План просветительских и памятных мероприятий. Межпоселенческая центральная библиотека 100 лет революции мероприятия в библиотеке

В 2017 году исполняется 100 лет Великой Октябрьской социалистической революции. В настоящее время историки, общественные деятели и политики по-разному относятся к событиям 1917 года в России. Для одних — это национальная катастрофа, которая привела к Гражданской войне, установлению в России тоталитаризма; для других — величайшее прогрессивное событие в истории человечества, которое оказало огромное влияние на весь мир. Но при этом никто не отрицает, что Октябрьская революция стала самым значительным событием ХХ века. Именно с неё начинается новый этап истории человечества, и она навсегда остаётся памятной вехой в судьбе России и всего мира. Это часть нашей истории, про которую нельзя забывать.

В политехническом лицее к 100-летию Октябрьской революции прошел историко-краеведческий экскурс «Саратовская губерния в 1917 году». Сотрудники центральной библиотеки, опираясь на архивные данные и исследования историков, рассказали ребятам о революционных событиях в Саратовской губернии, о руководителе революционного движения нашего края В.П. Антонове — Саратовском.

Кроме того, для участников мероприятия была оформлена тематическая книжная выставка «Дни великих событий». Благодаря подобранной литературе каждый имел возможность почувствовать атмосферу тех революционных дней и составить собственное мнение. Также ребята получили информационные буклеты и рекомендательный список литературы «Прошлое всегда с нами».

Проведение подобных мероприятий даёт всем пищу для размышлений, заставляет задуматься об уроках прошлого, сохраняет и преумножает историческую память, без которой немыслимо осознание настоящего и будущего.

В большом зале районного Дома культуры для учащихся средних и старших классов к 100-летию революции был проведен библиотечный урок истории «Установление власти большевиков».

Сотрудники библиотек, опираясь на архивные данные и исследования историков, подробно рассказали участникам мероприятия о причинах февральской буржуазно-демократической революции, об их условном разделении на экономические, политические и социальные, о хронике революционных событий, формировании временного правительства, установлении двоевластия, захвате власти большевиками.

Книжная выставка «Февральская и Октябрьская революция 1917 года. Взгляд через сто лет» сделала библиотечный урок более информативным и интересным.

Сегодня события столетней давности кажутся очень далёкими, но в истории случаются явления, значимость и глубину которых можно оценить лишь спустя много лет. К таковым относится и Февральская революция. Её изучение не утратило своей актуальности и в наши дни, так как оно непосредственно связано с решением одной из самых острых проблем современности – проблемы войны и мира.

100 лет революции 1917 года в России: какие мероприятия провести с учениками

Современные школьники часто затрудняются ответить или не знают совсем,

чем знаменателен день 7 ноября. Предлагаем план мероприятий. Они позволят дать

общее представление о событиях, которые произошли в 1917 году, сформировать

у учащихся интерес к истории своей страны, сохранить и укрепить связь поколений.

План мероприятий

Викторина «День 7 ноября – что за день ка-

лендаря?»

Учащиеся 1–11-х классов. Классные руководители

Проведите викторину заранее – чтобы выяснить, что знают об Октябрьских событиях 1917 года

учащиеся. На основе

полученной информации продумайте содержание мероприятий. В дальнейшем проведите повторную викторину.

Презентация проекта

событий»

Учащиеся 1–11-х классов.

Учителя истории,

классные руководители

Предложите учащимся 9–11-х классов восстановить хронологию событий 7 ноября 1917 года. Презентацию можно

провести в форме устного журнала и показать его учащимся 1–8-х классов. Чтобы реализовать проект, предложите учащимся использовать интернет-технологию «линия

времени» – адреса интернет-сервисов: timerime.com; dipity.com; timetoast.com

Урок-портрет

«Известные революционеры»

Учащиеся 1–11-х классов.

Классные руководители

Расскажите об известных революционных деятелях: В.И.

Ленине, Н.К. Крупской, Ф.Э. Дзержинском (в 2017 году исполнилось 140 лет со дня его рождения). Урок-портрет в старших классах можно провести в рамках профориентации, например, рассказать о Н.Э. Баумане и Московском государственном техническом университете, который носит его имя

Серия классных часов

«Рожденные революцией»

Учащиеся 1–11-х классов.

Классные руководители

Расскажите об октябрятах – в 1–4-х классах; пионерах –

в 5–8-х; комсомольцах – в 9–11-х. Пригласите родителей, членов семей учащихся, которые были октябрятами, пионерами и комсомольцами. Попросите их рассказать о своей

школьной жизни.

В рамках темы расскажите о детских коммунах для беспризорных. Покажите учащимся отрывки из фильмов «Путевка в жизнь» (режиссер Н. Экк, 1931 год), «Республика ШКИД» (режиссер Г. Полока, 1966 год), «Педагогическая поэма» (режиссеры А. Маслюков, М. Маевская, 1955 год)

Литературные чтения

Учащиеся 1–4-х, 5–6-х классов.

Библиотекарь

Используйте литературные произведения:

    «Дети революции» К. Ильинского и Л. Павлова;

    «Боец революции» В. Матвеева;

    «Первое задание» А. Литвейко;

    «Легенда о маленьком коммунаре» К. Курбатова

Вечер воспоминаний,

круглый стол, конференция «Встреча поколений»

Учащиеся 1–11-х классов,

ветераны, родители.

Классные руководители

Книжная выставка

«Образ революции

в литературе»

Учащиеся 7–11-х классов.

Библиотекарь, учителя

истории, русского языка

и литературы

В рамках выставки расскажите учащимся, как литературные деятели восприняли революцию, кто из известных писателей

принял ее, кто уехал в эмиграцию

Серия мероприятий

«Октябрьская революция в искусстве»

Учащиеся 1–11-х классов.

Учителя истории, изобразительного искусства,

музыки

Проведите мероприятия в формате художественного салона, выставки, музыкального вечера, киноклуба. Покажите учащимся репродукции известных картин, плакатов, представьте художников. Познакомьте с музыкальными произведениями, историей создания песен, биографией авторов. Расскажите о первых фильмах, посвященных Октябрьской революции, актерах, которые играли роль В.И. Ленина

Исследовательские

проекты, квесты

«Памятные места в нашем городе»

Учащиеся 5–11-х классов,

родители.

Классные руководители

Предложите учащимся найти в городе памятники, памятные знаки, посвященные революции, улицы, связанные с именами

революционеров и событий 1917 года. Это задание можно выполнить в виде квеста – за определенное время учащиеся, используя зашифрованные подсказки, должны найти все места в городе, которые связаны с революцией

Экскурсии в музеи

и на выставки

Учащиеся 1–11-х классов,

родители.

Классные руководители

Выясните, какие выставки и экспозиции, посвященные

Октябрьской революции 1917 года, работают в вашем городе, и посетите их с учащимися и родителями

Тематические уроки географии, русского языка:

«Как отразилась

Октябрьская революция

в названиях городов

и населенных пунктов»;

«Эти непонятные аббревиатуры»;

«Революционные

имена»

Учащиеся 1–11-х классов.

Учителя-предметники

В рамках уроков предложите учащимся исследовательскую

деятельность:

    выяснить и объяснить значения слов «революция», «пролетариат», «интернационал», «большевик», «вождь», «ликбез», «ВЧК»;

    изучить историю «революционных» названий городов, скверов, площадей;

    найти и расшифровать «революционные» имена, например: Марлен, Нинель, Рэм. Выяснить, кто из известных людей носил такие имена

Внеклассное мероприятие, посвящённое 100-летию революции

Ведущий 1-ый: Я зарастаю памятью,

Как лесом зарастает пустошь.

И птицы – память по утрам поют,

И ветер – память по ночам гудит,

Деревья - память целый день лепечут…

Но в памяти моей такая скрыта мощь,

Что возвращает образы и множит…

Шумит, не умолкая, память - дождь,

И память – снег летит

и пасть не может… (Д.Самойлов, 1964)

(Показ видеофрагмента «Октябрьская революция.

Это наша с тобой биография» - 5 мин.)

Ведущий 2-ой: Слово предоставляется директору школы Кравцовой Марине Васильевне.

Учитель: Добрый день! Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятие, посвященном памятной дате в российской истории. В 2017 году отмечается столетие революции 1917 года в России. Великая русская революция - коренной перелом в отечественной истории. Под этим обобщенным названием подразумеваются события 1917 года, когда в стране произошло сразу два государственных переворота. Начиная со свержения монархии во время Февральской революции, когда власть перешла к Временному правительству, которое, в свою очередь, было свергнуто в результате Октябрьской революции большевиков, провозгласивших советскую власть. Доведённый до отчаяния народ, взял в руки оружие и положил конец самодержавию.

Выходят Ведущие.

Ведущий 1-ый: Блистательные балы, размеренный образ жизни элиты российского общества были прерваны Первой мировой войной, обернувшейся для нашей страны небывалой катастрофой.

Ведущий 2-ой: В начале войны в 1914 году воздух был пропитан воодушевленными, патриотическими мыслями, чувством единения власти и народа. Солдаты шли в атаку со словами «За Веру, Царя и Отечество!».

На слайдах фото первых дней войны.

Ведущий 1-ый:

Петроградское небо мутилось дождем,

На войну уходил эшелон.

Без конца – взвод за взводом и штык за штыком

Наполнял за вагоном вагон.

В этом поезде тысячью жизней цвели

Боль разлуки, тревоги любви,

Сила, юность, надежда... В закатной дали

Были дымные тучи в крови.

Ведущий 2-ой:

И, садясь, запевали Варяга одни,

А другие – не в лад – Ермака,

И кричали ура, и шутили они,

И тихонько крестилась рука.

Ведущий 1-ый:

Вдруг под ветром взлетел опадающий лист,

Раскачнувшись, фонарь замигал,

И под черною тучей веселый горнист

Заиграл к отправленью сигнал.

И военною славой заплакал рожок,

Наполняя тревогой сердца.

Ведущий 2-ой:

Не меня храни, родная,
В роковом бою,
Ты храни, не покидая,
Родину мою.
Дай ей славу, дай ей силу -
Вот моя мольба.
Я ж без ропота в могилу
Лягу, коль судьба.

Исполнение романса Софьи Горчаковой (клип из фильма «Герой»)

Вальс (3 пары) уч-ся 9 – 11 классов

Ведущий 1: В начале 1917 года обстановка в стране становится взрывоопасной. Поражения на фронтах, повышение цен, просчёты правительства, критика царя привели Россию к неизбежному – мысли о свержении монархии.

Ведущий 2: Петроград гудел. Не хватало продовольствия, жители города громили лавки и магазины. 18 февраля началась забастовка на Путиловском заводе, рабочие требовали повышения заработной платы. Администрация ответила отказом, более 30 тысяч рабочих были уволены. Это стало поводом для массовых выступлений.

СЛАЙД: Демонстрации с лозунгами: «Хлеба!», «Верните мужей!»

Ведущий 1 : 23 февраля колонну демонстрантов возглавили женщины, требовавшие хлеба и возвращения мужчин с фронта.

Демонстрации с лозунгами: «Долой монархию!», «Долой войну!»

Ведущий 2: 25 февраля экономические забастовки переросли во всеобщую политическую стачку, проходившую под лозунгами «Долой царизм!», «Долой войну!». В ней участвовали более 300 тыс. человек.

Звучит гимн «Рабочая марсельеза»(0:53)

Ведущий 1-ый: 27 февраля. Восставшие захватили Арсенал, вокзалы, важнейшие правительственные учреждения.

Ведущий 1-ый: 2 марта Николай II подписал акт об отречении от престола в пользу брата Михаила.

На слайде раздача газет с новостью об отречении Николая II

Ведущий 2 : 3 марта Михаил отрёкся от престола и заявил, что судьбу страны должно решить Учредительное собрание.

Ведущий 1: Монархия пала.. В стране установилось двоевластии: Временное правительство во главе с князем Львовым и Совет рабочих и солдатских депутатов.

Февраль по-старому, а новый - март,
И год семнадцатый со знаком,
Он революцией теперь богат,
Одной такою в нём он датой.

Февраль и Петроградская заря,
Что это было? Горе, благо?
Когда "Долой!", и сбросили царя,
Не изменяя даже флага.

Безвольный царь, бездарная война,
И миллионы недовольных,
Народ и генералы, вся страна,
Участники тех дней невольных.

Свобода же! Бант красный на груди,
И в головах идет кружение,
Братанья! Пораженья позади?
И на фронтах в войсках брожение.

И безответственные болтуны,
Названье даже - Временные,
Разлад, грабеж, развал страны,
И новой революцией овеяны!

Ведущий 2: За 8 месяцев, прошедших с февраля по октябрь Временное правительство так и не решило важных и главных вопросов о мире и земле.

Ведущий 1: Октябрь 1917 …10 октября центральный комитет партии большевиков по настоянию В.И. Ленина принял решение о взятии власти путём вооруженного восстания.

(Песня «Крейсер Аврора» в исполнении Рыльского В.)

Ведущий 1: 25 октября 1917 г. залп крейсера «Аврора» возвестил о штурме Зимнего дворца – резиденции Временного правительства. Все члены правительства были арестованы, кроме председателя – Керенского. В ходе октябрьской революции были захвачены важнейшие объекты: мосты, телеграф, правительственные учреждения.

(ролик о штурме «Зимнего дворца»)

Ведущий 2: 25 и 26 октября 1917 г. прошел II Всероссийский съезд Советов, на котором был избран Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и образовано первое Советское правительство - Совет Народных Комиссаров. Председателем правительства был избран В.И. Ленин.

Ведущий 1: Он выдвинул два Декрета: «Декрет о мире», который призывал воюющие страны прекратить военные действия, и «Декрет о земле» о национализации всей земли. Принятые Декреты способствовали победе Советской власти в регионах страны. История страны имеет как светлые так и темные страницы. Воспоминание об этом событии это не попытка сохранить прошлое. Это свидетельство того, что прошлое забывать нельзя.

Ведущий 2: Октябрьская революция 1917 года была с одобрением встречена большей частью населения села Малых Ягур. В конце 1917 года жители села одними из первых в губернии выразили поддержку Советской власти.

Ведущий 1: Однако перераспределение власти и собственности в стране привело к гражданской войне. Сельская беднота Малых Ягур выделила из своих масс народного лидера – героя гражданской войны Малиновского Михаила Трофимовича. Его имя хорошо известно на Ставрополье. Уроженец села Малые Ягуры во время Гражданской войны был командиром эскадрона в Первой конной армии С. М. Буденного.

Ведущий 2: Малиновский прославился в годы борьбы за Советскую власть. За проявленный героизм был награжден Орденом Красного Знамени. В отряде его называли Красным Орлом. Благодарные земляки в честь памяти известного красного командира сочиняли стихи и песни, а

Чтец:

М. Т. Малиновскому.

Л. В. Детюк.

В школе у дороги памятник стоит.

Утопая в розах, вдаль командир глядит.

Видит он просторы – милые поля.

Щедростью бушует родимая земля.

Сколько урожая собрано на ней,

Рекой пшеница льется с золотых полей.

А давно, в двадцатом, кровь рекой лилась,

Саблями сверкая, конница неслась.

Всех храбрее всадник – Михаилом звать.

За родную землю шел он воевать.

Голову сложил он в той земле сырой.

Стал навек героем и обрел покой.

Школьники с любовью розы здесь растят,

А весной тюльпаны яркие горят.

Они как капли крови с тех пришли полей…

Мы чтим своих героев и учим чтить детей.

Ведущий 1: Слово предоставляется Детюк Любови Владимировне,

(исполнение песни «Красный орел» .

Ведущий 2: Великая Октябрьская социалистическая революция….Проходит немного времени и формируются новые массовые детские организации.

Ведущий 1: Дети Октября…. В годы советской власти, все кто приходил учиться в 1 класс, к празднику Октября становились октябрятами. А как же иначе? Разве было когда-нибудь иначе в советское время? Первоклассники были искренне убеждены, что так было всегда.

Ведущий 2: Первым октябрятам в далеком 1924-м году было по семь лет. Они были ровесниками Великой Октябрьской социалистической революции. Можно ли найти им более точно имя – октябрята ?

Это имя утвердилось в 1924-м году.

Ведущий 1: Группы октябрят создавались в первых классах школ и действовали до вступления октябрят в пионеры.

ВЕД.1 О, детская святая вера!

И чистый, светлый, детский взгляд.

Я был когда­то пионером

И верил в то, что говорят.

ВЕД 2 .Носил с достоинством и честью

Кусочек флага на груди

И счастлив был той самой вестью,

Что коммунизм ждет впереди...

ВЕД.1 Другие времена настали,

Мы на пороге новых Эр.

От перемен слегка устали.

Но в сердце я – тот пионер.

ВЕД 2 . Все также верю, верю свято

В Творца и в счастье и в себя. Живу с надеждою, ребята!

Живу как в детстве – жизнь любя!

(Песня «Взвейтесь кострами синие ночи» караоке)

Ведущий 1: Слово предоставляется председателю совета ветеранов Стацюк Василию Ивановичу.

Ведущий 1: 2017 год - год столетия Февральской и Октябрьской революций. "Это весомый повод еще раз обратиться к причинам и самой природе революций в России. Не только для историков, ученых. Российское общество нуждается в объективном, честном, глубоком анализе этих событий. Это наша общая история, и относиться к ней нужно с уважением.

Ролик Путин об истории

Ведущий 2: Чтоб Россия пошла по дороге прогресса,
Обязательно все мы сегодня должны
Знать прекрасно историю нашей страны
И уметь постоять за свои интересы!

Клип «Вперёд, Россия», танец в исполнении уч-ся 6 класса.

Сценарий внеклассного мероприятия

«Час истории. К 100-летию революционных событий

в России 1917 года»

Хромина Екатерина Анатольевна

Учителя ГБОУ Школа №2126 «Перово» Москва

Цель:

- рассказать о события 1917 года в России, сформировать представление логичности и закономерности их развития;

Используя интренет- ресурсы, создать представление о личностях революционной поры и основных событиях 1917 года;

Привлекая произведения русских поэтов, писателей начала ХХ века, формировать общее понимание противоречивости и сложности событий, о переломном значении их в истории России ХХ века.

Техническое обеспечение: презентация с включенными в нее видеофрагментами

Заставка: видеофрагмент из передачи «Хроники революции» - начало

Чтец:

А. Блок

Рожденные в года глухие

Пути не помнят своего.

Мы - дети страшных лет России -

Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы!

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы -

Кровавый отсвет в лицах есть.

Есть немота - то гул набата

Заставил заградить уста.

В сердцах, восторженных когда-то,

Есть роковая пустота.

Ведущий 1: В начале 1917 года обстановка в стране становится взрывоопасной. Поражения на фронтах, повышение цен, просчёты правительства, критика царя привели Россию к неизбежному - мысли о свержении монархии.

Чтец . (выходит на сцену)

Воспоминания Василия Шульгина. Отрывок из книги «Дни».

«…Уже несколько дней мы жили на вулкане… В Петрограде не стало хлеба, - транспорт сильно разладился из-за необычайных снегов, морозов и, конечно, из-за напряжения войны… Произошли уличные беспорядки… Но дело было, конечно, не в хлебе… Это была последняя капля…Дело было в том, что во всем этом огромном городе нельзя было найти несколько сотен людей, которые бы сочувствовали власти … И даже не в этом…Дело в том, что власть сама себе не сочувствовала… Не было в сущности, ни одного министра, который верил бы в себя и в то, что он делает…Класс былых властителей сходил на нет…»

Ведущий 2: Петроград гудел. 18 февраля началась забастовка на Путиловском заводе, рабочие требовали повышения заработной платы. Администрация ответила отказом, более 30 тысяч рабочих были уволены. Это стало поводом для массовых выступлений.

Ведущий 1 : 23 февраля колонну демонстрантов возглавили женщины, требовавшие хлеба и возвращения мужчин с фронта.

Ведущий 2: 25 февраля экономические забастовки переросли во всеобщую политическую стачку, проходившую под лозунгами «Долой царизм!», «Долой войну!». В ней участвовали более 300 тыс. человек.

Ведущий 1: Император Николай II из Ставки в Могилёве отправил телеграмму: «Повелеваю завтра же прекратить в столице беспорядки!».

Ведущий 2: 27 февраля . Восставшие захватили Арсенал, вокзалы, важнейшие правительственные учреждения, освободили из тюрем политических и уголовных заключённых. Овладели Зимним дворцом.

Ведущий 1: 28 февраля . Царские министры арестованы. Был сформирован Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов и Временный комитет Государственной думы - новые органы власти в революционной стране.

Ведущий 2: Встал вопрос о судьбе монархии в России и судьбе Николая II .

Видео об отречении Николая II https://www.youtube.com/watch?v=nRMRQlsO25A

Ведущий 1 : 3 марта Михаил отрёкся от престола и заявил, что судьбу страны должно решить Учредительное собрание.

Чтец . (выходит на сцену)

Из воспоминаний Константина Паустовского. «Беспокойная юность».

«Человек бросился к нам - Милые! - закричал он и схватил меня за руку - Слыхали? Нет царя! Осталась одна Россия. - Он крепко расцеловался со всеми и бросился бежать дальше, всхлипывая и что-то бормоча…был уже час ночи, когда Ефремов обыкновенно спал непробудным сном. Вдруг в этот неурочный час раздался гулкий короткий удар соборного колокола. Потом второй удар, третий. Удары учащались, тугой звон уже плыл над городком, и вскоре к нему присоединились колокола всех окрестных церквей. Во всех домах зажглись огни. Улицы заполнились людьми. Двери во многих домах стояли брошенные настежь. Незнакомые люди, плача обнимали друг друга. Со стороны вокзала летел торжественный и ликующий крик паровозов».

Ведущий 2: Монархия пала. Николай II и его семья вначале находились под арестом в Царском Селе, в августе 1917 года их отправили в ссылку в Тобольск. В стране установилось двоевластии: Временное правительство во главе с князем Львовым и Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.

Чтец.

По ветру, под белыми пчелами,

Взлетает пылающий стяг.

Цвети меж домами веселыми

Наш гордый, наш мартовский мак!

Еще не изжито проклятие,

Позор небывалой войны,

Дерзайте! Поможет нам снять его

Свобода великой страны.

Пойдем в испытания встречные,

Пока не опущен наш меч.

Но свяжемся клятвой навечною

Весеннюю волю беречь!

Ведущий 1: Падение монархии произошло легко и быстро, за считанные дни. В народе Февральскую революцию называли «веселой революцией». Она породила надежды на дальнейшие перемены в стране. Казалось, что также легко будут разрешены все накопившиеся проблемы…

Чтец.

Февраль по-старому, а новый - март,
И год семнадцатый со знаком,
Он революцией теперь богат,
Одной такою в нём он датой.

Февраль и Петроградская заря,
Что это было? Горе, благо?
Когда "Долой!", и сбросили царя,
Не изменяя даже флага.

Свобода же! Бант красный на груди,
И в головах идет кружение,
Братанья! Пораженья позади?
И на фронтах в войсках брожение.

Развал империи, конечно же, беда,
Свобода, ну, конечно - это благо,
Но только мощной стать должна страна,
И власть народу всю отдать бы надо!

Ведущий 2. Временное правительство должно было стать источником ожидаемых в стране перемен.

Ведущий 1 : Люди ждали прекращения ненавистной войны, крестьяне - решения земельного вопроса, рабочие - улучшения условий труда, снижения рабочего дня, защиты своих прав…

Ведущий 2. Стране нужны были масштабные реформы, проводить которые в условиях глубокого кризиса и незавершенной войны было непросто. Каждый просчет, каждая ошибка снижали кредит общественного доверия к правительству.

Ведущий 1: Правительству надо было решительно вести страну по пути демократии, не давая возможности своим противникам перехватить инициативу. Тем более, что в условиях политической свободы оппоненты могли открыто критиковать его действия.

Ведущий 2: 3 апреля 1917 года в Петроград из эмиграции вернулся лидер партии большевиков - Владимир Ильич Ленин. Он и его партия сразу же подвергли сомнениям и критике новую власть.

Из материалов досье: (записанный аудиофрагмент к презентации)

Владимир Ильич Ульянов - Ленин, лидер партии большевиков.

Родился 22 апреля 1870 г. в Симбирске в семье директора народных училищ. Его брат Александр Ульянов был казнен за участие в покушении на императора Александра III . Окончил гимназию с золотой медалью, поступил учиться в Казанский университет, но был исключен из университета за участие в революционной деятельности. Не смотря на это, через Владимир Ульянов завершил обучение, сдав экзамены экстерном, получил диплом юриста. Вместе с Георгием Плехановым стал основателем Российской Социал-демократической рабочей партии, а затем возглавил ее большевистское крыло. В начале 1917 года находился в эмиграции в Швейцарии, т.к. партия деятельность партии большевиков в России находилась под запретом в связи с их пораженческим отношением к участию России в первой мировой войне. Свержение монархии и политическая амнистия позволили Ленину и его соратника вернуться в Россию.

Ведущий 1: В народе все больше и больше зрело недовольство Временным правительством. В Петрограде волна недовольства привела в июле 1917 года к массовым выступлениям и демонстрациям под лозунгами «Вся власть Советам!», «Долой временное правительство!»

Ведущий 2: Против демонстрантов были брошены войска Петроградского гарнизона. Несколько сотен человек были ранены и убиты. Большевики были вынуждены перейти на нелегальное положение.

Сценка 1. «На улицах Петрограда». На сцену выходят представители разных сословий - интеллигенты, работницы, рабочие, крестьяне, солдаты.

й: Опять полдня в очереди за хлебом простояли, так и не купили хлебушка -то! Не привезли …

й: Да как его привезти, когда железные дороги стоят! Топлива нет. Везти не на чем хлеб! А те эшелоны, что идут, так все на фронт. И когда ж эта война проклятая закончится!

й: Мужиков- наших кормильцев на фронт позабирали, чем детишек своих кормить теперь? Вот старшенького на заработки отправила, а ему 12 лет отроду, телеги разгружать, да тяжести таскать уже придется, есть, что то надо. Сама стиркой подрабатываю, вон сколько солдат, да матросов скопилось в городе. Раньше- то я на ткацкой фабрике работала, а муж на Путиловском заводе, на жизнь хватало. А теперь все позакрывали, работы не найти, и не знаю, живой ли муж, где и за что воюет…

А в деревне что жизнь лучше? Нет! Мужиков - на фронт, лошадей - на фронт, фураж заготовь, отберут, продразверсткой замучили. Кому пахать то теперь? Бабам с детьми? И стариков вместо лошадей запрягать?. Сколько мужиков калеками с войны вернулось? Им как жить?

Что ж за власть то у нас такая, что готова свой же народ голодом задушить?

Власти только обещают, да толку то. Вон свободу всем дали, тюрьмы открыли, на улицу страшно выйти. Либо воры, либо мародёры. Везде митинги, да разборки, на словах все знают, как жить надо, а что людям дали? Нищету, голод, безработицу и войну, которой нет конца….

Что нам эта власть? Землю не дает, войну ведет. Долой такую власть!!!

На фронте обстановка складывается ужасная. Людей гибнет много не только в боях. Идет деморализация и развал армии. Бывают случаи, когда солдаты бунтуют, командирам не подчиняются и даже стреляют в своих офицеров. Сами себе командиров выбирать стали!

А нам теперь такое право дал указ №1 Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов! У нас теперь в армии все равны - и офицер и рядовой, вот пусть учатся уважать нас…

Ага!!! И оружие у нас есть, и развернуть его можем, куда захотим1 Доколе на фронте будем убивать таких же, как и мы солдат немецких из рабочих и крестьян. Хватит нам убивать друг друга. Ради того, чтобы их и наши богатеи стали еще богаче. Да и вообще хватит воевать, домой надо возвращаться, кто о наших женах с детишками, кроме нас позаботится?

Мальчик - разносчик газет : Покупайте газеты! Новости читайте! В России новое Временное правительство! Новый глава правительства!

Уже третье правительство за 5 месяцев! А толку никакого! Все только обсуждают, а на народ им плевать!

Мальчик - разносчик: Читайте свежие новости! Новый глава правительства Керенский обещал стране свободу и порядок!

Участники сценки расходятся, выражая сомнения о правительстве.

Из материалов досье: (аудиозапись к презентации)

Александр Федорович Керенский . Родился в Симбирске в 1881 году. Его отец был директором гимназии, в которой учился Ленин. Семьи Ульяновых и Керенских были тесно связаны. Александр Керенский закончил гимназию с золотой медалью, а затем и Петербургский университет, став адвокатом. Прославился в первую очередь в политических процессах, где часто защищал революционеров. В 1916 году стал депутатом Четвертой Государственной Думы. После свержения царя вошел в первый состав Временного правительства от партии эсеров, стал министром юстиции. 1917 год стал одновременно годом взлета и падения его политической карьеры.

Ведущий 1 : Временное правительство не оправдало надежд и ожиданий страны. С каждым днем его возможности реально управлять ситуацией в России таяли. Теперь уже мало кто верил Керенскому и его министрам.

Ведущий 2 : Популярность партии большевиков, наоборот, все возрастала. На выборах в Советы в сентябре 1917 года большевики одержали победу, получив большинство голосов рабочих и солдат.

Ведущий 1 : Это дало Ленину основания начать подготовку вооруженного восстания в Петрограде с целью свержения Временного правительства. Был разработан план действий по установлению контроля за всеми важнейшими объектами столицы, в первую очередь средств связи и сообщения, а также правительственными зданиями.

Ведущий 2 : 12 октября - создан Военно-революционный комитет (ВРК) - штаб подготовки восстания. Состоял из большевиков и левых эсеров. Председатель - Лев Троцкий. Представители ВРК направлены во все воинские части Петроградского гарнизона. Большевистские ораторы проводили митинги во всех районах города.

Ведущий 1: 16 октября - на расширенном заседании ЦК партии с участием фабрично-заводских комитетов и депутатов Петросовета решено начать подготовку к вооруженному восстанию.

Ведущий 2 : Временное правительство знало о планах большевиков, поэтому 24 октября 1917 года по распоряжению правительства была закрыта типография, где печаталась большевистская газета “Рабочий путь”. Поставлен вопрос об аресте членов ВРК.

Ведущий 1: В ответ на действия Временного правительства Военно-революционный комитет издал “Предписание №1” о приведении солдат Петроградского гарнизона и матросов Балтийского флота в боевую готовность.

Чтец.

Время -

вещь

необычайно длинная, -

Ни былин,

ни эпосов,

ни эпопей.

Телеграммой

лети,

строфа!

Воспаленной губой

припади

и попей

из реки

по имени - "Факт".

Это время гудит

телеграфной струной,

это

сердце

с правдой вдвоем.

Это было

с бойцами,

или страной,

или

в сердце

было

в моем. (.В.Маяковский)

Чтец.

История не терпит суесловья.

Трудна ее народная стезя.

Ее страницы, залитые кровью,

Нельзя любить бездумною любовью,

И не любить без памяти нельзя. (Я.Смеляков)

Звучит «Интернационал» (с видео). На сцену выходят по очереди участники мероприятия, поют «Интренационал»

РЕСУРСЫ:

Стихи поэтов - см. сборники стихов А.Блока, С.Есенина, В.Брюсова, В.Маяковского

Видеоресурсы: