Цель: дать понятие о смехе, улыбке, показать их значение в жизни человека.
Задачи: 1.(обучающая) дать информацию о смехе, улыбке;
2.(развивающая) способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей, умение осознанно выражать свои эмоции и чувства
3.(воспитательная) воспитывать доброжелательное отношения к людям.
Структура занятия:
I.Орг. Момент
1.Приветствие друг друга
II.Основная часть
1.Чтение рассказа
2.Гость урока
3.Беседа о пользе смеха
4. игра «Ответ- вопрос»
6. Просмотр иллюстраций и комментарий
III. Заключительная часть
2.Раздача «Медали улыбки»
3. Рефлексия занятия.
Используемые методы и приемы: словесные (рассказ, объяснение, беседа), наглядные (метод иллюстраций), практические (упражнение), игровые.
Оборудование: клубок, солнце мягкое, карточки с вопросами, медали, доска, иллюстрации эмоций.
Используемые источники информации:
Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. М.: Просвещение,1991
Коломинский Я.Л. Человек среди людей. М.: Молодая гвардия, 1973
Леви В.Л., Я и мы. М.: Молодая гвардия. Грозный, 1988
Ход
I.Орг. момент
1.Приветствие друг друга
Цель: создание эмоционального настроения.
Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами собрались, чтоб поговорить о смехе и улыбки узнать, что же это такое и для чего нам нужно улыбаться и смеяться. Но для начала, давайте с вами поздороваемся, но это мы будем делать необычным способом. У меня в руках, клубок, мы будем передавать его соседу справа, наматывать его на палец называть свое имя и говорить всем здравствуйте (я Лена, здравствуйте). Вот мы и поздоровались, теперь присаживайтесь на свои места и послушайте рассказ.
II.Основная часть
Чтение рассказа.
Цель: познакомить с рассказом.
«Откуда приехала Ира»
Мы приехали в летний лагерь. После обеда воспитательница стала знакомиться с отрядом и записывала, откуда, кто приехал. Одни называли город, другие область. В это время в палату вошла Ира.
- Как твоя фамилия? - спросила её воспитательница.
- Семенихина.
-А ты откуда?
- Из столовой! – ответила Ира.
Дети засмеялись.
-Какие чувства, эмоции у вас вызвал этот рассказ? (вызывает смех, улыбку)
-Почему вы засмеялись, вам было смешно? (девочка смешно ответила)
-Итак, сегодня мы с вами поговорим о смехе и улыбке.
-И наш урок так и называется, прочтите тему («Давайте улыбаться и смеяться»).
-Ребята, а когда же мы смеемся, улыбаемся? (когда нам весело, интересно, когда с нами происходит что то хорошее…)
-А вы любите улыбаться и смеяться?
2.Гость
Цель: закрепить знания «волшебных слов».
Посмотрите, к нам в гости пришло солнышко, а как вы думаете, почему именно оно к нам пришло? (Солнце – это символ радости, тепла и хорошего настроения) на солнышке у нас есть карточки с вопросами. Желающие подойдите и ответьте на них.
1. Какое слово мы произносим при встрече друг с другом? (Здравствуйте).
2. С помощью какого слова мы обращаемся с просьбой? (Пожалуйста).
3. Как называют человека, делающего много хорошего для других людей? (Добрый).
Эти три слова всегда приятны людям и вызывают улыбку, и позитивное настроение.
3.Беседа о пользе смеха
Цель: дать информацию о смехе.
- 80% успеха в жизни зависит от умения правильно общаться с другими людьми. Очень важно уметь улыбаться, это помогает доброжелательно относиться к людям, добиваться их расположения. С помощью улыбки можно улучшить свое настроение. Когда мы улыбаемся, в кровь поступают специальное вещество – гормон удовольствия, который успокаивает и повышает настроение.
- А знаете ли вы, что смех и улыбка влияет на здоровье человека?
- Как вы думаете, каким образом? (человек становится жизнерадостным, энергичным)
- Смех, сам по себе – неплохой массаж, ведь он встряхивает кровеносные сосуды и мышцы нашего лица и тела, в том, что числе и внутренние, которые управляют, работай внутренних органов. Так же в кровь поступают вещества, противостоящие болезнетворным бактериям. Ученые даже заметили, что жизнерадостные люди реже болеют, а дети, которые не грустят, быстрее выздоравливают.
- Итак, смех – это определенная реакция организма, при которой наши мышцы лица непроизвольно сокращаются, учащается сердцебиение, меняется давление крови.
-Какое же значение имеет смех, улыбка?
-Послушайте, как о смехе сказал еще в 17 веке английский врач Сиденгам: «Прибытие в город паяца значит для здоровья жителей гораздо больше, чем десятки мулов, нагруженных лекарствами».
-Сначала разберем, кто такой паяц? Посмотрите на доску, как пишется это слово. Так называли раньше клоунов, это слово итальянское.
-Послушайте высказывание еще раз и скажите, как вы его понимаете.
-Согласны ли вы с ним?
Когда вам будет грустно, нужно вспомнить веселую историю, посмеяться и сразу же настроение поднимется.
4. игра «Ответ- вопрос»
Цель: поднять настроение.
-А сейчас давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Ответ – вопрос». Перед вами написаны вопросы, а ответы мы запишем на листочки отдельные и перепутаем.
1. Что вы носите в своем портфеле?
2. Какой известный киноартист вам нравиться?
3. Что выбрасывают в урну?
4. Что обычно берут с собой в гости?
5. Кто умеет ходить по потолку?
6. Что идет на улице?
Мы напишем ответы на отдельных листочках и перемешаем, затем будем доставать и читать кому, что достанется.
5. игра «Угадай эмоции по интонации»
Цель: учить выражать свое настроение при помощи интонаций.
-Давайте еще поиграем в одну игру, которая называется «Угадай эмоции по интонации». Выражать свое настроение помогают не только жесты, мимика, но и интонация. Попробуйте произнести фразу «Завтра каникулы» с эмоциональной окраской (удивленно, радостно, грустно, гневно, спокойно, страшно, обидно). Остальные должны отгадать эмоцию.
-А сейчас я хочу вам предложить упражнение, которое вам поможет, если вы будите, раздражены или огорчены. Надо посмотреть в зеркало и улыбнуться себе, когда плохое настроение улыбка сначала не естественная, а потом самому смешно и поднимается настроение. Попробуйте.
-Молодцы. Отложите зеркала.
-Как вы думаете, улыбка бывает разной? (Да, улыбка может быть смущенной, язвительной, радостной.)
6. Просмотр иллюстраций.
Цель: учить различать различные эмоции на иллюстрациях.
-Посмотрите на иллюстрации. Найдите здесь радостную улыбку, смущенную, язвительную. Давайте попробуем изобразить все эти разные улыбки.
III. Заключительная часть
1.Обсуждение пословиц и обсуждение правил улыбки и смеха.
Цель: закреплять знания пословиц, учить разбирать, что они означают.
Ребята, мы должны с вами правильно уметь улыбаться и смеяться. Какие правила улыбки мы должны знать? В этом нам помогут пословицы.
-Посмотрите на доску. Здесь пословицы о смехе, веселье, улыбке. Как вы их понимаете?
Веселье лучше богатство.
Кто в радости живет, того и кручина неймет.
-Первое правило: Улыбка поможет в общении.
-Второе правило: Старайся чаще улыбаться друзьям, родителям, учителю.
Кто людей веселит, за того весь свет стоит.
-Правило третье: Смейся заразительно. Но знай, где и как смеяться.
Нет лучше шутки, как над собою.
За шутку не сердись, в обиду не вдавайся.
-Четвертое правило: Умей смеяться над собой.
Тебе смешно, а мне до сердца дошло.
-Правило пятое: не смейся над чужим горем или физическим недостатком.
-Вот какие правила у нас получились. У каждого из вас памятка, посмотрите еще раз на правила.
-Как же надо смеяться?
-А когда нельзя смеяться?
-Итак, ребята, что же мы узнали о смехе, улыбке?
-Как повысить себе настроение?
-Какая может быть улыбка?
-Как надо смеяться?
2.Раздача «Медали улыбки»
Цель: доставить детям радость, наградить за хорошие знания на уроке.
-Вы сегодня хорошо работали, и все получаете медали – улыбки.
2. Рефлексия занятия.
Цель: выяснить какое настроение было на уроке, и какое стало после урока.
Надо закончить фразу: Я себя на уроке чувствовал…
Юлия Мазнина
На Южном Урале в этом году весна нас балует. Уже неделю стоит ясная солнечная погода. Хотя на улице и не очень тепло, но солнышко такое ласковое, что, выходя на улицу, так и хочется улыбнуться. И чтобы улыбаться еще чаще, мы с Максимом решили провести тематическое занятие «Улыбка» . Как всегда, так увлеклись, что в один день не уложились. Посмотрите, какие улыбчивые занятия у нас получились (тематическое занятие подойдет для детей от 1,5 до 3-х лет ). И улыбнитесь вместе с нами!
В эти дни, когда мы играли с улыбками, я старалась чаще обращать внимание Максима на то, что сейчас он улыбается или смеется, пытаясь дать ему понять, что искренняя улыбка и смех – это отражение той радости, которая есть у него внутри. Также показывала ему, что если увидеть, услышать или сделать что-то смешное, то и сам начнешь улыбаться, и внутри станет радостно. И конечно, много наших игр и занятий было связано с . Во многие эти игры Максим теперь сам просит поиграть.
Откуда берется улыбка
Рассказала Максиму, что улыбка появляется на лице, когда человеку хорошо, и ему хочется смеяться. Перед зеркалом улыбались и пытались смеяться просто так.
Вспоминаем и улыбаемся
А еще люди улыбаются, когда вспоминают, что-то очень хорошее. «Помнишь, как вчера Андрей катал тебя на спине? Ой, смотри, ты улыбаешься, – это было весело.» «Адя – конь», – ответил мне на это Максим, засмеявшись (Адя – так Максим называет старшего брата Андрея).
Отвечаем на улыбку
Ловила взгляд Максима, улыбалась ему, чаще всего, он улыбался в ответ:
Я улыбнулась тебе, ты улыбнулся мне. Как здорово! Давай улыбнемся брату, а он улыбнется нам и папе, а папа улыбнется всем нам и бабушке, а бабушка всем нам и еще дедушке. Дедушка улыбнется всем нам, и тогда мы все будем улыбаться.
Сейчас я понимаю, что это у нас прогрессия улыбок получилась. (В математике процесс, когда с каждым действием чего-то становится больше на определенную величину, арифметической прогрессией называется).
Просыпаемся и улыбаемся, или как включить улыбку
В один из дней Максим проснулся слишком рано и не в духе, да еще и солнышко не встало.
Максим, а знаешь что солнышко, когда просыпается, улыбается? Давай посмотрим.
Несколько минут смотрели через окно, как встает солнышко (одно окно квартиры как раз выходит на восток, и из него видна река, за которой встает солнце). Солнышко сначала улыбнулось нам своей зарей, а потом уже послало свои лучики к нам в окно.
Стихотворение в тему:
Утро. Солнце. Улыбайся
Утром солнце просыпалось,
Улыбалось из-за туч,
Значит, нам с тобой осталось
Улыбнуться, встретив луч…Улыбнемся солнцу, лугу
И травиночке любой,
Улыбнемся мы друг другу
Просто так сейчас с тобой.
Предложила Максиму улыбнуться в ответ, не захотел.
Куда же девалась улыбка? Может быть, она еще спит? Как нам ее разбудить? А, знаю: чик!
Слегка нажала на носик и пощекотала, получилось — улыбнулся. Теперь постоянно так включаем улыбку – чик и готово!
Где живут щекотки
Рассказала Максиму о том, кто такие щекотки:
Они такие маленькие – маленькие и любят, когда ты смеешься. А живут они вот тут:
- за ушками,
- под мышками,
- на грудке,
- у пупочка,
- под коленками.
Говорила и слегка щекотала в соответствующих местах.
Играем в потешки и улыбаемся
Максиму до сих пор нравятся игры–потешки с лицом, поэтому мы в них частенько играем:
К. Авдеенко
Щечки
Щёчки, щёчки,
Ямочки – комочки.
Целый день до ночки,
Улыбайтесь щёчкиДомик
Стенка, стенка (касаемся щёчек),
Потолок (потрогать лобик).
Два окошка, (показать или легонько коснуться глазок ребенка)
Дверь - звонок! (коснуться губ ребенка и нажать на носик)
«Кукуем» и улыбаемся
Еще один хороший способ развеселить Максима – это поиграть с ним в обыкновенное «Ку–ку». А теперь он еще и сам в «ку–ку» с нами играет: закроет машину чем–нибудь совершенно не подходящим или сядет на нее (спрячет, вроде как) и кукует, смеясь.
Улыбательно–веселительные слова
Рассказала Максиму о том, что бывают такие особые «улыбательные слова». Сказал – и сразу улыбаешься. Я говорила, Максим повторял по мере возможности и улыбался. После третьего слова стал бегать по комнате и улыбаться, останавливался, только чтобы прислушаться к новому слову, которое я говорю. Вот несколько наших «улыбательных» слов:
Эмоции на карточках
Играли с карточками эмоций: выбирали мальчиков, которые улыбаются или смеются. Придумывали, отчего смеются и отчего грустят. Обратила внимание Максима, что смеются люди по-разному:
Д. Хармс
Весёлый старичок
Жил на свете стаpичок
Маленького pоста,
И смеялся стаpичок
Чpезвычайно пpосто:
«Ха-ха-ха
Да хе-хе-хе,
Хи-хи-хи
Да бyх-бyх!
Бy-бy-бy
Да бе-бе-бе,
Динь-динь-динь
Да тpюх-тpюх!»Раз, yвидя паyка,
Стpашно испyгался.
Hо, схватившись за бока,
Гpомко pассмеялся:
«Хи-хи-хи
Да ха-ха-ха,
Хо-хо-хо
Да гyль-гyль!
Ги-ги-ги
Да га-га-га,
Го-го-го
Да бyль-бyль!»А yвидя стpекозy,
Стpашно pассеpдился,
Hо от смеха на тpавy
Так и повалился:
«Гы-гы-гы
Да гy-гy-гy,
Го-го-го
Да бах-бах!
Ой, pебята не могy!
Ой, pебята,
Ах-ах!»
Максим – малоежка, и чтобы он нормально поел, мне частенько приходится превращать еду в игру. В тему нашего занятия я старалась, чтобы все эти дни еда ему улыбалась.
Улыбающаяся каша
Чтобы хорошее настроение никуда по утрам не убегало, на завтрак была «улыбающаяся» каша (глазки и ротик можно нарисовать вареньем, если вы даете его ребенку; выложить из распаренного изюма, ягод или кусочков ярких фруктов: киви, апельсина). К каше у нас еще прилагались «улыбающиеся» бутерброды.
А что улыбнется нам на ужин?
А чтобы хорошее настроение оставалось с нами до самого вечера, на ужин Максим ел «улыбающееся» картофельное пюре (глазки – кусочки масла, ротик нарисовала сметаной) и «улыбающиеся» макароны (выкладывала личико из мелких макарон, и просто улыбки из спагетти).
Фрукты могут улыбаться?
Конечно, могут. Банан – сам по себе улыбка, дольки яблок и апельсина – тоже. А на целых яблоке и апельсине мы их сами вырежем.
«Улыбающееся» печенье
Среди маленьких крекеров «Звери» искали улыбающиеся мордочки.
А в один день нам удалось даже испечь улыбки:
Ищем улыбающийся напиток
В один день после дневного сна устроила Максиму дегустацию с целью поиска самого-самого «улыбающегося» напитка. Приготовила 4 одинаковых стаканчика с водой: в один добавила немного соли, в другой – чуть-чуть сока лимона, еще в один – сахар (это и есть тот самый «улыбающийся» напиток) и в последний не добавила ничего.
Максим, а знаешь, пока ты спал, нам принесли разные напитки, но только один из них настоящий – улыбающийся. Как нам с тобой угадать, в каком стакане вкусный «улыбающийся» напиток? Правильно: попробовать.
С третьей попытки Максим нашел тот самый «улыбающийся» напиток. И, конечно же, его выпил – ужасный сладкоежка.
Кто улыбается
Искали среди наших мягких игрушек, кто улыбается, а кто нет. Пытались порадовать невеселые игрушки, чтобы вызвать у них улыбку: угощали вкусняшками, которые любит каждый конкретный зверек: кошечку – рыбкой, медведя – медом, собаку – косточкой, коалу – листьями и так далее.
А улыбающиеся зверюшки потом игру в хохотушки устроили с прыганием с дивана, бросанием, на полу валянием:
И. Токмакова
Мы играли хохотушки
Мы играли в хохотушки,
Мы визжали, как свинушки,
Мы скакали, как лягушки,
Вбок и задом наперёд.Мы решили: кто захочет,
Тот нас всех перехохочет,
Всех один пересмеёт.Мы смеялись и смеялись,
Лопнуть со смеху боялись,
Даже по полу катались:
Всех нас разом смех берёт!Попробуйте тематические недели сейчас - получите конспект бесплатно!
Я могу сказать вам честно,
До сих пор нам неизвестно,
Кто сумеет, кто захочет,
Кто нас всех перехохочет,
Всех один пересмеёт?
Подарим улыбку
В ответ на мой вопрос «Кто у нас еще не улыбается?» Максим принес свои машины, кран и еще кучу разной техники. Улыбок у них действительно не оказалось, и мы вырезали улыбки из самоклеящейся бумаги и дарили их машинам.
Смешинки
Есть у нас есть мягкие помпончики для всяких игр на . А на этой неделе они у нас в смешинки превратились. Один раз, когда мы на прогулке были, к нам смех заходил и забыл свои смешинки. Мы смешинки в пакетики собрали: для папы, который усталый приходит с работы, для старшего брата, для бабушки. Кстати вспомнилось вот такое стихотворение:
С. Михалков
С нами смех
Нам живется лучше всех,
Потому что с нами – Смех!
С ним нигде не расстаемся,
Где б мы ни были – смеемся!
Утром выглянем в окно,
Дождик льет, а нам смешно!
Если в школу путь лежит,
Рядом с нами смех бежит.
Наш отряд идет в поход –
Смех от нас не отстает.
С нами он в любой игре
Дома, в школе, на дворе,
На реке, в лесу и в поле,
На катке и на футболе,
Всюду с нами наш дружок —
Смех–Смехунчик! Смех–Смешок!
Молодой, задорный Смех!
Посмеяться ведь не грех?!
В другой раз на глаза попалось вот такое стихотворение:
В. Кудрявцева
Смешинки
Придумать хочу я
Такие машинки,
Чтоб делать умели
Живые смешинки.
Чтоб эти смешинки
Повсюду спешили,
Чтоб самых угрюмых
Они рассмешили.
Чтоб рассмешили
Сестру мою, рёву,
И нашу бодливую
Зорьку – корову.
и вот что из этого получилось.
Машинкой, которая делает смешинки, стала бетономешалка, а смешинками – все те же маленькие помпончики. Машинка делала смешинки, а Максим раздавал их зверятам в баночки и коробочки, как в потешке про белочку: «кому в платок, кому в зобок, кому в лапочку». Заодно и баночки – коробочки потренировались открывать.
Учим улыбаться шарик
На слегка надутом шарике нарисовала глаза и рот – небольшую линию. Когда надували шарик, получалось, что рот растягивался и шарик улыбался широко – широко. Потом сами изображали улыбающийся шарик:
«Капитан, капитан, улыбнитесь!»
Обыграли песню «Отважный капитан»: нарисовали флаг с улыбкой, построили из диванных подушек корабль, штурвал – часы, сувенирная капитанская фуражка на голове – к плаванию готовы. А приплыли мы на остров, где жили диковинные звери (звери сделаны из мягких игрушек, у которых части тела крепятся к туловищу на липучках):
Фотографируем улыбки
Заметила Максиму, что люди, когда фотографируются, чаще всего улыбаются, и предложила пофотографировать улыбки. Фотографии потом сами нарисовали. Игра очень понравилась, играли в нее потом еще несколько раз.
Ловим улыбки
Последнее время мы стараемся стихи или сказки. Для нашла несколько коротких рассказов, в которых у героев меняется настроение. Читали, обсуждали, почему герой был грустный, и что его потом развеселило или порадовало. Большинство рассказов было из книги Г. Цыферова «Сказки – малышки» :
По следам рассказа Г. Цыферова «Поросенок» ловили улыбки (сделанные из фетра) и дарили их игрушкам.
Хорошо подошли к тематическому занятию и несколько рассказов из книги А. Орловой «Обожаю ходить по облакам» (очень нам нравится этот автор и своими стихами, и рассказами):
Рассказ А. Орловой «Люблю смехотать» натолкнул нас на идею баловства со словами – придумывали предметам, которые попадались на глаза, новые названия:
Максим заливисто смеялся, думала, сам начнет придумывать, не стал, маленький еще. Заметив, что у Максима уже есть чувство юмора, придумала ему еще одну шуточную игру.
Я называла предмет или действие намеренно по-другому. Сначала, Максим, улыбаясь, не соглашался. А потом стал подыгрывать и соглашаться, с тем, что стол – это кровать, а воробей – это кошка. А через несколько раз таких игр сам стал шутить надо мной, называя какао водой и кашу мясом.
Не обошлось, конечно, в наших играх без . Сначала конструировали улыбки — просто так и из кубиков одного цвета, большие и маленькие. Потом сортировали улыбки по цвету, по размеру, дарили улыбки зверюшкам, и под конец улыбки устроили хоровод, а Максим со своими машинами веселился внутри.
Коллаж улыбок
Искали в журналах зверей и людей, которые улыбаются. И сама собой возникла идея вот таких коллажей:
Человечек, улыбнись
Нарисовала на листе бумаги несколько смайликов без улыбок. Максим дорисовал им сначала улыбки, потом ноги (такая у него сейчас стадия рисования человека – головоног: голова и ноги). Вспомнила про игру «Головоноги» с очень приятными персонажами, сыграли в нее (не совсем по правилам, конечно): выбрала несколько разных улыбающихся головоногов, и мы искали головоногам друзей – таких же, как они под песню «От улыбки станет всем светлей».
А потом мы лепили своих головоногов из пластилина, и конечно, же прикрепляли к ним широкие улыбки.
Лепили улыбки из пластилина, а потом превращали улыбки в волну, улитку, капельку.
Делали смайликов из мозаики, из помпончиков для творчества, из пуговиц, ленточек и чего придется.
Рассказала Максиму, как выражают радость некоторые животные: кошка мурлычет, собака виляет хвостом и бросается на грудь хозяина, слоны шевелят ушами и громко трубят, морские животные громко визжат. С удовольствием перевоплотились в этих зверей. Эта игра вызвала у Максима много эмоций, и он теперь часто просит в нее поиграть.
Домики для смайликов
Обведя фигурки от сортера, попросила Максима поселить в каждый домик смайлик. Потом искали, какая крыша к какому домику подходит.
Веселые пираты
После статьи Марины Суздалевой « появилась у нас дома игра «Веселые пираты». Только играем мы в нее пока по упрощенным правилам: кидаем один кубик или с цветными гранями, или с числами от 1 до 3 и выбираем карточку или по цвету, или по количеству пиратов на ней (один Максим хорошо определяет, а два и три пока путает, для него это просто «много»).
Во время купания мы шлепали руками по воде, брызгались и смеялись. А еще рисовали смайлики на кафеле пеной для бритья и на запотевшем стекле. А я сделала одно открытие: если не стереть рисунок с зеркала, когда зеркало вновь запотеет, рисунок проявится.
Большую часть дней стояла солнечная погода, и мы ходили на прогулки за улыбками. Выходя из подъезда, мы улыбались солнышку и вспоминали вот такое очень подходящее стихотворение:
Г. Новицкая
Вместе с солнышком
Сияет солнце
На лугу,
А я сиять так
Не могу.
Зато умею
Улыбаться
И целый день
Могу смеяться!
Вот какие улыбки мы нашли на прогулке:
А еще мы нашли улыбающуюся скамейку, а в сквере у Центра эстетического развития детей «Камертон» обнаружили музыкальный инструмент, который тоже улыбался. Догадаетесь какой? Аккордеон с раскрытыми мехами (жаль фотоаппарата в тот день у нас собой не оказалось).
Природа улыбается
Во время одной из прогулок рассказала Максиму, что природа весной просыпается и тоже улыбается – на деревьях и кустах появляются листья, цветы. Мы срезали веточку рябины и, принеся ее домой, поставили в банку. Через несколько дней у нас появились листочки на веточке, а цветочки мы сами сделали из маленьких заколок – «крабиков».
Кстати, к моменту появления первых листьев на деревьях замечательно подходят сказки – малышки Г. Цыферова «Лосенок» и «Щенок».
Вот так много получилось у нас улыбаться во время нашего тематического занятия «Улыбка» . Много из того, во что мы играли, теперь стало частью ритуалов: проснуться и улыбнуться, а если не получается, то включить улыбку: чик и готово, выйти на улицу и улыбнуться: солнышку или ветру, даже если он очень–очень холодный. И еще мы пытаемся чаще делать маленькие приятности близким, чтобы они улыбнулись.
Самый известный мультфильм про улыбку – это мультфильм «Кто сидит в пруду», и вы наверняка с ребенком его смотрели. А знаете, что этот мультфильм снят по мотивам замечательной сказки Лилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»? Посмотрите с ребенком видеопрочтение этой сказки прямо сейчас:
Подробное описание тематических игр и занятий, все необходимые материалы для распечатки. Все что нужно для комплексных развивающих занятий!
Цель:
- закреплять знания детей об эмоциях, средствах их выражения ;
Тренировать выразительную мимику;
Развивать чувство доброжелательности;
Внимательно относиться друг к другу.
Оборудование: большой лист бумаги, фломастеры, карандаши, зеркала.
Ход занятия :
Приветствие
Цель: создавать эмоциональный комфорт.
Дети становятся в круг. Каждый ребенок поворачивается к своему соседу, который стоит справа, улыбается ему и говорит: «Привет», затем здоровается с соседом, который стоит слева.
Упражнение «Улыбка по кругу»
Дети держатся за руки. По очереди улыбаются своему соседу справа, а затем - слева.
Беседа психолога с детьми.
1. Приятно вам, когда вам улыбаются?
2. Как вы считаете, с каким ребенком лучше дружить - с веселым, приветливым, или с сердитым и печальным?
Что вы чувствуете, когда вам улыбаются?
class="eliadunit">
Улыбаетесь ли вы своим родным, близким?
Почему вы это делаете?
Подчеркнуть детям, что улыбка - это хорошее настроение, хорошее самочувствие. У веселых людей дела идут легко, задорно.
Игра «Мимическая гимнастика»
Цель: тренировать выразительную мимику.
Детям предлагается выполнить ряд упражнений для мимических мышц.
Наморщить лоб, поднять брови (удивление). Расслабиться, свести брови, насупить их (сердитость). Расслабиться. Полностью расслабить брови, «закатить глаза» (равнодушие). Расширить глаза, открыть рот (Страх). Расслабиться. Улыбнуться, подмигнуть (радость).
Игра «Общение без слов»
Цель: развивать чувство доброжелательности.
Участники объединяются в пары. Сначала пары ходит по комнате, по сигналу психолога останавливаются, здороваются друг с другом с помощью рук, кладут руки на плечи друг другу, смотрят в глаза партнеру, улыбаются, прощаются.
«Рисование веселого Колобка»
Цель: развивать чувство доброжелательности, единства.
На большом листе бумаги дети по очереди рисуют определенную деталь рисунка, чтобы получился веселый Колобок (один ребенок рисует глаза, другой - улыбку и т.д.). Обратить внимание на то, что улыбка свидетельствует о радости Колобка.
Итог занятия
Психолог рассказывает детям о том, что улыбка творит чудеса. Ведь достаточно мягко улыбнуться, и твой друг на тебя уже не обижается, а с удовольствием предлагает поиграть. Если ты будешь приветливым, улыбчивым, тогда у тебя будет много друзей и знакомых, проявляющих желание с тобой разговаривать, играть.
Психолог предлагает детям взять зеркала и посмотреть на себя. Сначала дети воспроизводят негативные эмоции с помощью мимики, а затем - положительные. Подчеркнуть, когда человек радостный, веселый и улыбчивый, тогда у всех возникает желание с таким человеком общаться.
Прощание
Дети образуют столбик из своих кулачков (по одному кулачке) и с улыбкой говорят: «Всем, всем, до свидания!»
Классный час, посвященный Дню улыбки в начальных классах
Автор Ляпина Виктория Олеговна, студентка социально-педагогического колледжа городского округа СамараХод классного часа
В этот день над всем шутить
И прекрасные улыбки
Всем вокруг легко дарить.
Смех, я знаю, продлевает
Жизнь задорным шутникам
Этот праздник - он находка
Всем в душе весельчакам.
И тебе желаю просто
Улыбаться чаще всем
Жить легко не напрягаясь
Без каких-либо проблем.
Учитель
Давайте посмотрим сценку, в исполнении наших ребят и улыбнемся.
"Как Кирилл заговорил"
Ученик Петров Кирилл
Всех сегодня уморил:
Стал животным подражать –
Кукарекать и визжать.
Вот пришел учитель в класс:
-Кто к доске пойдет сейчас?
А Кирилл Петров:
- Ку-ку! Гав-гав! Ку-ка-ре-ку
-Кто кричал там? Не пойму!
А Кирилл на это:
- Му-у!
-Это ты, Кирилл Петров?
Ты сегодня нездоров?
Может, нужен врач тебе?
А Кирилл на это:
-Бе-е!
-Подавай-ка свой дневник!
А Кирилл:
- Чирик-чирик! Мяу-мяу! Ква-ква-ква!
- Все! - сказал учитель. - Два!
-Ой, за что? - вскричал Кирилл.
Снова он заговорил.
Цели:
1) способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей, умение осознанно выражать свои эмоции и чувства, навыки эмоционального самоконтроля;
2) обеспечивать введение “волшебных слов” в речевой обиход учащихся как неотъемлемых компонентов культуры межличностного взаимодействия и общения;
3) способствовать поддержанию мажорного настроения в жизнедеятельности классного коллектива.
Ребята, улыбнитесь друг другу и нашим гостям. У каждого из нас сейчас своё настроение: кто-то возбуждён, кто-то удивлён, спокоен.
Мне очень нравится ваше приветствие на уроке немецкого языка.
Можете и сейчас это повторить? Роль учителя исполнит Хадижа.
Теперь у нас прекрасное настроение. Попробуем пронести его через всё занятие.
Для начала я предлагаю вам нарисовать солнышко. Тучи занавесили небо, солнышка нам очень не хватает. Нарисуйте его так, как вы любите его рисовать.
Вот и заглянуло к нам в класс солнышко.
Почему солнышко к нам пришло в гости?
Солнце – это символ радости, тепла и хорошего настроения.
Солнышко принесло к нам в класс что-то с собой, послушайте и догадайтесь, о чем идет речь.
Вот «Улыбка» и есть предмет нашего разговора.
Прочитайте хором тему классного часа.
Вы, конечно, любите слушать всякие истории и умеете придумывать их сами. Сегодня я хочу напомнить вам знакомую историю, написал её Дональд Биссет «Хочешь, хочешь, хочешь…»
Вот об этом мы сегодня поговорим о том, как с помощью улыбки улучшить своё настроение, приобрести друзей, добиться успеха в жизни, научиться влиять на других, поговорим о том, как улыбка помогает в общении.
А главное, мы будем с Вами учиться улыбаться.
– В словаре Ожегова сказано: Улыбка – это мимика губ, глаз, лица, показывающая расположение к смеху, выражающая приветствие, удовольствие и насмешку.
– Ребята, а что значит улыбаться?
(Ответы детей)
– Улыбаться – значит выражать свои чувства, своё расположение, доброе отношение к чему-либо или кому-либо, сулить удачу, счастье.
– Посмотрите, какие синонимы есть у этого слова. В словаре В.Даля сказано: Улыбаться – ухмыляться, усмехаться, ласкаться, умиляться, осклабляться.
– А как вы думаете, кто такой «улыбчивый человек», как он выглядит? (Ответы детей)
– Улыбчивый человек – часто улыбающийся, весёлый.
– Ребята, а какие бывают улыбки
(Ответы детей)
– Улыбки бывают добрые, веселые, злые, грустные.
– Ну и скажите же, наконец, а для чего нам нужна Улыбка?
(Ответы детей).
– Улыбка – это несловесное средство общения. Улыбка отражает настроение человека, его характер.
– Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире.
С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться.
Улыбкой можно утешить и оскорбить.
Улыбка имеет много чудесных свойств:
Во-первых, улыбка поднимает настроение, даже если бывает искусственной.
Во-вторых, располагает к себе окружающих, вызывая ответные положительные эмоции.
В-третьих, подтягиваются все мышцы лица, а это позволяет выглядеть мило. Улыбка творит настроение!
– Ребята, а вы знаете, что не только люди умеют улыбаться и выражать свои чувства, но и животные. Давайте посмотрим.
(Слайды с фотографиями животных.)
4. Практическая работа.
– Ребята, а Вы умеете улыбаться? Давайте проверим. Я предлагаю вам повернуться друг к дружке и улыбнуться.
– Произнесите за мной следующие фразы без улыбки, а затем с улыбкой:
Доброе утро!
Извините, что я опоздал.
Спасибо за подарок!
Я не могу тебя ждать.
Прошу тебя: «Побудь со мной».
Поздравляю с праздником.
– На какое отражение Вам приятнее смотреть, которое улыбается вам или которое смотрит на вас хмуро?
(Ответы детей.)
«Игра-кричалка»
– А теперь я предлагаю вам поиграть. Я буду зачитывать вам вопросы, а вы отвечайте хором: «Это я, это я, это все мои друзья!».
1) Кто с улыбкою из вас
Ежедневно входит в класс?
2) С улыбкой кто не расстается.
Кто и шутит, и смеется?
3) Кто с улыбкою родится –
4) Кто с улыбкою поет
Кто с ней весело живет?
Сказка «Про улыбку».
– А теперь я предлагаю вам послушать одну сказку, которая называется «Про улыбку»:
Жила-была Улыбка. Она была такая добрая, ласковая, приветливая, что все люди были рады видеть её у себя в доме. Её наперебой приглашали в гости, старались угостить, развеселить, подружиться с ней. Улыбка охотно ходила в гости, помогала людям в делах, старалась никого не обидеть – ни старенького, ни маленького.
Но однажды… В городке, где жила Улыбка, появился очень странный человек. Он был всем недоволен, сердился по каждому поводу: сахар был ему не сладким, молоко – не белым, солнце – не ярким, хлеб – не пропечённым, а дети – непослушными… Он сердился на всех и в хорошую погоду, и в ненастье.
– Вы встречали таких людей? Давайте покажем, как ведет себя злюка? (кричит, топает ногами, скалится, надувает щёки, машет руками). Красиво?
Хотелось бы вам подружиться с таким человеком?
– А теперь продолжим сказку «Про Улыбку». Что будет дальше?
(Ответы детей.)
Кого из этих девочек хотели бы вы видеть рядом с собой?
5. Закрепление.
– Улыбка имеет большое значение в нашей жизни.
Про улыбку говорят, что она продлевает жизнь, сохраняет здоровье, помогает общению.
Улыбка – это лекарство от скуки, хандры, усталости.
Улыбка необходима нам для того чтобы мир был добрее.
– Улыбка многое может изменить. и как поется в знаменитой песенке «Улыбка»:
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется...
От улыбки солнечной одной
Перестанет плакать самый грустный дождик.
От улыбки станет всем теплей -
И слону и даже маленькой улитке...
– Улыбка очень важна в жизни людей. Улыбка всеми любима и желанна. И поэтому люди решили придумать праздник – Всемирный День Улыбки, который отмечают 1 октября. Впервые День Улыбки стали отмечать в 1999 году. А американский художник Харви Бэлл придумал символ Улыбки – смешную рожицу – СМАЙЛИК (в переводе с английского – улыбка)
Так в чём же секреты улыбки попробуем их разгадать.
Высказывания детей, затем чтение памятки на синем листочке.
Секреты улыбки.
Секрет 1. Когда люди улыбаются, они становятся красивыми.
Секрет 2. Учёные подсчитали, что 80%успеха в жизни зависит от умения общаться с улыбкой.
Секрет 3 . Улыбка-сама есть способ общения.
Секрет 4. Важно уметь улыбаться, т.к. это помогает доброжелательно относиться друг к другу, добиваться расположения собеседника, помогает приобрести друзей.
Секрет 5. С помощью улыбки можно улучшить своё настроение и настроение окружающих. Когда человек улыбается, в кровь поступают особые вещества- гормоны, которые отвечают за хорошее настроение.
Секрет 6. Говорят, что 5 минут смеха продлевает жизнь человека на 1 год. А отрицательные эмоции (обида, злоба, недовольство) вызывают болезни. Хандра приводит к смерти.
– Замечательно! А теперь, ребята, возьмите желтые медальки и нарисуйте самую добрую, веселую улыбку в мире.
(Ребята рисуют смайлики, звучит мелодия «Улыбка», дети подпевают)
– Ребята, а теперь повернитесь друг к другу лицом, посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
Улыбкой дверь отворите в пути,
Улыбку нельзя удержать взаперти.
Улыбка – цветок, расцветёт на устах.
Улыбка прогонит и злобу, и страх
Улыбка как дождик весёлый, как мячик,
Его не догонишь – отправимся вскачь,
Улыбка, как сон, и она, как мечта.
Улыбка поутру по-детски чиста.
– Вы можете и подарить свою улыбку, смайлик тому, кому пожелаете.
6. Заключение. Подведение итогов. Рефлексия.
– Ребята, а теперь продолжите фразы:
Я узнал, что…
Я чувствовал себя на уроке чувствовал…
– А в заключение нашего классного часа я хотела бы прочитать Вам небольшой стишок-напутствие:
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого – то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда!
И если кому – то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
– Спасибо, за работу, за внимание!