Поведение оратора в аудитории. Организационный момент в аудитории Поведение оратора в аудитории

Упражнение 1. Каждое нижеприведенное понятие разделите на 6-7 составляющих, т.е. проблем. Выберите из них три проблемы в рамках темы, которую вы хотели бы осветить. По каждой из этих проблем напишите свой тезис и в качестве репетиции расскажите на базе этих тезисов, какой теме будет посвящено ваше будущее выступление.

«Рыночная экономика в России»; «Студенческая семья»; «Рост разводов в современном обществе»; «Положение пенсионеров в стране»; «Реформа коммунальной сферы»; «Проблема платного здравоохранения»; «Проблема платного образования»; «Современная мода»; «Алкоголь в России»; «Современная реклама»; «Компьютер в нашей жизни».

Упражнение 2. Составьте план-конспект вашего выступления на тему «Психологическая и физическая подготовка к выступлению». Используйте правила подготовки конспекта.

Ваше мнение

Почему слушателям нравится, когда оратор выступает без конспекта?

Упражнение 3. Начните свое выступление с одного из нижеприведенных приемов. Затем продолжите, выбрав тему из предложенных.

Приемы: Обращение к событию, времени, месту; возбуждение любопытства; обращение к борьбе, конфликту, противоречиям; демонстрация какого-либо предмета; рассказ о себе, своем личном опыте, случае из вашей жизни, о прочитанном вами; цитирование знакомого; цитирование, упоминание мнения знаменитости; исторический эпизод; ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации; риторический вопрос.

Темы выступлений для выполнения задания: «За что я люблю наш техникум, вуз»; «За что я люблю отдых в палатке (на байдарке, на юге, на турбазе, “дикарем”)», «Друг познается в беде».

Образец. Тема «За что я люблю свой город?».

Прием: «Обращение к событию, времени, месту».

«Каждый из нас живет в своей квартире, на улице, в районе. Но мы все с вами живем в одном городе - Воронеже, ходим по его улицам, гуляем в его парках и скверах, сидим в уютных дворах. Нам всем знакомы и близки проспект Революции, площадь Ленина, Кольцовский сквер и многие другие места, известные каждому воронежцу. Если мы уезжаем, нам всегда приятно возвращаться в свой город. Почему? Что в нем такого особенного?».

Прием: «Возбуждение любопытства».

«Я был в двух десятках городов - и больших, и маленьких, массу городов я видел по телевизору, и недавно, наконец, понял, какой город самый лучший. Как вы думаете, какой?».

Прием: «Обращение к борьбе, конфликту, противоречиям».

«Москвичи убеждены, что лучший город страны - это Москва, петербуржцы - что это Петербург. Спор между Москвой и Петербургом идет уже несколько столетий. А теперь к ним присоединился Нижний Новгород, который стал претендовать на звание "третьей столицы". Кто же прав в этом споре? Какой город самый лучший? Посмотрим на это с точки зрения воронежцев».

Прием: «Демонстрация какого-либо предмета».

«Вот у меня в руках старый значок. Ему не менее 30 лет. На нем изображен лежащий на склоне горы кувшин, из которого вытекает вода. А внизу надпись: "Воронеж". Это один из первых значков нашего города - сейчас он стал редкостью, за ним охотятся коллекционеры. У меня он сохранился случайно. Почему же сейчас мы не видим в продаже воронежских значков? Что, мы уже разве не гордимся своим городом? Разве нам нечем гордиться? Это же совершенно те так».

Прием: «Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из вашей жизни, о прочитанном вами».

«У нас в семье все коренные воронежцы. Отец, дедушка и бабушка, мама, все другие мои родственники родились и выросли в Воронеже. Дедушка уходил из Воронежа на войну, потом восстанавливал разрушенный Воронеж, здесь он познакомился с бабушкой. Папа и мама тоже познакомились здесь. Мы жили в разных местах города, в разных районах, вся жизнь нашей семьи прошла здесь, в родном городе. И вся история города прошла на наших глазах. Наверно, поэтому мы все очень любим наш Воронеж. Его действительно есть за что любить».

Прием: «Цитирование знаменитости, исторический эпизод».

«Великий русский царь, реформатор России Петр I не случайно выбрал Воронеж для строительства флота - ему понравилось место, где расположен город, он поверил в возможность жителей построить для России боевые корабли. И не ошибся - корабли были построены, а Воронеж стал важным русским военным и промышленным центром. Мы можем гордиться своими предками, жившими на Воронежской земле. Но еще в большей мере мы можем гордиться нашим современным городом».

«Вчера опять по центральному телевидению показывали наш город. И это не случайно - Воронеж играет все большую роль в жизни страны. Мы можем по праву гордиться своим городом».

Прием: «Риторический вопрос».

«Кто из нас не любит свой родной город? Наверно, таких нет. А за что мы его любим? Наверно, каждый любит свой город за что-то свое, особенное, важное для него».

Упражнение 4. Предложите начало выступления, построенное на антитезе (противопоставление двух противоположных мыслей или образов); сформулируйте проблему выступления.

Образец. Говорят, рынок дает возможность преуспеть энергичным и... - Говорят, рынок дает возможность преуспеть энергичным и пропасть безынициативным. Так ли это? Давайте разберемся.

1. Обычно старикам настоящее представляется безрадостным, а... 2. В прежние века к артистам относились пренебрежительно, а... 3. Наука воздействует на наш разум, а... 4. Одним учеба доставляет радость, другим... 5. Одни люди привыкли жаловаться, что им не хватает денег, другие...

Упражнение 5. Придумайте начало к следующим концовкам

  • 1. … правильно говорят в народе: семь раз отмерь, один раз отрежь; … людским речам вполовину верь; … кто про кого за глаза говорит, тот того боится; … у кого что болит, тот о том говорит; … сперва подумай, а потом скажи; … по речи узнают человека; … слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
  • 2. … Я думаю, что на примере этой истории мы все убедились еще раз в правильности русской поговорки: петь хорошо вместе, а говорить порознь; … слово - серебро, молчание - золото; … говорить, не думая, что стрелять, не целясь; … не просящему не дают: … кто языком штурмует, немного навоюет.

Ваше мнение

Можно ли оратору добиться, чтобы все его выступления всегда слушали внимательно?

Упражнение 6. Закончите фразы, данные ниже.

1. Иван Грозный как оратор отличался тем, что... 2. А. В. Луначарский как оратор отличатся тем, что... 3. И. И. Мечников как оратор отличался тем, что... 4. Д. И. Менделеев как оратор отличался тем, что... 5. К. А.Тимирязев как оратор отличался тем, что... 6. В. И. Ленин как оратор отличался тем, что... 7. И. В.Сталин как оратор отличался тем, что... 8. Н. С. Хрущев как оратор отличался тем, что... 9 Ф.Кастро как оратор отличается тем, что... 10. М. С. Горбачев как оратор отличается тем, что... 11. В. В. Жириновский как оратор отличается тем, что... 12. А. В. Лебедь как оратор отличался тем, что... 13. В. В. Путин как оратор отличается тем, что...

Упражнение 7. Что надо делать в следующих случаях?

1. В аудиторию забежала кошка. 2. В аудиторию все время заглядывают посторонние. 3. Слушатели в задних рядах разговаривают друг с другом и мешают лектору. 4. Некоторые слушатели встают и уходят. 5. Слушатели зевают. 6. По раздраженным лицам некоторых слушателей видно, что они совершенно не согласны с вами. 7.С места раздаются громкие реплики несогласия. 8. С места раздаются грубые, провокационные выкрики, реплики. 9. По ходу вашего выступления вам задают вопрос, ответ на который отвлечет вас от темы. 10. По ходу вашего выступления вам задают вопрос, на который вы не можете сразу ответить. 11. Стало душно. 12. Погас свет. 13. Выключился микрофон. 14. В аудиторию доносится сильный шум из коридора.

Ваше мнение

Как вы могли бы охарактеризовать ораторскую индивидуальность ваших преподавателей? В чем, по вашему мнению, ваша индивидуальность как оратора?

Задания по теме «подготовка к публичному выступлению».

Какие утверждения правильные?

Опытные лекторы предпочитают выступать экспромтом.

Опытные лекторы предпочитают выступать по плану-конспекту.

Заучивание выступления наизусть - лучшая форма подготовки.

Надо иметь при себе записи, но пользоваться ими как можно реже.

При подготовке выступления надо сначала почитать по теме.

При подготовке выступления надо сначала записать собственные мысли, а потом читать.

Надо обсуждать основные мысли выступления со знакомыми до выступления.

Наиболее эффективна подготовка к выступлению за один раз - это обеспечит целостность выступления.

Тема выступления должна быть увлекательной и не раскрывать основной проблемы.

  • 10. Тема выступления должна явно или скрыто содержать вопрос, на который будет дан ответ.
  • 11. Слушатели не должны ощущать структуру выступления, так

как это будет отвлекать их внимание.

Слушатели должны ощущать структуру выступления, они привыкли к трехчастной композиции.

План выступления оратору лучше написать на доске.

Слушателей раздражает, когда оратор говорит во-первых, во-вторых, в-третьих...

Важную информацию надо располагать в начале фразы.

Важную информацию надо располагать в середине фразы.

Важную информацию надо располагать в конце фразы.

Задавая вопросы, мы приобретаем опыт публичных выступлений.

Надо репетировать выступление целиком.

Выступление лучше репетировать перед зеркалом.

Задания по теме «Начало выступления»

Какие утверждения правильные?

Оратор должен позаботиться о свежем воздухе в аудитории.

Лучше выступать на ярком фоне.

Лучше выступать с трибуны.

Лучше выступать стоя рядом с трибуной.

Нельзя, чтобы за спиной во время выступления были движущиеся предметы или люди.

Эффективно выступление на фоне букета с цветами.

Если впереди есть свободные места, всех слушателей с задних рядов надо пересадить вперед.

Если слушатели сели в задние ряды, надо подойти к ним.

Оратор может сидеть за столом во время выступления.

  • 10. В малоподготовленной аудитории вступление должно быть развернутым.
  • 11. В высокообразованной аудитории вступление должно быть

развернутым.

Зачин нужен в малоподготовленной аудитории.

Зачин нужен в тех случаях, когда аудитория не знает лектора.

В завязке обозначается проблема и увязывается с интересами слушателей.

В зачине обозначается проблема и увязывается с интересами слушателей.

Возбуждение любопытства - универсальный способ привлечения внимания.

17. Обращение к конфликту, борьбе - универсальный способ привлечения внимания.

18. Изложение во вступлении целей и задач выступления эффективно в любой аудитории.

Изложение во вступлении целей и задач выступления эффективно в компетентной аудитории.

Эффективно начинать выступление с шутки.

Задания по теме «Поведение оратора в аудитории».

Какие утверждения правильные?

  • 1. Около 50% информации в публичной речи передается через зрительный канал.
  • 2. Около 25 % информации в публичной речи передается через зрительный канал.

Яркая индивидуальность оратора понижает эффективность его речевого воздействия на аудиторию.

Яркая индивидуальность оратора повышает эффективность его речевого воздействия на аудиторию.

Позиция советчика - лучшая ораторская позиция в любой аудитории.

Позиция советчика - лучшая ораторская позиция в подготовленной аудитории.

  • 7. Внешность оратора должна быть привлекательной в пределах нормы.
  • 8. Одежда ярких цветов снижает доверие к оратору.
  • 9. Очки снижают доверие к оратору.
  • 10. Энергичным должно быть выступление от начала до конца.
  • 11 Энергичными должны быть отдельные части выступления.
  • 12. Двигаться по аудитории надо как можно меньше.
  • 13. Двигаясь по аудитории, не следует заходить вглубь аудитории.
  • 14. Не следует задерживаться в аудитории после завершения выступления.
  • 15. Оратор не должен сидеть, он должен стоять и двигаться.

Надо выбрать симпатичное лицо и смотреть на этого человека во время выступления.

Смотреть надо на отдельные секторы зала, не задерживая взгляд на отдельных людях.

Жесты должны быть немногочисленными и разнообразными.

  • 19. Жесты оратора должны быть взволнованными и высоко эмоциональными.
  • 20. Громкость и тембр речи оратора должны сохраняться на протяжении всего выступления.

Наилучший темп речи в публичном выступлении - средний.

Громкость выступления должна быть такой, чтобы оратор чувствовал, что он говорит громче, чем в обычной речи.

Когда вы взойдете на кафедру, на вас устремится множество глаз. Поэтому внешний облик оратора, его поведение имеет перво­степенное значение для настроения аудитории, для установления кон­такта и восприятия выступления.

Взойдя на кафедру, не забудьте сообщить название темы доклада. Можно это сделать с помощью следующих слов «Уважаемые коллеги, Вашему вниманию предоставляется доклад на тему…». Закончить доклад целесообразно словами «Это все что мне хотелось сообщить Вам по данной теме. Спасибо за внимание». Эти слова как бы подводят итог вашему выступлению и помогают избежать той неловкой паузы, которая образуется, когда вы произносите последние слова своего выступления.

Волнение пройдет вскоре после того, как вы начнете говорить, а так как первые фразы вы заучили, то основная забота состоит в том, чтобы не выпалить их сразу, а произнести членораздельно и достаточно громко. Кстати, начинать можно с не­большой акцентированной паузы. Вообще, чтобы знать как вы укладываетесь в отведенное для вашего доклада время, необходимо чтобы перед вами лежали часы. Тогда это позволит вам регулировать темп вашего выступления. Не делайте страшного лица, напротив, подарите слушателям легкую улыбку. Вообще же театральность, всякие маски нарочитой торжественности или строгости, веселья или развяз­ности - неуместны.

Многие полагают, что оратор должен стоять на кафедре неподвиж­но. Большинство выступающих страшится сойти с места. Одни держатся за конспект, другие - стесняются, а многие просто не знают, что выходить из-за кафедры можно и что это совсем не плохо.

Целесообразно делать это при каждой возможности. Нужно ходить не только возле доски, если вы пользуетесь ею, чтобы всем было видно написанное, но и подходить вплотную к тому плакату, на который вы ссыла­етесь, а то и просто сойти с кафедры, постоять или неторопливо пройтись и произнести несколько фраз на ходу. Это уже высший класс, полезный для дела - выступление оживляется. Известно, что В.И.Ленин часто выходил из-за кафедры к слушателям и большая часть его выступлений проходила в движении.

Еще одной распространенной ошибкой студентов во время доклада является, то что они так увлекаются пояснениями к изображенным на доске иллюстрациям, что поворачиваются спиной к аудитории. Другой распространенной ошибкой является использование указательного пальца вместо указки. Если указка отсутствует, то в качестве нее может быть использована ручка, карандаш, кусок мела и т.п.

2.8.3 Об ораторском искусстве

Работа докладчика требует специальных знаний, кропотливого сбора материалов и его глубокого анализа, тщательной подготовки выступления, продумывания, как высказать мысли понятными фразами, логично, аргументировано.



Такая речь должна быть грамматически правильной, четкой, живой и достаточно громкой, идти в спокойном повествовательном тоне. Конечно, талант и одаренность оратора ценились и будут це­ниться всегда. Выражение им личных чувств - воодушевления, искрен­ней увлеченности - делают выступление особенно интересным. У од­них это все от рождения, другие достигают того же систематической работой над собой.

Хорошо, если своим выступлением вы кого-то заинтересуете, увлечете, может быть, в чем-то убедите или переубедите. Но убеж­дение слушателей достигается не столько чувствами, сколько доказательными, разумными доводами. По­этому слова, докладчика должны быть преимущественно значащими, адек­ватными существу вопроса, произноситься просто, без театральности.

Есть особенности более существенные для практики. Это общая устремленность к объективности и доказательности, с рациональным дроблением целого на четко анализируемые элементы, предметность, точность, однозначность и сжатость выражения мысли за счет ис­пользования понятийного аппарата, известных терминов, установив­шихся рациональных форм, оборотов и аббревиатур, не явных, но подразумеваемых и домысливаемых поло­жений и подробностей, удаление вспомогательных и неинформативных слов, использование многих обычных слов в специальном смысле, и все это в органической связи с цитатами, математическим аппаратом, условными обозначениями и символами, графическим и табличным материалом.

Опытный докладчик излагает свои доводы неторопливо, а в особо сложных местах делает паузы, чтобы слушатели успевали все понять, а если нужно, то и записать. Докладчик расчетливо чере­дует трудный материал с более простым, сознательно идет на пов­торы, приводит дополнительные объяснения формул и графиков, тер­пимо относится к уточняющим вопросам сместа по ходу изложения.

Заметим, что использование иллюстративных материалов не только улучшает понимание вопроса и экономит время, ноеще и подключает к слуху зрение, что способствует прочности усвоения (напомним, что примерно 60% относится к визуальному типу и только 2% к аудиальному).

Чтобы полноценно передать аудитории трудную для восприятия информацию очень важно внутреннее органическое желание докладчика вести рассказ не вообще, в пространство, а людям, сидящим в ауди­тории, как собеседникам. Личная заинтересованность, искреннее уст­ремление к слушателям передается очень, легко. Больше того, тут же устанавливается обратная связь и докладчик ощущает, как его воспри­нимает зал. На однойиз страниц "Скучной истории" А.П.Чехов срав­нивает аудиторию с многоголовой гидрой, которую докладчик должен по­бедить и очень тонко повести за собой, уговорив все сто пятьдесят голов!

Условиями образования обратной связи являются лич­ная увлеченность выступающего предметом сообщения, глубокое владе­ние материалом. Когда такой специалист говорит и одновременно думает о существе вопроса, то внешне он может казаться абсолютно спокойным. Речь течет плавно, на лице - ни тени волнения, а то и улыбка. Но в действительности выступающий находится в сильнейшем напряжении. Отдельные "головы" выступающий может быть и видит, но не различает и разго­вариваеткак бы с одной коллективной головой, с аудиторией. И ауди­тория увлекается.

Для начинающих докладчиков можно посоветовать один простой прием. Так как невозможно поддерживать зрительный контакт с большим количеством людей, составляющих аудиторию, то можно выделить из нее одного внимательно слушающего человека или небольшую группу людей и поддерживать визуальный контакт с ними. Это позволит вам отслеживать реакцию аудитории на ваше выступление.

Говорить надо ясно и заботиться о понимании. Мы уже отмечали, что желательно делить доклад на части, отдель­ные вопросы. Вообще нужно как-то выделять, подчеркивать окончание одного подраздела и начало следующего. Одна­ко внутри такого подраздела желательная насыщенность информацией и предельная последовательность изложения. Предупреждайте слушателей о подходе к трудномуили особо важному вопросу. При каждой возможности следует переходить от описания объектов в статике к динамике, процессам, эволюции, функциональным взаимосвязям, тогда слушателю интересно, понятно и он следит за мыслью докладчика, не отвлекаясь.

Иногда понимание совсем нового материала происходит постепен­но по мере привыкания и повторных рассмотрений тех же вопросов с различных точек зрения.

Некоторые докладчики с целью привлечения внимания аудитории при­меняют развлекательные материалы, не имевшие прямого отношения к теме доклада. Рассказывают всякие истории, анекдоты. Здесь очень важно соблю­дать меру, притом минимальную, особенно в отношении юмора.

Падение интереса провоцируется неоправданными повторами, длин­нотами, многословием при объяснении какой-то трудности, сообщением банальных истин, уже известных данных, плохо аргументированными или бездоказательными положениями, плохой подготовкой к выступлению, небрежно исполненными иллюстративными материалами, а также замедленным темпом речи, ее вялостью, обилием специальных терминов.

Кстати, слишком быстрая или бурная речь тоже нехорошо: слушатель не успевает осмысливать сказанное и постепенно отклю­чается от восприятия доклада.

Поддержанию внимания слушателей способствуют все мероприятия, направленные на нарушение монотонности. Нужно равномерно распределять демонстрацию иллюстративных материалов, время от времени можно обращаться к кому-нибудь из слушате­лей с вопросами («Все понятно?», «Я не ошибся?» и т.д.), менять темп и громкость речи, больше перемещаться у доски, выходить к слушателям из-за кафедры.


§ 77. Прежде чем начать речь, оратор должен сделать небольшую паузу (5-10 секунд), чтобы дать возможность слушателям разглядеть себя и сосредоточиться на предстоящей речи. Оратору же пауза нужна для того, чтобы успокоиться, снять излишнее волнение. Вот как объясняет необходимость этого действия герой романа А. Крона «Бессонница» профессор Юдин, который вышел произнести речь на международном симпозиуме: "Я выдержал небольшую паузу. Она была нужна не только мне, но и слушателям. Они ведь еще и зрители, и прежде чем начать слушать, любят посмотреть на нового человека и даже обменяться с соседом критическими замечаниями насчет его внешности и костюма."

Затем обводим аудиторию спокойным, доброжелательным взглядом, как бы приглашая к разговору, приветливо улыбаемся и… Начинаем говорить? Нет! Второе и несомненно важнейшее дело оратора во время непосредственного общения - сопоставить аудиторию, сидящую в зале (конкретную), с той, которая предполагалась во время подготовки выступления (реальной). А что делать, если мы поняли, что перед нами совсем "не та" аудитория, на которую было рассчитано выступление, и даже при безукоризненной подготовке мысли путаются и горло пересохло? Можно, конечно, извинившись, покинуть трибуну. Но во все времена люди восхищались мужеством. И мужество оратора состоит в том, чтобы остаться и завершить свое дело достойно. Поэтому он может честно объясниться со слушателями, выяснить их ожидания от общения и повести его уже в новом направлении. Но и для этих действий нужно многое в себе преодолеть. Конечно, не следует отказываться от своей позиции и замысла, но можно трансформировать способ их предъявления и реализации. Таким образом, учитывать аудиторию на этапе Произнесения означает в случае ее несовпадения с предполагаемой, сохранив концепцию и замысел, изменить тактические средства реализации цели (систему аргументов, композицию, языковые средства, тональность) и добиться запланированного воздействия уже в новых обстоятельствах.

Наиболее важным элементом взаимодействия оратора и аудитории является зрительный контакт. Для оратора взгляд в аудиторию важен прежде всего потому, что это - единственная возможность установить обратную связь со слушателями. "Под обратной связью, - пишет Л.А. Петровская, - можно понимать информацию, исходящую от объекта воздействия, воспринимаемую носителем воздействия и несущую в себе характеристику результатов этого воздействия." Если же оратор смотрит в окно, на потолок или просто в пространство, то лишает себя возможности иметь обратную связь. Ведь глаза, лица слушателей - это тот прибор, который позволяет оратору определить, насколько его материал интересен, нов, насколько замысел удачно реализован, насколько удачно выбрана композиция. Поэтому не совсем правы те, кто рекомендует выбрать доброе лицо в пятнадцатом ряду и рассказать все именно ему. Посмотрим, как решает эту проблему уже упоминавшийся герой А. Крона профессор Юдин: "Я оглядел зал. По опыту лектора я знал, что надо отыскать в первых рядах несколько внимательных и симпатичных лиц и время от времени посматривать на них. Я сразу нашел глазами своих восточноевропейских коллег, милый Блажевич смотрел на меня дружески и поощрительно. Но я тут же понял, что на этот раз мне следует поискать более точный контрольный прибор. Передо мной была типичная парижская аудитория, отзывчивая и капризная, с незапамятных времен избалованная красноречием всех оттенков. Эта аудитория не простит мне ни скуки, ни неловкости, ее надо сразу брать за рога. Поэтому надо смотреть не на Блажевича, а на коллегу Дени, наблюдающего за мной с веселым любопытством. Его ноздри слегка раздуты, полуоткрытый рот готов и засмеяться, и деликатно зевнуть. Или на ту кислолицую лимонноволосую даму в золотых очках с квадратными стеклами и тянущимся из уха тонким проводочком слухового аппарата, по виду англичанку или скандинавку. Она глуховата и французский язык для нее неродной - достаточно, чтобы перестать слушать, если начало ее не заинтересует." В реальной практике наиболее удачным оказывается вариант, когда оратор равномерно переводит взгляд с одного лица на другое, стараясь установить зрительный контакт с каждым из них, охватывает своим вниманием всю аудиторию.

Оратор – одновременно и автор своего выступления, и его исполнитель, и импровизатор. Он – и просто человек, который делится с другими людьми своими знаниями и мыслями, объясняет другим то, что им трудно понять самим. Впечатление о личности оратора существенно влияет на эффективность его воздействия на аудиторию, поскольку он является в аудитории «центральной фигурой».

Мнение аудитории о личности оратора, во многом, основано на первом впечатлении. На что в первую очередь необходимо обратить внимание?

Что касается внешнего облика, то, как мы все понимаем, необходимо позаботиться о том, чтобы одежда была удобной и приятной, не стесняла движений, не доставляла чувства неловкости. Желательно, чтобы костюм не привлекал особого внимания аудитории, не вызывал ни зависти, ни насмешки. При этом известно, что слушатели рассматривают выступающего внимательно и критически только при первой встрече и перестают интересоваться его внешним видом, как только ему удается заинтересовать их содержанием выступления. Например, подчеркнутое пренебрежение, с которым относился к своему костюму известный выдающийся ученый-оратор В. О. Ключевский ничуть не мешало успеху его блестящих лекций по русской истории. Тем не менее, далеко не каждый лектор обладает талантами Ключевского, поэтому при выборе одежды рекомендуется следовать определенным правилам.

Рекомендуется сводить к минимуму воздействия всех посторонних раздражителей. Это значит, что одежда не должна ни противоречить нормам сегодняшней моды, которая кажется естественной и прочной, ни слишком увлекаться ею. Другими словами рекомендуется избегать экстравагантности, с осторожностью относится к ярким цветам одежды, к их необычному сочетанию, а ораторам-женщинам – остерегаться излишеств в косметике и украшениях.

К своей осанке и движениям, так же как к костюму, не следует относиться с безразличием. Держаться надо прямо и свободно, не застывать в одной позе, время от времени менять свое положение. Но ни в коем случае нельзя ходить взад-вперед, делать бесцельные движения, возиться со своими пуговицами, галстуком, прической. Чем меньше внимания привлекает выступающий сам по себе, его внешность и поведение, тем больше внимания остается для его слов.

Манеры человека представляют собой комплекс индивидуальных особенностей, который очень трудно описать и невозможно предписать. Однако для большинства авторитетных ораторов характерны определенные черты поведения и стиль отношений со слушателями. Это, прежде всего, простота, совершенное отсутствие какой бы то ни было искусственности, а также:

  • непринужденность, но не развязность;
  • приподнятость, но не взвинченность;
  • уверенность, но не апломб;
  • дружеский, но не панибратский тон;
  • твердость, но не деспотичность,
  • и, наконец, стойкое терпение.

Большое значение для работы с аудиторией имеет так называемый «кредит доверия», который уже в самом начале выступления обеспечивает оратору его успех в работе со слушателями. Есть несколько способов добиться этого.

1- мы делаем первый шаг на пути к формированию отношений доверия, когда создаем у аудитории впечатления о себе, как о человеке знающем и опытном. А это значит – когда предстаем перед ней хорошо подготовленными к выступлению. Аудитория чувствует, когда оратор «скользит по поверхности», и чаще всего слушатели утрачивают доверие к тому оратору, который не подумал достаточно о них или о ситуации, чтобы представить хорошо подготовленное сообщение.

2- благоприятное впечатление производят на аудиторию те ораторы, которые имеют «неисчерпаемый запас вспомогательного и подкрепленного материала», особенно по сравнению с теми, кто дает только минимум голых фактов.

3- считается полезным показать нашу непосредственную причастность к тому, о чем мы говорим. Кроме большего признания со стороны аудитории глубины наших знании, это принесет еще и уважение с их стороны, и их удовлетворение от нашей личной заинтересованности в сообщаемом материале.

4- величина кредита доверия, который мы сможем завоевать, частично зависит от нашего умения перекинуть «мост» между собой и аудиторией. Чем в большей степени слушатели почувствуют наше небезразличие к тем вопросам, которые волнуют и их, тем выше вероятность создать у них положительное представление о нас лично. В то же время, чем более отличающегося от слушателей человеком мы предстанем, тем труднее нам будет расположить их к себе.

5- хотим мы этого, или нет, но слушатели будут выносить оценочные суждения о нас, как о личности. Поэтому, планируя свою речь, хорошо бы спросить себя, что мы можете сделать, чтобы в ходе выступления показать свою честность, трудолюбие, силу характера и др., т.е. черты характера, на которые можно положиться и которые вызывают уважение у большинства слушателей.

6- важно также не демонстрировать при выступлении собственного превосходства над слушателями и чрезмерного самомнения, которые всегда производят на аудиторию отталкивающее впечатление. Оратор должен завоевать авторитет у слушателей – как профессионал – своими знаниями и способностями, а доверие ― как человек – своими нравственными качествами. Все это слушатели умеют понимать и ценить.



Необходимо также овладеть разговорным стилем речи. К пяти компонентам разговорного стиля относят: энтузиазм, экспрессивность речи, беглость, контакт глаз и спонтанность.

Энтузиазм – это воодушевленное отношение к теме сообщения. Если во время выступления не удается достичь воодушевленности естественным образом, необходимо убедить себя, что тема сообщения и общение со слушателями нас действительно волнует. Если мы будем убеждены в том, что можем сообщить аудитории нечто заслуживающее внимания, то почувствуем и продемонстрируем искреннюю воодушевленность и энтузиазм. Хорошо известно, что оратора, который выглядит воодушевленным и говорит с энтузиазмом, будут слушать, а его идеи запомнят лучше.

Важнейшим признаком энтузиазма является экспрессивность речи – голосовые контрасты в высоте звука, громкости, темпе и стиле, которые влияют на то, какой смысл извлекают слушатели из произносимых вами фраз. Полное отсутствие экспрессивности речи ведет к монотонности – звучанию голоса, при котором высота, громкость и темп остаются постоянными, так что слова, идеи или фразы не отличаются заметным образом друг от друга. Хотя немногие люди говорят по-настоящему монотонным голосом, многие значительно ограничивают свои возможности, используя только два-три уровня высоты и сохраняя громкость и темп относительно неизменными. Полная или почти полная монотонность не только убаюкивает аудиторию, но, что более важно, уменьшает вероятность того, что мы будем поняты.

Ораторы, отличающиеся энтузиазмом и экспрессивностью речи, обычно, произносят свою речь в спонтанной манере . Спонтанность придает нашему выступлению естественность, и лекция воспринимается как оживленный разговор, несмотря на то, что была тщательно подготовлена. Как же можно добиться того, чтобы наша продуманная и отрепетированная речь выглядела спонтанной? Существует следующая рекомендации для этого: усвойте идеи речи и не запоминайте слова.

Эффективное произнесение речи отличается беглостью - отсутствием колебаний и таких речевых помех, как звуки или слова типа «э», «так», «понимаете» и «как бы» Беглости можно добиться за счет осознанного восприятия своей речи и тренировки. Важно научиться слышать свои речевые помехи или, попросив кого-нибудь послушать нас, обратить внимание на эти помехи

Зрительный контакт при выступлении предполагает направление взгляда оратора на разные группы людей во всех частях аудитории на протяжении всего выступления. Если мы смотрим на людей, а не в свои записи или в потолок, пол или окно, то каждый слушатель в аудитории будет чувствовать свою причастность к выступлению. Зрительный контакт помогает также достигать более высокую эффективность нашей речи, поскольку:

1) помогает аудитории сосредоточивать свое внимание на речи. Если оратор не смотрит на слушателей во время своего выступления, маловероятно, что они станут следить за ним взглядом. Это нарушение взаимного зрительного контакта часто мешает аудитории сосредоточиться на сообщении оратора;

2) растет доверие аудитории к оратору. Зрительный контакт воспринимается как признак искренности. Ораторов, которые не способны сохранять зрительный контакт со слушателями, почти всегда воспринимают как неуверенных в себе, а нередко как неискренних или нечестных;

3) видим, как аудитория реагирует на нашу речь. Следя за поведением аудитории, мы можем определить, что нам нужно изменить в своем выступлении: что-то добавить к нему или убрать. Становясь более опытными, ораторы могут полнее и лучше использовать информацию, которую они получают о слушателях посредством поддержания с ними зрительного контакта.

При выступлении рекомендуется также обращать особое внимание на жесты. Они, как средство передачи мысли, возникли давно, гораздо раньше слова. Однако до сегодняшнего дня жесты являются одним из важнейших инструментов человеческого общения. Они – язык, понятный всем.

Многие начинающие ораторы задаются вопросами: «Что делать со своими руками?», «Как сделать так, чтобы руки не выдавали волнения?». На эти вопросы не надо искать ответов: на проблему надо посмотреть с другой стороны. Лучше поставить вопрос следующим образом: «Как руки могут мне помочь?» Вот некоторые советы:

· не держите руки в карманах, вряд ли это говорит о хороших манерах; к тому же, держа руки в карманах, мы не сможем научиться пользоваться ими, в то время как с помощью рук можно показать размеры предмета, подчеркнуть важность сказанного, указать на какие-либо предметы;

· около 90% жестов необходимо делать выше пояса; жесты, сделанные руками ниже пояса, часто имеют значение неуверенности, неудачи;

· локти не должны находиться ближе, чем на 3 см от корпуса; меньшее расстояние будет символизировать незначительность и слабость вашего авторитета;

· пальцы рук должны занять такое положение, как будто вы держите грейпфрут; неопределенное положение ладоней будет говорить об отсутствии силы и способности вести за собой.

· жестикулировать лучше обеими руками.

Жесты – первооснова любого языка. Не бойтесь пользоваться ими, хотя злоупотреблять ими – не стоит.

Тема 11

^ ПОВЕДЕНИЕ ОРАТОРА В АУДИТОРИИ
Восприятие оратора аудиторией

Для оратора чрезвычайно важна проблема первого впечатления. Это важно для каждого человека, но для оратора - вдвойне и даже втройне. Почему? Встреча оратора со слушателями, как правило, непродолжительна, и он не имеет достаточно возможностей для того, чтобы изменить впечатление о себе в свою пользу, если сразу не смог завоевать симпатии аудитории.

Есть известная поговорка По одежке встречают, по уму провожают. Эта поговорка верна только применительно к продолжительному общению, а встреча с аудиторией таковой не является. Надо помнить, что лектора, оратора чаще всего и провожают «по одежке», оценивая его преимущественно по внешним признакам.

П. Сопер приводит в своей книге такую историю: Лектор Сэм Сэнфорд однажды рассказал о случае, происшедшем в фойе гостиницы городка, где он должен был выступать. Молоденькая продавщица табачного киоска, где он покупал газету, радостно объявила ему, что вечером собирается послушать лекцию профессора Сэнфорда. Узнав, что перед ней сам Сэнфорд, девушка внимательно окинула его взглядом и сказала: «Ну, что ж... Все-таки я пойду».

^ Что нужно иметь в виду оратору?

Во-первых, первое впечатление - очень сильное, яркое, оно хорошо запоминается.

В дальнейшем его приходится корректировать, опровергать, менять, а это всегда предполагает большие усилия. Вспомним: необычные, сенсационные сообщения, первые новости всегда воспринимаются человеком легко и с большим доверием, а последующим опровержениям, разъяснениям мы доверяем с большим трудом. Именно поэтому газеты стремятся первыми сообщить новость, сенсацию: кто первый сообщает, тот формирует мнение, кто сообщает вторым или опровергает, вынужден уже изменять мнение, что всегда труднее.

^ Во-вторых, первое впечатление обычно далеко от истины.

Экспериментально установлено, что большинство черт, которые приписываются человеку при первом впечатлении, не могут быть выведены из его внешности или наблюдаемого поведения. Так, 58 % приписываемых при первом впечатлении черт (целеустремленность, умственные способности, моральные ценности и др.) нельзя вывести визуальным путем; в эксперименте испытуемые выделяли даже такие признаки, как «любит сидеть в кафе», «наедине плачет» и др., а еще 27 % выделяемых черт представляют чисто оценочные суждения (хороший, плохой, приятный, неприятный...). Таким образом, 85 % качеств, приписываемых человеку при первом впечатлении, внешне никак не могут быть обнаружены, но тем не менее они приписываются человеку. Именно это и обусловливает большой процент ошибочно приписываемых черт.

Психолог Л.A. Бодалев проводил такой эксперимент: один и тот же преподаватель по-разному входил в разные аудитории, и его соответственно по-разному оценивали. Так вот, при определении его отношения к людям ошиблись 75% опрошенных, волевых качеств педагога - 42 % и его эмоциональных качеств - 28 %. Таким образом, наиболее точно определяются эмоциональные качества человека.

Первое впечатление во многом зависит от возраста, жизненного и профессионального опыта слушателей, их настроения, т.е. оно очень субъективно.

^ В-третьих, первое впечатление очень устойчиво.

Установлено, что на протяжении лекции изменения в оценке лектора составляют всего 4-6 %, причем по факторам «доверие» и «привлекательность» такие изменения составляют не более 1 %.

В-четвертых, оцениваются и запоминаются прежде всего индивидуальные качества оратора.

Оратор в принципе оценивается аудиторией как со стороны его объективных ролевых характеристик (ученый, депутат, мужчина, женщина, писатель, комментатор, журналист и др.), так и со стороны его индивидуальных личностных характеристик (внешность, коммуникативное поведение, внутренние качества). Для аудитории, воспринимающей оратора, его индивидуальные характеристики оказываются в три раза более важными и «заметными», чем его ролевые характеристики . На 20 % запоминаются внешние признаки оратора, на 34 % - его коммуникативные особенности и на 44 % - его внутренние качества. Таким образом, на 98 % запоминается индивидуальность и лишь на 2 % - ролевые признаки.

^ И в-пятых, основой первого впечатления является зрительный образ.

Проводили такой эксперимент: одной группе испытуемых давали послушать сначала речь, а затем показывали фотографию оратора, другой - сначала фотографию, потом речь. И в том и в другом случае просили дать характеристику оратора. После предъявления фотографии характеристика оратора менялась в значительно большей степени, нежели тогда, когда сначала оценивалась фотография, а потом добавлялась речь. Таким образом, зрительный образ при восприятии оратора значительно важнее, чем для формирования впечатления о нем речью. При первом впечатлении роль зрительного образа невозможно переоценить.

П. Сопер полагал, что «хорошая речь на добрую четверть воспринимается чисто зрительным путем». Около 50 % информации в процессе публичного выступления передается невербально. Все это свидетельствует о большом значении зрительно воспринимаемых элементов речи.

^ Ораторская индивидуальность

Очень важно иметь в виду следующее положение. Слушатели не отделяют в процессе выступления сведения, которые сообщает оратор, от личности самого оратора .

Все, что оратор говорит, напрямую связывается слушателями с его личностью. (Ср.: школьника спрашивают: «Какой твой любимый предмет?» Он отвечает: «Физика! У нас такой учитель!» - «А что тебе не нравится?» - «Черчение. У нас такая учительница...». Ученик неразрывно связывает предмет с его «интерпретатором».) То же самое делает и любая аудитория: запоминают оратора, а уже только потом - то, что он сказал: «Вот у нас выступал Н., так он сказал, что...». Сведения накрепко привязаны к личности оратора. Понравился оратор - понравится и то, что он проповедует.

В ораторе аудитория хочет прежде всего видеть личность, индивидуальность, непохожесть на других.

Слушатели хотят знать, в чем отличительные черты очередного оратора, какую позицию он занимает, можно ли ему доверять. Вместе с тем любая аудитория видит и запоминает личность оратора упрощенно, подводя ее под некоторые стереотипные схемы, представления, роли: безнадежный теоретик, чистый практик, молокосос, старичок, моралист, бюрократ или чиновник, умница, весельчак и балагур и т.д. Необходимо заботиться, чтобы ваш имидж был благоприятным и чтобы вы были восприняты именно так, как вы хотите себя подать.

Индивидуальность, непохожесть оратора на других должна быть очевидна для аудитории, ее нужно культивировать, демонстрировать. И здесь не надо стараться «работать под кого- либо», а необходимо всячески культивировать собственную индивидуальность. Как говорил В.Маяковский: «Я поэт, этим и интересен».

В. Гримм критиковал В. Гете за то, что тот употребляет в своей речи диалектные слова, показывающие, откуда он родом. На это В. Гете говорил: «От своего отказываться нельзя. По реву медведя должно быть слышно, из какой он берлоги».

Д. Карнеги подчеркивал: «Самое драгоценное для оратора - его индивидуальность, лелейте ее и берегите». Оратор должен заботиться о своем имидже, как это делают политики, журналисты, актеры. Следует также отметить, что индивидуальность оратора повышает внушаемость аудитории.

Все выдающиеся ораторы были индивидуальностями.

Прекрасным оратором в XVI в. был Иван Грозный. Он был очень возбудим, эмоционален и в таком состоянии необычайно красноречив устно и письменно, остроумен, сыпал колкостями; однако утомление лишало его красноречия.

А.В.Луначарский обладал огромной эрудицией, импровизировал, демонстрировал огромное личное обаяние, обладал даром приводить необычные сравнения и параллели.

И.И.Мечников отличался кристаллической ясностью и образностью изложения, свободой поведения, умением держать внимание в аудитории.

Д.И.Менделеев, выступая, показывал путь, которым были получены те или иные истины. Он был в равной мере логичен и эмоционален, приводил лишь тщательно отобранные факты. Слушатели очень любили его метод «словесных экскурсий» - отступления в другие науки, в практическую жизнь. Он мастерски менял высоту голоса во время выступления.

К.А.Тимирязев поражал слушателей высокой научностью в сочетании с образностью, художественностью изложения, а также тем, что очень часто сопровождал свои выступления опытами.

В.И.Ленин отличался от других ораторов страстностью, полемичностью и устремленностью к решению практических задач.

Ф. Кастро отличается огромной способностью к импровизации, страстностью, эмоциональностью выступлений, интенсивной жестикуляцией. Однажды он говорил без перерыва почти семь часов.

М. С. Горбачев как оратор отличается непривязанностью к тексту, умением импровизировать в рамках текста, держать паузу, эмоциональностью, способностью удерживать внимание аудитории. Он часто ссылается на личный опыт, мнения присутствующих в зале людей, включает их идеи и высказывания в свое выступление.

В.В.Жириновский запоминается своей непредсказуемостью, ораторским напором, порой остроумными шутками, полемичностью, готовностью высказаться и вступить в спор по любому вопросу.

Именно индивидуальность ораторской манеры - тот важнейший фактор, который побуждает слушать оратора, доверять ему, запоминать его идеи. Запоминается личность, а вместе с личностью ее идеи.

^ Риторические позиции оратора в ходе выступления

В процессе выступления каждый оратор занимает определенную риторическую позицию - выбирает для себя роль, в которой он будет выступать. Таких риторических позиций можно выделить довольно много, назовем лишь наиболее типичные и часто используемые.

1. ^ Позиция информатора.

Такая позиция предполагает чистое изложение некоторого материала, сопровождающееся предупреждением о возможных ошибках в понимании. С этой позиции обычно излагается инструктивная или директивная информация.

^ 2. Позиция комментатора.

Эту позицию обычно занимают, если аудитория знает основное и ждет дополнительных сведений и личных оценок.

3. Позиция собеседника.

Эта позиция предполагает, что оратор разделяет интересы и заботы аудитории, выступает на равных. Данная позиция предполагает, что оратор обращается к аудитории с просьбой высказать свое мнение, широко использует вопросы.

^ 4. Позиция советчика.

Позицию советчика обычно занимают, если слушатели хорошо подготовлены в базовой области. Оратор в таком случае лишь как бы расставляет акценты.

^ 5. Позиция эмоционального лидера.

Эту позицию занимают в том случае, если в аудитории приподнятое настроение, самого оратора хорошо знают и ждут с интересом и нетерпением. В позиции эмоционального лидера оратор чувствует себя достаточно свободно, допустимы импровизированные отступления от темы.

Есть и риторические позиции «коммуникативного самоубийства», которые рекомендуется всячески избегать. К таким прежде всего относятся позиция наставника (оратор нравоучителен, категоричен); позиция трибуна (преувеличенный пафос); позиция просителя (потерпите, я скоро закончу).

Только выступления, длящиеся не более одной минуты, можно проводить с одной позиции; подавляющее большинство выступлений следует проводить, занимая поочередно разные позиции по ходу выступления. Важно продумать перед выступлением, какие позиции вы будете занимать, излагая материал.

^ Внешний вид оратора

Внешность оратора должна быть привлекательной, но в пределах нормы. Излишняя привлекательность выступающего отвлекает от содержания его выступления и снижает доверие к излагаемому.

Мужчине лучше выступать в костюме, который должен быть умеренно модным. Женщина тоже должна быть одета умеренно модно; очень модно одетые женщины оцениваются аудиторией отрицательно. Костюм или платье не должны плотно облегать фигуру. Женщине лучше выступать без украшений, мужчине - убрать все из карманов (записи, торчащие карандаши и ручки, газеты). Одежда оратора должна соответствовать его возрасту, всякие несоответствия в ту и другую сторону раздражают аудиторию.

Снижают доверие к оратору: одежда ярких, насыщенных цветов; слишком модная одежда; многочисленные украшения; кокетливые элементы женской одежды (кружева, воланчики и др.). Повышают доверие очки в темной оправе.

^ Манера выступления

Общая манера выступления имеет большое значение - она хорошо запоминается и может существенно повысить или понизить доверие аудитории к вам.

Манера оратора воспринимается и оценивается аудиторией положительно, если она энергичная, достаточно напряженная и демонстрирует его уверенность.

^ Укажем на то, что ни в коем случае не должно ощущаться в ходе выступления оратора:

Оратор не должен выглядеть уставшим, спешащим, недовольным (помещением, задержкой начала работы, числом собравшихся, опаздывающими и т.д.), избыточно возбужденным, аффектированным (слушатели чувствуют неловкость за излишне возбужденного оратора);

Оратор не должен демонстрировать беспомощность, нерешительность;

Оратор ни в коем случае не должен извиняться перед аудиторией за свою миссию (Извините, что задерживаю вас, Потерпите, я скоро закончу и т.д.).

^ Оптимальная манера выступления предполагает:

Энергичность изложения.

Все выступление должно быть энергичным от начала до конца. Энергия выступления передается слушателям, она держит их в напряжении и повышает доверие к содержащейся в выступлении информации. «Будьте энергичны, - советовал Д. Карнеги. - Энергия обладает магнетическими свойствами. Люди скапливаются вокруг энергичного оратора, как дикие гуси вокруг поля озимой пшеницы». «Ничем не умеряйте вашу энергию», - советовал он. О.Эрнст отмечал, что на протяжении всего выступления оратор должен ощущать «усиленное целевое напряжение», которое и создает необходимый оратору динамический настрой.

^ Физическая бодрость, подвижность .

Аудитория должна видеть, что оратор бодр, в хорошей физической форме, и это ощущение передается самой аудитории.

Уверенный внешний вид.

Уверенность оратора очень быстро передается аудитории, и она начинает воспринимать то, что говорит оратор, все менее и менее критически, все с большим доверием. «Имейте уверенный внешний вид - он действует на слушателей положительно», - призывал ораторов П. Сопер. Уверенный вид при выступлении принять не так трудно - прежде всего необходимо выше держать подбородок и говорить как бы немного вверх (оптимальную высоту подъема подбородка можно выбрать, руководствуясь таким правилом: «Смотрите на пересечение задней стены аудитории с потолком», этого будет вполне достаточно для демонстрации уверенности); стойте прямо, не наклоняясь; смотрите в глаза слушателям. Д. Карнеги советует: «Смотрите прямо в глаза вашим слушателям и начинайте говорить так уверенно, как будто они все должны вам деньги... Представьте себе, что они собрались здесь, чтобы просить вас отложить срок уплаты».

^ Дружеский, интимный тон.

Аудитория ждет от оратора дружеской, интимной беседы. Нужно пойти ей навстречу. Разговаривать с аудиторией надо как с одним человеком, в такой же непринужденной манере.

Необходимо всячески подчеркивать аудитории, что вы «свой». Установлено, что чем более «своим» ощущает оратора аудитория, тем более она доверяет тому, что он говорит.

Надо всячески подчеркивать общность ваших интересов, проблем, трудностей и интересов, проблем, трудностей вашей аудитории.

Не следует убегать из аудитории сразу после выступления, необходимо дать возможность подойти к вам, перекинуться репликами, задать вопрос, высказать свое отношение к изложенному вами - это тоже оставляет у аудитории положительное «послевкусие».

^ Расположение в аудитории

Как уже отмечалось, оратору в аудитории лучше стоять, он должен быть хорошо виден. Стоять нужно перед слушателями, а не посередине их.

Необходимо помнить, что оратор, который стоит перед слушателями:

Демонстрирует уважение к аудитории;

Создает постоянное напряжение для себя;

Лучше чувствует время;

Энергичнее говорит.

Трибуны, возвышения, эстраду следует использовать как можно меньше. Искусственно возвышаясь над аудиторией, оратор демонстрирует ей свое официальное превосходство, что противоречит правилу интимности общения, которое очень эффективно в публичном речевом воздействии. «Стойте рядом со своими слушателями», - рекомендует Д. Карнеги. Если слушателей менее 75 человек, то следует разговаривать с ними внизу, а не с эстрады, считает П.Сопер.

Движение

Важным средством повышения эффективности речевого воздействия оратора на аудиторию является его движение по аудитории.

Неподвижным ораторам аудитория не очень доверяет, считает их консервативно мыслящими. Движение оратора по аудитории повышает доверие к нему, усиливает симпатии аудитории.

Следует приближаться к слушателям. Спускайтесь в зал, ходите по аудитории (медленно, и не очень злоупотребляя этим приемом), наклоняйтесь к слушателям. Если вы выступаете с возвышения, подходите к самому его краю. Из-за трибуны время от времени выходите и становитесь рядом с ней либо вообще стойте рядом с трибуной, а не за нею.

Ходить лучше не перед аудиторией, а в глубину зала, при этом не следует очень углубляться и доходить до последних рядов слушателей - в таком случае неуютно ощущают себя те, кто сидит впереди, они вынуждены оборачиваться вслед за оратором. Лучше всего углубляться не более чем на треть длины зала; при этом, возвращаясь обратно, не следует поворачиваться спиной к залу, надо двигаться обратно «задним ходом».

Походка оратора должна быть ровной, размеренной, без ускорений, несколько медленнее, чем обычная походка человека: только в таком случае походка разнообразит восприятие выступления, а не отвлечет от него. Руки при ходьбе не должны быть статичными, оратору необходимо умеренно жестикулировать. Подбородок при ходьбе надо держать вверх, что создает впечатление уверенности в себе. Не следует при ходьбе держать руку или руки в карманах: это воспринимается аудиторией как свидетельство скрытности оратора, а в некоторых случаях - его неуверенности.

При ходьбе ни в коем случае нельзя раскачиваться - это очень отвлекает слушателей. Расхаживая по аудитории, оратору не следует фиксировать взгляд на чем-либо одном, поскольку это заставляет аудиторию перенести свое внимание на то, что разглядывает оратор.

Нельзя вертеть в процессе выступления в руках мелкие предметы, ручки, ключи и т.д. - лучше взять в руки указку или мел.

Взгляд

Взгляд оратора имеет для аудитории очень большое значение. Слушатели полагают, что если оратор на них смотрит, то их мнение и оценка для него важны, что заставляет их слушать более активно и внимательно. Кроме того, если собеседник смотрит на нас мало, мы считаем, что он к нам плохо относится (даже не взглянул!), пренебрегает нами.

Если на нас много смотрят, то это рассматривается либо как некоторый вызов (что бывает тогда, когда мы чувствуем себя в оппозиции к собеседнику), либо как демонстрация хорошего к нам отношения или, по крайней мере, интереса. В аудитории обычно имеет место второй вариант, что должен учитывать выступающий.

1. Оратор должен смотреть на всех слушателей попеременно, не выделяя никого из них персонально. Иначе может получиться, как у одного лектора, к которому подошли после лекции слушатели, поблагодарили и сказали: «Но почему вы читали лекцию только для нашей Кати?».

2. В большой аудитории следует разбить зал (и слушателей) на секторы и переводить взгляд в процессе выступления с одного сектора на другой, не оставляя без внимания ни одного из секторов.

3. Отводить взгляд от аудитории можно ненадолго - при формулировании некоторой мысли, затем необходимо вновь устанавливать зрительный контакт со слушателями.

4. Не выступать, глядя в пространство, это вызывает недоверие и раздражение слушателей.

5. Не смотреть в процессе выступления на пол, ноги, в окно, в потолок, не рассматривать посторонние предметы. Это ведет к утрате контакта с аудиторией.

6. Переводя взгляд по аудитории, делать это медленно.

7. Осуществлять зрительный контакт с аудиторией на протяжении всей речи.

8. Смотреть на слушателей дружелюбно, взглядом, которым вы встречаете друзей. Делайте вид, что рады взглянуть на каждого, это вам приятно.

9. Глядя на отдельного слушателя достаточно продолжительное время, смотрите ему в лицо, а не в глаза. Помните: взгляд в глаза слушателю всегда рассматривается как выражение интереса, симпатии, но при одном условии: он должен быть кратковременным, непродолжительным. Длительный, интенсивный, серьезный взгляд, направленный в глаза слушателя, вызовет у него чувство беспокойства, ощущение оказываемого давления.

^ Позы и жесты

Если оратор стоит, ноги должны быть слегка расставлены, носки раздвинуты.

Упор на обе ноги не должен быть одинаковым. В наиболее выразительных местах упор должен переноситься больше на носок, чем на пятку.

Если вы стоите, выставив вперед одну ногу, обратите внимание, какую ногу вы выставили. Если человек выставил вперед левую ногу, он демонстрирует агрессивность (как бы готовится нанести правой рукой удар собеседнику), если же он выставил вперед правую, «благоприятную» ногу, то он открыт к диалогу, сотрудничеству, ищет контакта. Слушатели нередко подсознательно воспринимают эту информацию, что должен учитывать и оратор.

Подбородок ни в коем случае не должен быть опущен, он должен быть слегка приподнят.

Грудь должна быть немного выставлена, живот подтянут.

Локти держите не ближе трех сантиметров от корпуса; если будете прижимать их к туловищу, это будет свидетельствовать о вашей неуверенности.

Лучше стоять, чем сидеть. Чем выше человек над аудиторией, тем сильнее его коммуникативная позиция (правило «вертикального доминирования»), тем он убедительнее.

Не следует опираться руками о невысокий стол, слегка склоняясь над ним. Это поза доминирования, которая отрицательно оценивается аудиторией.

Используйте в процессе речи жесты. Речь без жестов настораживает слушателей, «оставляет осадок предубеждения и недоверия» (П.Сопер).

Демонстрируйте открытые позы и жесты, демонстрирующие стремление к контакту, доброжелательность, стремление убедить. Руки должны быть слегка разведены, подвижны. Используйте движения рук в сторону слушателей, когда ладони раскрыты к слушателям (ладони оратора должны быть им видны).

Используйте риторические жесты: руки должны слегка сходиться и расходиться, подниматься и опускаться в такт убеждению.

Жестикуляция оратора должна удовлетворять следующим требованиям.

1. Жестикуляция должна быть естественной, следовать естественным импульсам человека к жестам.

2. Жестикуляция должна быть умеренной, жесты не должны быть непрерывными.

3. Жесты необходимо разнообразить, нельзя повторять одни и те же (или один и тот же). Это раздражает аудиторию.

4. Жестикулируйте обеими руками.

5. Нельзя пальцами теребить одежду, украшения, дотрагиваться до часов и т.д. Это рассматривается аудиторией как проявление вашей неуверенности. Такие жесты называются навязчивыми: они очень отвлекают слушателей, а речь оратора делают монотонной и невыразительной.

6. Не делайте резких, порывистых движений локтями.

7. Не прерывайте начатые жесты, доводите их до конца.

8. Не шевелите открыто пальцами.

9. Делайте жесты только выше пояса; жесты ниже пояса воспринимаются слушателями как выражение неуверенности, растерянности.

^ Громкость, темп и интонация

Какова оптимальная громкость для публичного выступления? Разумеется, она связана с размером аудитории. Но важно выбрать именно ту громкость, которая в данных условиях явится оптимальной. Необходимо иметь в виду, что, если оратор говорит слишком тихо, аудитория делает вывод о его неуверенности, если слишком громко - о его агрессивности. И того и другого надо постараться избежать. П.Сопер давал такой совет: «Говорите громче, чем это, по вашему мнению, нужно». Можно сказать и так: говорите с такой громкостью, чтобы вы ощутили, что говорите громче обычного; в подавляющем большинстве случаев этой громкости будет достаточно.

К интонации публичного выступления предъявляются следующие требования:

1) она не должна быть монотонной, ее надо изменять на протяжении всего выступления. «Изменяйте силу голоса, остальное оставьте как есть», - рекомендует Ф.Снелл;

2) интонация должна быть естественной и соответствовать содержанию того, о чем вы говорите. Не сдерживайте свою интонацию, стремитесь высказаться энергично - и ваша интонация будет естественна. Интонация, не соответствующая содержанию речи, раздражает слушателей и вызывает недоверие к словам, иногда даже создает комический эффект.

Используйте средний темп речи, обычно это оптимальный темп.

Следует избегать больших пауз - они раздражают аудиторию, особенно хорошо подготовленную.

Перед важным местом, мыслью следует несколько понизить голос. Небольшие паузы следует делать до и после важных мыслей. Пауза «до» готовит слушателей к чему-либо важному, пауза «после» призывает напрячься и обдумать, стимулирует мыслительную деятельность.

^ Приемы борьбы с волнением

Оратор может иметь три причины для волнения.

1. Боязнь незнакомой аудитории.

В таком случае рекомендуется несколько раз произнести вслух фразу: «Я хорошо знаю материал, меня будут хорошо слушать», - и после этого выходить на трибуну. Говорите громче, чем обычно, или громче, чем вы собирались, - это тоже хорошо помогает справиться с волнением.

С повышенной энергией произносите заготовленные заранее фразы. Найдите знакомые или просто симпатичные лица и обращайтесь в начале выступления только к ним, они вас поддержат (но не смотрите на них на протяжении всего выступления!).

2^ . Ощущение плохой, недостаточной подготовк и .

Имейте резервный материал, опустите то, что хуже знаете и сосредоточьтесь на том, что вы знаете достаточно твердо.

^ 3. Творческая взволнованность (Сумею ли хорошо выступить? Поймут ли? Как выступить наилучшим образом?)

Подобная взволнованность придает выступлению искренность и естественность, бороться с ней не надо.

Несколько практических приемов борьбы с волнением:

Повысьте эмоциональность речи;

Повысьте громкость речи;

Повысьте энергичность речи;

Дышите ртом и носом одновременно;

Шевелите пальцами рук за спиной или пальцами ног;

Возьмитесь за стул, трибуну, край стола;

Зажмите в кулак монету;

Возьмите мел, указку;

Пишите что-нибудь на доске, даже если это и не очень нужно (тему, разделы плана, отдельные термины, цитаты).

Демонстрируйте сосредоточенность на содержании. В выступлении должно ощущаться, что ваша главная цель - передать слушателям свое понимание проблемы, сообщить им некоторую важную для них информацию. Оратор должен сосредоточить все свои усилия именно на содержании, на смысле своего выступления. Форма при этом как бы отступает на второй план, идет за содержанием, и слушатели должны ощущать это.

«^ Не беспокойтесь о том, как вы выглядите, позабудьте о личных ощущениях: сосредоточьтесь на одном - донести ваши мысли до слушателя» (П.Сопер). Ф.Снелл: «Аудиторию можно сравнить лишь с голодными гостями, уставившимися на вас».

^ Не извиняйтесь за мелкие оговорки , их слушатели не зафиксируют, не придадут им значения, если вы сами на них не укажете; вообще, меньше извиняйтесь - извинение усиливает волнение.

^ Реакция оратора на неполадки и помехи в ходе выступления

Неполадки в ходе выступления могут очень легко сбить оратора с мысли и даже поставить под угрозу все его выступление. Поэтому нужно твердо усвоить некоторые приемы реагирования на типичные неполадки и помехи, которые могут встретиться в процессе публичного выступления.

1. Доносится шум из соседнего помещения или с улицы, слышны чужие разговоры и др. В таком случае следует, пока возможно, игнорировать эту помеху. Начните говорить громче, подойдите ближе к слушателям. Можно послать слушателя с просьбой устранить помеху. Если помеха продолжается и видно, что аудитория обращает на нее внимание, лучше всего тоже среагировать: как-то прокомментировать, лучше в юмористическом плане.

2. В дверь все время заглядывают посторонние.

Можно попросить слушателя повесить записку «Лекция» или попросить слушателя выйти и сказать, чтобы не заходили. Если заглядывающие обращаются к вам с просьбой кого-либо позвать или отпустить, лучше сделать паузу и сказать: «Пожалуйста, не мешайте нам, мы работаем» - и затем продолжить свою речь.

3. Слушатели опаздывают, в аудиторию все время входят новые слушатели.

Одиночных опоздавших лучше всего не замечать; если же вошла группа - лучше переждать, пока они сядут, пригласить их пройти, демонстрируя максимум доброжелательности. Можно допустить и ироническую шутку типа: «Вы извините нас, пожалуйста, что мы без вас начали». Недовольства обнаруживать не следует.

4. В помещении стало душно.

В таком случае лучше сделать перерыв, проветрить помещение. Перерыв имеет смысл делать не менее чем на 10 мин, меньшие перерывы эффекта не дают. Можно также просто сократить свое выступление.

5. Вышел из строя микрофон.

Объявить перерыв и найти техника, вызвать организатора вы¬ступления, сделав это через слушателей. Если починить невозможно, надо спуститься в зал или подойти к слушателям и закончить выступление за 2-3 мин.

6. Погас свет.

Поступать так же, как при отключении микрофона: объявить перерыв для устранения неполадки либо за 2 мин закончить выступление.

^ Неполадки в деятельности оратора

Допустим, вы оговорились и заметили это. Мелкие оговорки не исправляйте: вас все равно поймут, не надо привлекать к ним внимание. Если оговорка может исказить смысл, скажите: «Простите, я оговорился. Я, конечно, имел в виду...». Не следует преувеличивать ущерб, который вам могут нанести ваши оговорки, сосредоточьтесь на выражении мысли, на ее понятности для аудитории - это главное.

Если вы заметили, что вы опустили какой-то пункт в вашем выступлении, продолжайте дальше, закончите мысль или раздел. А потом уже, если без опущенного никак нельзя, скажите: «О чем я еще забыл упомянуть, так это о...» или «Я хочу вернуться сейчас к...». Но прежде чем возвращаться, еще раз подумайте, нужно ли это делать? Раз по ходу выступления вам этот факт не понадобился, может быть, он был лишним?

^ Помехи в поведении слушателей.

В процессе выступления может возникнуть ряд помех. Что это за помехи?

1. Активная реакция аудитории на отвлекающие внешние факторы .

Аудитория, какой бы интересной ни была лекция или выступление, не может не обратить внимания на чей-то интенсивный кашель, посторонние движения, хлопок двери, шелест бумаг и т.д. «Аудитория не может противиться соблазну взглянуть на любой движущийся предмет, животное или человека», - справедливо отмечал Д.Карнеги. Преодолеть этот соблазн у аудитории еще не удавалось ни одному оратору или артисту.

Что же делать, если, например, в аудиторию залетел воробей? Как отвлечь от него слушателей? Во-первых, не замечать столько, сколько это можно. Во-вторых, переждать его активные действия, сделать паузу: аудитория длительное время не будет на нем сосредоточена, и сами слушатели примут какие-то меры. В-третьих, можно использовать метод «подключения»: обратить внимание самому, прокомментировать, кратко обсудить со слушателями, а затем сказать: «Ну достаточно, вернемся к нашей работе». Слушатели обычно воспринимают данный прием хорошо. В-четвертых, можно подойти поближе к слушателям: это будет мешать им отвлекаться.

2. ^ Слушатели переговариваются между собой .

Не принимайте это сразу на свой счет: их разговоры, скорее всего, никак не связаны с лекцией и тем более с вами лично. Здесь тоже лучше не замечать помеху как можно дольше. Можно также подойти поближе к разговаривающим (это весьма эффективно), посмотреть подольше на них, некоторое время говорить, обращаясь к ним, сделать паузу (можно неожиданную), задать им вопрос: «Вы согласны? Вы не согласны?».

^ 3. Кто-то зевает вам в лицо.

Не стоит сразу относить это к себе - может быть, слушатель просто устал. Реагировать не стоит, пока вы не поняли, что это уже заметили другие и реагируют на это. В таком случае лучше сказать: «Да, здесь что-то стало душно, воздуха не хватает. Вижу, некоторым трудно дышать - может быть, сделаем небольшой перерыв, проветрим комнату?».

^ 4. Слушатели встают и уходят.

У людей могут быть самые разные причины для того, чтобы уйти с вашего выступления. Никак не реагируйте, не делайте им замечания. Наоборот, можно сказать: «Если кому-то нужно срочно уйти, пожалуйста, выходите, только потихоньку». Никак не показывайте, что это вас задевает.

^ 5. С места раздаются реплики несогласия.

Если эти реплики тривиальные, сделайте вид, что не слышали или не поняли. Если же слушатель станет настаивать на своей точке зрения, то тогда нужно вступить в дискуссию, но достаточно формально: «Я понял вашу точку зрения. Но у меня другая, я сейчас (или несколько позже) приведу еще дополнительные аргументы». Если возражение связано не с личными амбициями, а действительно важное, то лучше сказать: «Я вернусь к вашему замечанию, но, если разрешите, - немного позже», и обязательно сдержите обещание.

Если несогласие высказано в резкой, категоричной форме, то лучше в дискуссию не вступать, сказав: «Я понял вашу точку зрения. Ну что ж, будущее покажет, кто из нас прав».

^ 6. С места раздаются грубые, провокационные выкрики, реплики.

В аудитории могут оказаться люди с невысокой культурой, которые хотят показать, что этот оратор не так уж хорош и умен, не так уж и компетентен. Своими репликами они хотят показать себя, выделиться, обратить на себя внимание («комплекс Моськи»). Как вести себя с такими людьми?

^ Если реплика являлась разовой, то ее лучше не заметить.

Если это невозможно, не показывайте, что она вас задела или обидела, всячески демонстрируйте свое превосходство, контроль над ситуацией. Скажите: «Да!.. Ну тут уж ничего не добавить!» И после паузы: «Ну, а мы все-таки пойдем дальше...».

Можно сказать и иронически: «Да, я понимаю ваши проблемы... Но, простите, нам нужно идти дальше...».

Еще вариант ответа: «Я понял ваш вопрос... (хотя это был и не вопрос вообще, но такая фраза сразу ставит нарушителя в тупик), но мы сейчас, к сожалению, не можем подробно на этой проблеме остановиться...». Не надо ставить провокатора на место - это уже перебранка, а ему только этого и надо . Подчеркнуто вежливо и корректно отвечайте на любые реплики других людей - этим вы покажете, что осуждаете провокатора.

^ Если вы уверены в своих силах, наступайте немедленно, используя иронию, шутку, сарказм , а потому держите наготове острые изречения, басни, анекдоты, поговорки, истории («Вы знаете, эта реплика напомнила мне случай...» - общий хохот надолго посадит хама на место, даже если то, что вы рассказали, и имеет весьма косвенное отношение к его реплике).

Еще один путь - попробуйте его похвалить , найти какое-то рациональное зерно в его реплике и используйте ее, чтобы рассказать дополнительно что-либо интересное. Эффективен также «отложенный ответ». Скажите: «Я понял вашу мысль (вопрос, идею), я отвечу вам, но, если позволите, - в конце, а то сейчас это нас уведет в сторону». А в конце, когда время вашего выступления иссякло, обратитесь к аудитории: «Вот тут был еще вопрос, надо отвечать на него?». Обязательно несколько человек крикнут: «Не надо, все ясно!» - «Ну не надо, так не надо. Благодарю за внимание».

Можно попросить провокатора минуточку подождать. «Минуточку, я только закончу мысль...». Поговорив еще минуты 2-3, не меньше, обратитесь к провокатору: «Так что вы хотели сказать? Ничего? Ну тогда мы пойдем дальше!».

Можно признать: «Да, в том, что вы говорите, есть проблема. К сожалению, мы ее сейчас не решим, об этом надо поговорить отдельно».

И еще один путь - если реплика очень груба, следует сказать: «Простите, я не понял, что вы сказали. Будьте добры, повторите еще раз погромче и помедленнее!». (Как правило, второй раз гру¬бость сказать не смогут и вам не придется на нее отвечать.) «Ну тогда идем дальше».

Резко выраженное несогласие можно перевести в личную плоскость. Так, на лекции, посвященной общению в семье, одна слушательница возмущенно выкрикнула: «Так что же, мужу, по-вашему, вообще никаких замечаний делать нельзя?» - «Я понимаю ваши проблемы, - ответил лектор. - Я уверен, что вашему мужу обязательно надо делать замечания». Ответ потонул в общем хохоте аудитории, причем засмеялась и сама слушательница, задавшая вопрос.

Как-то, рассказывают, в британском парламенте шли дебаты, и У. Черчилль язвительно щипал лейбористов. Вскочила пожилая и некрасивая лейбористка и закричала на весь зал: «Мистер Черчилль, вы несносны! Если бы я была вашей женой, то подлила бы вам в кофе яд». Раздался смешок. Но невозмутимый потомок герцогов Мальборо, выдержав паузу и окинув соболезнующим взглядом разгневанную леди, промолвил: «Если бы вы были моей женой, то я бы этот яд с наслаждением выпил...».

Отметим в заключение, что успокоить аудиторию, восстановить дисциплину можно, сопровождая негромкую речь указательными жестами в направлении тех, кто нарушает дисциплину, указывая рукой в их направлении либо просто протягивая руку в сторону нарушителей. Указательный жест, как заметили, успокаивает даже животных. Жестикуляция вытянутой рукой, особенно если еще и подойти к нарушителям спокойствия, оказывает на них весьма эффективное воздействие.