
40 баллов. «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь…ты самое большое богатство на свете». Назовите автора этих слов. (Французский писатель - лётчик Антуан де Сент-Экзюпери.)
50 баллов. «Кот в мешке».
Продолжи стихотворение Л.Мартынова:
Ей не хватало быть волнистой,
Ей не хватало течь везде,
Ей жизни не хватало - чистой…
(Дистиллированной воде.)
Тема: ВОДА И ЕЁ СВОЙСТВА
Вопросы:
10 баллов. Какая вода вкуснее: водопроводная или родниковая? (Вода безвкусна, вкус воды зависит от растворённых в воде веществ.)
20 баллов. Почему мокрое бельё на морозе почти высыхает? (На морозе жидкая вода замерзает и превращается в лёд, но бельё всё-таки высыхает, т. к. твёрдая вода зимой в результате процесса испарения может превращаться в пар.)
30 баллов. «Кот в мешке».
Каково свойство воды, из-за которого выветриваются горные породы, крошится гранит, разрываются водопроводные трубы? (Расширение воды при замерзании, увеличение давления.)
40 баллов. Какое свойство воды обеспечивает жизнь в ней водных организмов? (Способность воды растворять многие вещества. Растворённый в воде кислород воздуха обеспечивает жизнь водным организмам.)
50 баллов.
Какое значение для природы имеет высокая скрытая теплота плавления льда? (Это спасает нас от катастрофических весенних наводнений.)
Тема: ЖИЗНЬ В ВОДЕ
Вопросы:
10 баллов. Дайте характеристику условий жизни в водной среде. (Плотная среда, недостаток света, ограниченное количество кислорода, слабые перепады температуры.)
20 баллов. Почему в водной среде обитают самые крупные и тяжёлые животные? (В водной среде выталкивающая – архимедова сила позволяет значительно компенсировать силу тяготения.
30 баллов. Поверхностный слой морской воды густо заселён организмами. Как вы думаете, почему? (Это тёплый и хорошо аэрируемый слой воды.)
40 баллов. Сильное «цветение» воды, наблюдаемое иногда в прудах, сопровождается замором рыбы. Объясните это явление. (Цветение воды – это массовое размножение водорослей и цианобактерий. Разложение отмирающих водорослей и бактерий вызывает осирую нехватку кислорода в водоёме. Органические вещества претерпевают бескислородное разложение, в результате чего выделяются метан, аммиак, сероводород – газы, губительные для рыб и других водных обитателей. Кроме того, некоторые сине-зелёные при жизни выделяют ядовитые вещества.)
50 баллов. «Вопрос-аукцион».
Известно, что на глубинах свыше 1000 м водные обитатели живут в полной темноте, поскольку солнечный свет не способен проникать сквозь такую толщу воды. Объясните, почему же среди глубоководных рыб у многих развиты органы зрения. (Развитие органов зрения у глубоководных рыб связано с тем, что многие животные глубин способны светиться. Обычно свечение возникает в результате соприкосновения секрета светящихся клеток с водой, у ряда рыб свечение вызывают симбиотические организмы.)
Тайм – аут.
Второй раунд
Элексир жизни 20 40 60 80 100
Растворы 20 40 60 80 100
Легенды и действительность 20 40 60 80 100
Краеведение 20 40 60 80 100
Экологический мониторинг 20 40 60 80 100
Тема: ЭЛЕКСИР ЖИЗНИ
Вопросы:
20 баллов. Сколько дней человек может прожить без воды? (Максимум 7 дней.)
40 баллов. Биохимики шутят: «Жизнь – это одушевлённая вода». А сколько воды в организме человека? (75 %).
60 баллов. «Своя игра».
Какую воду иногда называют «живой»? (Полученную после таяния льда.)
80 баллов. Как называется целебный напиток из воды, в состав которого входят натуральные компоненты трав, экстракты плодов. (Фиточай.)
100 баллов. Какому известному художнику принадлежат следующие строки: «Воде дана волшебная власть – стать соком жизни на Земле. (Леонардо да Винчи)

Тема: РАСТВОРЫ
Вопросы:
20 баллов. Каких элементов не хватает в воде во многих районах Татарстана? (Йода и фтора.)
40 баллов. В древние времена римский император приказал бросить в воды этого моря рабов, скованных железными цепями, но они не утонули. О каком море идёт речь, почему в нём не тонут? (Мёртвое море. Исключительная солёность этого моря - в 1 литре воды этого моря содержится более 35 граммов солей - не даёт тонуть.)
60 баллов.
В 1 литре воды этого моря содержится 16 граммов солей: это почти в 2 раза меньше, чем в других морях и океанах. Какое море считается самым «пресным» ? (Каспийское море.)
80 баллов. Если бы удалось выделить золото из этого раствора, то его пришлось бы по
3 кг на каждого жителя Земли. Где же находятся такие запасы драгоценного металла? (В водах Мирового океана, однако добывать золото из морской воды нерентабельно).
100 баллов. «Кот в мешке».
Вопреки утверждениям фирмы о том, что рецепт этого напитка никому не известен, журнал «Натур» опубликовал его состав: 84 % - вода; 3,6 % - углекислый газ; 12 5 – сахар; 0,2 % - жжёный сахар, который придаёт напитку цвет; 0,06 % - фосфорная кислота; 0,2 % - кофеин и небольшое количество растительных экстрактов. Что это за напиток? (Кока-кола.)
Тема: ЛЕГЕНДЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
Вопросы:
20 баллов. Как звали бога моря у древних греков? (Посейдон.)
40 баллов. По легенде, она родилась из морской пены. (Афродита.)
60 баллов. У древних народов вода считалась символом плодородия и … (Бессмертия.)
80 баллов. «Вопрос – аукцион».
В средние века алхимики приписывали воде совершенство и обозначали воду именно в виде этой геометрической фигуры. Какой? (В виде перевёрнутого равностороннего треугольника.)
100 баллов. В Перу археологи обнаружили древние развалины из камней, на которых был вырезан своеобразный фонтан. Какому богу посвящался этот храм? (Богу воды.)
Тема: КРАЕВЕДЕНИЕ
Вопросы:
20 баллов. В долине какой реки расположен город Альметьевск? (В долине реки Зай.)
40 баллов. 7 августа 1939 года 1939 года недалеко от села Верхний Акташ Альметьевского района на колхозном поле под трактором СТЗ внезапно провалилась земля. Образовалась воронка глубиной в 52 м. Сегодня это озеро округлой формы и глубиной 28 м. Как оно называется? (Акташский провал).
60 баллов. «Кот в мешке».
Почему «Каму» можно считать главной рекой Татарстана? (Из всех больших рек на территории Татарстана «Кама» имеет наибольшую протяжённость 380 км.)
80 баллов. Две реки с примечательными названиями впадают в «Каму» почти напротив друг друга. Что это за реки (Ик и Иж).
100 баллов. « Я бывал и на прекрасном Средиземном море, и в Атлантическом океане, а всё таки до сего дня с любовью помню тихое тёмное озеро», - вспоминает Ф.И. Шаляпин. О каком озере Татарстана идёт речь? (Кабан).
Тема: ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ
Вопросы:
20 баллов. Главными загрязнителями Мирового океана являются именно эти вещества. (Нефть и нефтепродукты.)
40 баллов. «Вопрос - аукцион».
Известно, что составляющие нефть вещества в воде в основном нерастворимы и по сравнению с другими загрязнителями слаботоксичны. Объясните, почему же загрязнение вод нефтепродуктами считается одним из самых опасных. (Нерастворимые нефтепродукты покрывают воду тонкой плёнкой, которая препятствует газообмену между водой и атмосферой.)
60 баллов. Может ли повлиять вырубка лесов на состояние рек? (Да, произойдёт сокращение водоносности рек.)
80 баллов. Каковы могут быть последствия техногенного загрязнения человеком водоёмов? (Уменьшится содержание кислорода, снизится способность водоёма к самоочищению, сократится численность видов.)
100 баллов. Опишите, в чём преимущество замкнутых технологий использования воды по сравнению со строительством совершенных очистных сооружений. (Даже самые совершенные промышленные очистные сооружения не способны полностью очистить канализационные и промышленные стоки вод. В замкнутых технологиях вода, используемая в производстве, не попадает в окружающую среду, поэтому не происходит её загрязнения.)
Тайм – аут.
Подведение итогов игры, награждение победителей.