Слайд 2
Саша Черный (Гликберг Александр Михайлович) (1 октября 1880, Одесса, Российская империя – 5 августа 1932, Ле-Лаванду, Прованс, Франция) – русский поэт-сатирик, прозаик.
Родился в 1880 г. в Одессе. Родился он в семье провизора - зажиточной, но малокультурной. Счастливым детство Саши не назовешь. Мать, больную, истеричную женщину, дети раздражали. Отец, отличавшийся крутым нравом, часто их наказывал.
Слайд 3
В семье было 5 детей, двоих из которых звали Саша. Блондина называли "Белый", брюнета - "Черный". Отсюда и псевдоним.
Поступить в гимназию Саша не мог из-за процентной нормы для евреев. Поэтому отец решил крестить всех детей, после чего Саша Черный в 9 лет всё же поступил в гимназию, откуда его вскоре исключили «за двойку по математике». Мальчик остался без средств к существованию, отец и мать перестали отвечать на письма сына с мольбами о помощи.
Слайд 4
Статья начинающего журналиста Александра Яблоновского о горестной участи несчастного юноши, брошенного семьей, была напечатана на страницах "Сына отечества" – одной из крупнейших газет того времени. Статья попала на глаза житомирскому чиновнику К.К Роше, и тот решил взять Сашу к себе в дом. Так Саша Черный в конце 1898 года очутился в Житомире - городе, ставшем для него поистине второй родиной.
Слайд 5
Гимназию в Житомире Саша Черный не заканчивает из-за конфликта с директором. Затем Саша служит в армии. По возвращении в Житомир он начинает сотрудничать в газете "Волынский вестник", открывшейся 1 июня 1904 г. Однако через два месяца газета прекратила свое существование. Обуреваемый честолюбивыми мечтами, он перебирается в Петербург.
Слайд 6
В 1905 году Саша Черный решает оставить ненавистную конторскую службу и полностью посвятить себя литературе. Первое же опубликованное им стихотворение «Чепуха» в журнале «Зритель» было подобно разорвавшейся бомбе и разошлось по всей России. Саша Черный сразу стал желанным гостем во всех сатирических журналах. С 1908 года Саша Черный –один из ведущих поэтов журнала «Сатирикон».
Слайд 7
Саша Черный написал несколько детских книжек («Тук-тук», 1913; «Живая азбука», 1914). Постепенно творчество для детей стало главным занятием писателя, именно оно явилось началом истории детской книги в России ХХ века. Для детей была составлена двухтомная хрестоматия «Радуга. Русские поэты для детей» (Берлин, 1922).
Слайд 8
О том, что Саша Чёрный - блестящий сатирик, знают, пожалуй, все. О том, что Саша Чёрный – оригинальный детский поэт, известно далеко не каждому. Самый знаменитый сборник его детских стихов «Детский остров» для тысяч русских ребятишек, оказавшихся с родителями в эмиграции, увидел свет в 1921 году в Данциге, где поэт жил после того, как эмигрировал из России. Это был заповедный уголок потерянной России, где звучал родной язык - гибкий, яркий, живой; где поэт придумывал игры и забавы и, не скупясь, дарил их своим юным соотечественникам.
Слайд 9
Вот настоящая, прочная книга для детей, чудесный подарок от нежного, но и строгого Волшебника. Удивительной тайной владеет Саша Черный: его стихи и рассказы одинаково увлекательны и для детей, и для взрослых дядей – признак высокого мастерства и художественной правды. А главное, с детьми он не фамильярничает и у них не заискивает. Раскрываешь наугад любую страницу – и очаровываешься прелестью красокитеплотою содержания. И чувствуешь, что все у него живые: и дети, и зверюшки, и цветы. И что все они – родные. Тонкими, точными, забавными и милыми чертами обрисованы: и кот, и барбос, и таракан, и попка, и мартышка, и слон, и индюк, и даже крокодил, и все прочее. И всех их видишь в таком наивном и ярком освещении, как видел летним свежим утром в раннем детстве бронзового чудесного жука или каплю росы в зубчатом водоеме гусиной травы. Помните? А как хороши у Саши Черного детские игры и вечерние песенки! Александр Куприн о Саше Черном (28 мая 1915 г. Гатчина).
Слайд 10
У него были пушистые лёгкие волосы. Тихий и молодой голос. Глаза точно у Чарли Чаплина: большие, чёрные,выразительные. Когда он смотрел на детей или на цветок, его лицо становилось необычайно светлым. Таким увидели Сашу Чёрного его современники.
Владимир ПРИХОДЬКО.
Им были написаны так же:
Сказки, рассказы.
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Рассказ о странном соседе «Маленький крокодил» (1998 г, 6 выпуск).
Слайд 14
Саша Чёрный сочинил не только рассказ про крокодила, но и весёлое стихотворение.
Я угрюмый крокодил
И живу в зверинце.
У меня от сквозняка
Ревматизм в мизинце.
Каждый день меня кладут
В длинный бак из цинка,
А под бакомна полу
Ставят керосинку.
Хоть немного отойдешь
И попаришь кости…
Плачу, плачу целый день
И дрожу от злости…
На обед дают мне суп
И четыре щуки:
Две к проклятым сторожам
Попадают в руки.
Слайд 15
Ах, на нильском берегу
Жил я без печали!
Негры сцапали меня,
С мордой хвост связали.
Я попална пароход…
Как меня тошнило!
У! Зачем я вылезал
Из родного Нила?..
Эй ты, мальчик, толстопуз, -
Ближе стань немножко…
Дай кусочек откусить
От румяной ножки!
Слайд 16
Стихов для самых маленьких у Саши Чёрного немного. Но они есть:
«Приставалка»,
«Застенчивый таракан»,
«Трубочист»,
«Колыбельная для куклы»,
«Про девочку, которая нашла своего Мишку»,
«Скрут»,
«Крокодил»,
«Зелёные стихи»,
«Хрюшка»,
«Воробей»,
«Жеребёнок»,
«Кто?»
Любое из этих стихотворений вполне доступно маленькому слушателю. А их своеобразный ритм и ни на кого не похожая интонация запомнятся надолго.
Слайд 17
«Ну-ка, дети! -
Кто храбрее всех на свете?»
Так и знал - в ответ все хором нараспев:
«Лев!»
- «Лев? ха-ха… легко быть храбрым,
Если лапы шире швабры.
Нет, ни лев, ни слон… храбрее всех малыш -
Мышь!
Сам вчера я видел чудо,
Как мышонок влез на блюдо
И у носа спящей кошки
Не спеша, поел все крошки.
Что!»
Слайд 18
«Кто живёт под потолком?»
- Гном.
«У него есть борода?»
- Да.«И манишка, и жилет?»
- Нет…
«Как встаёт он по утрам?»
- Сам.
«Кто с ним утром кофе пьёт?»
- Кот.
«И давноон там живёт?»
- Год.
«Кто с ним бегает вдоль крыш?»
- Мышь.
«Ну, а как его зовут?»
- Скрут.
«Он капризничает, да?»
- Ни-ког-да!..
Слайд 19
В 1927 году выходит книга Саши Чёрного «Дневник фокса Микки» - одна из самых светлых и улыбчивых его книжек. Повествование здесь ведётся от имени собачьего недоросля. Разве неинтересно узнать, что думают о нас наши четвероногие друзья? Это ещё одно из перевоплощений поэта.
Слайд 20
Что получится, если собака вдруг возьмет да и запишет свои мысли? Трагикомический рассказ о жизни, увиденной совсем другими глазами:
Слайд 21
Надо сказать, что литературный Микки имел своего прототипа - небольшую шуструю собачку из породы гладкошёрстных фокстерьеров, которая стала равноправным членом семьи Саши и сопровождала хозяина во всех прогулках и поездках.
Слайд 22
Одним из секретов волшебства Саши Черного было искусство перевоплощения. Он мог без всякого труда представить себя, хотя бы, бабочкой, опрометчиво залетевшей в комнату. Вот она бьется о стекло, рвется на волю. Вот сложила крылья, задумалась. О чем она думает? И тут рождается чудный вымысел. Похоже, что Саша Черный когда-то, до своей земной жизни, уже бывал скворцом, белкой, пчелой - так достоверно, их глазами он описывает мир.
Воспоминания В. А. Добровольского о Саше Черном.
Слайд 23
Посмотреть все слайды
Является Саша Черный, биография которого хоть и краткая, зато весьма интересная. Это тот человек, который сумел добиться всего самостоятельно. Тот, кто доказал всему миру, что он Человек с большой буквы. Несмотря на все преграды, сложный жизненный путь и множество других проблем, которые преграждали дорогу поэту, он все же стал личностью, достойной своего звания. И это не может остаться без внимания и уважения.
Родился Александр Михайлович Гликберг (именно он впоследствии взял псевдоним Саша Черный) 1 октября 1880 года в городе Одесса. Его родители были евреями, что в дальнейшем имело влияние на его развитие и восприятие мира благодаря специфическому воспитанию. В семье было пятеро детей, из которых двое имели имя Саша. Наш поэт был брюнетом, поэтому и получил прозвище «черный», которое в дальнейшем стало его псевдонимом. Для того чтобы получить образование в гимназии, мальчика крестили в русской православной церкви, но учебное заведение он так и Саша сбежал из дома и стал попрошайничать. Эту историю написали в газете, и местный благотворитель К. К. Роше, растроганный историей мальчишки, взял его к себе на воспитание. Роше обожал поэзию и приучил к этому юного Гликберга, дал ему хорошее образования и подтолкнул к тому, чтобы Саша начал писать стихи. Именно Роше можно считать крестным отцом Саши в области литературы и поэзии.
С 1901 по 1902 год Александр служил рядовым солдатом, после этого работал в Новоселенской таможне. В это время газета «Волынский вестник» печатает первое произведение молодого писателя - «Дневник резонёра», что вызвало к нему особый интерес местной интеллигенции. Именно это дало парню кличку «поэт». Саша Черный не перестал писать даже в Санкт-Петербурге, куда переехал в 1905 году. Он издавался в таких газетах и журналах, как «Журнал», «Альманах», «Маски», «Зритель» и другие. Хоть и популярность поэта возрастала, но не все было так гладко, как могло казаться на первый взгляд. Сатира «Чепуха», напечатанная в журнале «Зритель», привела к закрытию издания, а сборник «Разные мотивы» запретили в связи с несоблюдением цензуры. Из-за этого молодой поэт имел проблемы с властями и владельцами журнала, некоторое время его не принимали в обществе, сделали своеобразным изгоем.
Во время проживания в Германии Александр не только творил и писал свои гениальные работы, но также обучался в Гейдельбергском университете на протяжении 1906-1908 годов. Саша Черный, биография которого и так насыщена вызывающими событиями, и далее продолжает писать то, что запрещает цензура, но это его не останавливает. В 1908 году он снова возвращается в Санкт-Петербург, где становится сотрудником журнала «Сатирикон», а также печатается в таких изданиях, как «Аргус», «Современный мир», «Современник», «Солнце России», «Одесские новости», «Русская молва» и «Киевские новости», издает первые книги.
Во времена Первой мировой войны Александр служил рядовым офицером в пятой армии при полевом лазарете. В это же время работал как прозаик, издавая сборники и детские книги.
В библиографию поэта вошло более 40 книг и сборников, около 100 цитат и поговорок, а также бесчисленное количество стихов. Все его работы были изданы под псевдонимами «Саша Черный», «Сам по себе» и «Мечтатель». Наиболее популярными стали: повесть «Чудесное лето», сборник «Несерьезные рассказы», а также детские книги «Сон профессора Патрашкина», «Белка-мореплавательница», «Дневник фокса Микки», «Румяная книжка» и «Кошачья Санатория», изданы во время между Первой и Второй мировыми войнами.
Поэт Саша Черный, биография которого и так увенчана множеством интересных и загадочных фактов, скончался 5 августа 1932 года во время пожара, который он помогал тушить. Он не умер в огне, он умер дома после всех событий - просто лег на кровать и больше не встал. Несмотря на всю гениальность и величественность поэта, могила Александра не найдена и до сегодня. Она затерялась, так как заплатить за нее было некому, да и не чем.
Жена Александра умерла в 1961 году - единственный человек, который был дорог поэту, так как детей в семьи не было. После ее смерти в 1978 году на кладбище Лаванду символически установили чтобы хоть как-то увековечить имя легендарного поэта. Благодаря попечению Корнея Чуковского в 1960-х годах все произведения Саши были напечатаны в Большой и Малой сериях «Библиотеки поэта» в нескольких томах.
Саша Черный, биография которого является одной из наиболее интересных, оставил после себя большое наследство книг и стихотворений. Его работы изучают как в школе, так и в высших учебных заведениях. Его цитатами пользуются все люди, вне зависимости от возраста и положения в обществе, что свидетельствует о популярности и умении автора затронуть человека за живое.
Биография
Александр Михайлович Гликберг, который позже стал известен как Саша Черный, появился на свет 1 октября 1880 г. в одесской семье еврея-провизора, где помимо него было еще четверо детей.
Из-за затруднений при поступлении в гимназию Сашу крестили в православие, чтобы на него более не распространялись ограничения процентной нормы для евреев. В девятилетнем возрасте он стал учеником гимназии, но порядки учебного учреждения не пришлись Александру по душе. В пятнадцать лет он бежал из дома, найдя приют у тетки, которая устроила его в гимназию в Петербурге. Вскоре из гимназии Сашу исключили, и он остался на улице без средств к существованию. Родители помочь ему отказались, будущий писатель зарабатывал попрошайничеством, пока его история не стала известна К.К. Роше. Председатель Крестьянского Присутствия в Житомире, уделявший много внимания благотворительности, взял нищего Сашу Гликберга под свою опеку. Его увлечение поэзией сыграло решающую роль в зарождении литератора Саши Черного. Так в 1888 году Александр Гликберг переехал в Житомир, где поступил в местную гимназию. Впрочем, окончить образование ему так и не удалось.
Молодость
Прослужив два года (1901-1902)вольноопределяющимся в российской армии он начал работать в таможенной службе в г. Новоселицах.
По возвращении в Житомир молодой автор начинает сотрудничать с местным «Волынским вестником». Но вскоре газета закрылась, и в 1905 году Александр Михайлович уехал в Петербург. Там он публикует стихи в журналах «Леший», «Альманах, «Зритель» и многих других, зарабатывая на жизнь канцелярской работой.
В 1905 году Александр Гликберг женился на Марине Ивановне Васильевой. Вернувшись из свадебного путешествия по Италии, он принял решение оставить работу и заниматься исключительно литературой.
После публикации стихотворения «Чепуха» под именем «Саша Черный», писателю были рады на собраниях всех сатирических журналов того времени.
В 1906 году он уехал в Германию, где поступил в Гейдельбергский университет.
В Петербург Саша Черный вернулся в 1908 году. Усилиями журнала «Сатирикон» свет увидели сборники его стихов «Сатиры», «Невольная дань», «Всем нищим духом», Многие издания были рады публиковать его произведения. Писатель попробовал себя и в роли автора детских произведений, издав книги «Живая азбука», «Тук-тук» и другие.
Зрелость
В 1914 году Черный был мобилизован и приступил к службе в полевом лазарете.
В 20-х годах Саша Черный покинул Россию, эмигрировав сначала в Берлин, а затем в Париж. В 1929 году Черный вместе с другими выходцами из России приобрел участок в городке Ла Фавьер. В его доме всегда были желанными гостями русские авторы, художники и музыканты.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
САША ЧЕРНЫЙ 1880-1932
В 2010 ГОДУ исполняется 130 лет со дня рождения Саши Черного
настоящее имя Александр Михайлович Гликберг
поэт, прозаик, переводчик
Он родился и рос в семье аптекаря, детские годы провел на Украине. В его рассказах «Самое страшное», «Невероятная история», в стихотворении «Приготовишка» отразились воспоминания о детстве в городе Белая Церковь.
Из этого города семья Черного сначала переехала в Одессу, потом в Житомир, где будущий поэт учился в гимназии и откуда сбежал в 15 лет в Петербург. Из столичной гимназии он также был исключен за неуспеваемость.
Вторично исключенный из Житомирской гимназии без права поступления за столкновение с директором, юноша работал мелким чиновником, печатал свои произведения в местной газете.
Становится известным как детский писатель: книги «Тук-Тук», «Живая азбука» и другие.
В 1929 году приобрёл участок земли на юге Франции, в местечке Ла Фавьер, построил свой дом, куда приезжали и где подолгу гостили русские писатели, художники, музыканты.
Саша Чёрный скончался от сердечного приступа 5 августа 1932 года. Рискуя жизнью, он помогал в тушении пожара на соседней ферме, придя домой, слёг и больше не поднялся. Похоронен на кладбище Лаванду, департамент Вар. Могила поэта была утеряна после боевых действий Второй мировой войны. Детей у поэта не было.
С. Черный очень любил детей. К. Чуковский вспоминал: «В одно из воскресений на Крестовском в летний горячий день я услыхал десятки голосов, звонко кричавших: «Саша, Саша, скорее сюда!» - и увидел, что он... охотно откликается на эти призывы. Он сидел полуголый в лодке, взятой, очевидно, напрокат, и его черные глаза маслянисто поблескивали. Лодка была полна малышей, лет семи или немного постарше, которых он только что прокатил до моста и обратно, и теперь его ждали другие, столпившиеся неподалеку на сваях: «Саша, сюда, сюда!» Он бережно высадил одних пассажиров и, наполнив свою лодку другими, тотчас же пустился в новый рейс.
Отгадайте загадку в пословицах. О ком идет речь? 1)Против сотки их довольно одного ястреба. 2)Он землю видит, когда ест, небо - когда пьет. 3)Он под кровлю, а сова на ловлю. Воробей.
Что ты тискаешь утенка? Он малыш, а ты - большой. Ишь, задравши головенку, Рвется прочь он всей душой… Ты представь такую штуку - Если б толстый бегемот Захотел с тобой от скуки Поиграть бы в свой черед? Взял тебя бы крепко в лапу, Языком бы стал лизать. Ух, как стал бы звать ты папу, И брыкаться, и кричать!.. Ты снеси утенка к утке, Пусть идет купаться в пруд. Лапы мальчика не шутки, Чуть притиснешь - и капут.
Воробей мой, воробьишка! Серый-юркий, словно мышка. Глазки - бисер, лапки - врозь, Лапки - боком, лапки - вкось...
«Слоник, слоник, настоящий слон живой,- Отчего ты всё качаешь головой?» - «Оттого что, потому что, потому - Всё я думаю, дружок, и не пойму... Не пойму, что человек, такой малыш, Посадил меня в клетушку, словно мышь...
Наверное, сложно найти такого же автора, который столь полярен в произведениях для взрослых и детей: желчный, едкий "взрослый" юмор Саши Черного в стихах и прозе и очень добрые и мягкие детские стихи, очень хорошо отражающие детскую психологию:
Про Катюшу
На дворе мороз,
В поле плачут волки.
Снег крыльцо занес,
Выбелил все елки...
В комнате тепло,
Печь горит алмазом,
И луна в стекло
Смотрит круглым глазом.
Катя-Катенька-Катюшка
Уложила спать игрушки:
Куклу безволосую,
Собачку безносую,
Лошадку безногую
И коровку безрогую -
Всех в комок,
В старый мамин чулок
С дыркой,
Чтоб можно было дышать.
"Извольте спать!
А я займусь стиркой..."
Ай, сколько пены!
Забрызганы стены,
Тазик пищит,
Вода болтается,
Катюша пыхтит,
Табурет качается...
Красные лапки
Полощут тряпки,
Над водою мыльной
Выжимают сильно-пресильно -
И в воду снова!
Готово!
От окна до самой печки,
Словно белые овечки,
На веревочках висят
В ряд:
Лошадиная жилетка,
Мишкина салфетка,
Собачьи чулочки,
Куклины сорочки,
Пеленка
Куклиного ребенка,
Коровьи штанишки
И две бархатные мышки.
Покончила Катя со стиркой,
Сидит на полу растопыркой:
Что бы еще предпринять?
К кошке залезть под кровать,
Забросить за печку заслонку
Иль мишку подстричь под гребенку?..
Очень во многих стихотворениях можно найти, откуда "растут ноги" у той советской поэзии для детей, основоположником которой хотел себя считать Чуковский. Вот, пожалуйста - игровой ритм, множество звукоподражательных слов и легкий, певучий звукоряд:
Поезд
Третий звонок. Дон-дон-дон!
Пассажиры, кошки и куклы,
В вагон!
До свиданья, пишите!
Машите платками, машите!
Машинист, свисти!
Паровоз, пыхти:
Чах-тах-тах-тах!
Вот наши билеты -
Чурки да шкурки,
Бумажки от конфет!
Под уклон, под уклон,
Летим как пуля.
Первый вагон -
Не качайся на стуле!
Эй, вы, куда?
Кондуктор, сюда!
Вон там сзади
Взрослые дяди,
Тра-та-та, тра-та-та,
Они без билетов...
Зайцы-китайцы, -
Гони их долой!
Чах-тах, тах-тах,
Машинист, тормозите!
Чах-тах-тах,
Первый звонок!
Чах-тах,
Станция "мартышка"...
Чах-тах-тах.
Надо вылезать.
хотя мне довольно симпатичны его детские стихи, но все равно (исключительно личное впечатление, ни на что не претендую) его взрослые кажутся "естественнее", а детские - специально написанные "как надо" и иногда какие-то слишком "уменьшительно-ласкательные". Хотя, конечно, некоторые довольно удачны и эмоционально насыщены:
Приставалка
Отчего у мамочки
На щеках две ямочки?
- Отчего у кошки
Вместо ручек ножки?
- Отчего шоколадки
Не растут на кроватке?
- Отчего у няни
Волоса в сметане?
- Отчего у птичек
Нет рукавичек?
- Отчего лягушки
Спят без подушки?..
Оттого, что у моего сыночка
Рот без замочка.
<1912>
(очень жизненно, особенно для мам, правда:)?)
редко встречающееся произведение, я уже думала его сканировать из нашего сборника, но - ура! - нашла в сети. милый рассказ, называется "Домик в саду", как дети играют в домик:
http://schoolbiblio.ucoz.ru/index/sasha_chjornyj_quot_domik_v_sadu_quot/0-194
в конце 19- начале 20 века в русской детской литературе были распространены "жалостливые" стихотворения, которые обрывались на самом пике эмоций, не оканчиваясь ничем (советская литература потом продолжит эту "милую" традицию, бросая своих персонажей на произвол судьбы: "Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке мяч!" - непонятно, вытащили ли мяч и успокоится ли когда-нибудь Танечка. Такие примеры есть и у Саши Черного (кроме этого еще очень показательно стихотворение о мартышке, тоскующей по Африке):
МЫШИНОЕ ГОРЕ
Ах, как вкусно пахло сало!
В животе моем бурчало -
Есть хотелось страсть.
Я ужасно волновалась
И на цыпочках прокралась
Мышеловке в пасть...
Только носом потянула,
Языком чуть-чуть лизнула,
Хлопс - и я в тюрьме!
Позабыла я про сало -
Волновалась и пищала,
Плакала во тьме.
Бог с ним, с салом, бог с ней - с пищей,
Утром злой придет котище -
Не видать мне дня!
Чуть откроют только дверцу, -
Он жестокий, он без сердца -
Гам - и съест меня...
Ах, несчастье! Ах, злодейство!
Ах, любимое семейство,
Шестеро мышат...
Я стою на задних лапках,
Нос от прутьев весь в царапках -
Нет пути назад!..
вот, пожалуйста - все плохо, будет еще хуже, и тут мы бросаем читателя страдать и упиваться всеми негативными эмоциями. Наверное, вот этот мотив окружающего негатива и безысходности объединяет творчество для детей и для взрослых у Саши Черного, несмотря на кажущиеся отличия на первый поверхностный взгляд.
для взрослых - для примера:
ДВА ЖЕЛАНИЯ
Жить на вершине голой,
Писать простые сонеты...
И брать от людей из дола
Хлеб вино и котлеты.
Сжечь корабли и впереди, и сзади,
Лечь на кровать, не глядя ни на что,
Уснуть без снов и, любопытства ради,
Проснуться лет чрез сто.
<1909>
КОЛЫБЕЛЬНАЯ (МАТЬ УЕХАЛА...)
Мать уехала в Париж...
И не надо! Спи, мой чиж.
А-а-а! Молчи, мой сын,
Нет последствий без причин.
Черный, гладкий таракан
Важно лезет под ди-ван,
От него жена в Париж
Не сбежит, о нет! шалишь!
С нами скучно. Мать права.
Новый гладок, как Бова,
Новый гладок и богат,
С ним не скучно... Так-то, брат!
А-а-а! Огонь горит,
Добрый снег окно пушит.
Спи, мой кролик, а-а-а!
Все на свете трын-трава...
Жили-были два крота,
Вынь-ка ножку изо рта!
Спи, мой зайчик, спи, мой чиж,-
Мать уехала в Париж.
Чей ты? Мой или его?
Спи, мой мальчик, ничего!
Не смотри в мои глаза...
Жили козлик и коза...
Кот козу увез в Париж...
Спи, мой котик, спи, мой чиж!
Через... год... вернется... мать...
Сына нового рожать...
<1910>