Сочинения. У

В ранний период своего творчества Шекспир сочинил всего одну, но любимую во все времена оригинальную трагедию – Ромео и Джульетта (ок. 1596). Это свободное драматическое переложение поэмы А. Брука Ромей и Джульетта (1562), повествующей о трагической истории двух влюбленных.

В трагедии «Ромео и Джульетта» Шекспир изображает борьбу двух любящих, за свое чувство с окружающей их средой, в которой еще живы древние предрассудки и старозаветная семейная мораль. Конфликт между уходящим и новым миром протекает на широко очерченном социальном фоне.

Показаны все стадии и ступени этого конфликта. Оба старика, главы враждующих домов, в душе тяготятся этой вековой распрей, но по инерции поддерживают ее. Слуга участвуют в ней из вынужденной покорности. Но вражда не умерла: всегда находятся горячие головы из молодежи (Тибальт), готовые снова ее разжечь.

Ромео и Джульетта погибают жертвами ее, но их молодое чувство празднует в пьесе свою победу. Это единственная трагедия Шекспира, в которой комический элемент занимает значительное место, и цель его-укрепить жизнерадостный характер пьесы.

Другой важный момент, предназначенный также усилить оптимистический тон пьесы,- роль монаха Лоренцо, помощника влюбленных, естествоиспытателя и мыслителя, чуждого всякой церковности и проникнутого подлинно гуманистической мудростью.

Это один из самых показательных для мировоззрения Шекспира образов. Под знаком его философии, его устремления к природе и естественности протекает вся борьба Ромео и Джульетты за право их чувства.

Но любовь представлена здесь не абстрактно, не как обособленный случай, вне всякой связи с борющимися общественными силами, как продукт и выражение социальных конфликтов данной исторической эпохи. До того времени, когда столкновение общественных сил стало предметом непосредственного изображения в литературе, а нередко даже и после этого, оно выступало в ней в обличье любовного чувства, угнетаемого или раздавленного окружающим обществом.Точно так же в «Ромео и Джульетте» вражда Монтекки и Капулетти не составляет главного конфликта. Истинный конфликт состоит в противоборстве двух жизненных принципов - феодального закона мести и нового, гуманистического идеала мира и согласия между людьми. Любовь детей враждующих семейств из частного случая перерастает в символ всего нового миропонимания. Дело не просто в том, что юноша и девочка полюбили друг друга и им надо преодолеть могучее препятствие- вражду между их семьями. Юные герои воплощают то идеальное начало, в котором, по учению неоплатоников Возрождения, проявлялась высшая душевная способность человека - любовь. Герцог Эскал - гуманистический государь, его главная забота - порядок и внутренний мир. Раздоры низводят его подданных до скотского уровня. Стычку Монтекки и Капулетти герцог останавливает возгласом: «Эй, эй, вы, люди! Звери. Юная Джульетта сознает, что вражда семейств- нелепость, не соответствующая человеческой сущности. Для нее Ромео не враг, а прекрасное существо, к которому она всей душой стремится. Своей жертвенной смертью они достигают торжества любви и мира: «вражда отцов с их смертью умерла». Эти слова Пролога больше, чем предварение зрителей о сюжете; здесь перед нами редкий случай, когда Шекспир сообщает идею произведения. Трагедия заканчивается полным миром, но куплен он дорогой ценой.

Вильям Шекспир - представитель эпохи Возрождения, когда мысли и чувства человека наполнялись новыми идеями. Но в ту жестокую эпоху гуманистическим идеям Возрождения не суждено было победить, и Шекспир с горечью ощущал это.

В своих пьесах он изображает столкновение идеалов Возрождения с действительностью, и краски этих пьес становятся мрачнее. В творчестве Шекспира начинает звучать тема гибели особенно дорогих ему героев, воплощающих светлые гуманистические идеи.

Еще древние мудрецы утверждали, что мир держится на любви, потому что любовь - это основа жизни. Человек всегда стремится к лучшему, идеальному миру, освещенному верными и открытыми чувствами - любовью, дружбой, пониманием и сочувствием. Такой мир - в бессмертной трагедии Вильяма Шекспира «Ромео и Джульетта».

Атмосфера жаркого юга властвует в трагедии, которая происходит среди народа, подверженного бурным страстям, горячим и бесстрашным действиям. Почти все участники событий склонны действовать импульсивно, подчиняясь мгновенно вспыхнувшим настроениям и чувствам. Есть в трагедии спокойные и разумные люди, но трезвость мысли и рассудительность бессильны против вулканических вспышек как любви, так и ненависти.

Юные влюбленные, несмотря на то что выросли и живут в обстановке вечной вражды их семей, решили пожениться. Они понимают, что рискуют всем - честью, богатством, благословением и любовью родителей, но собираются отстаивать свой выбор. Старшие Монтекки и Капулетти уже и сами забыли, из-за чего началась борьба между их семьями, но продолжают фанатично воевать друг с другом, и вся жизнь города-государства Вероны проходит под знаком этой борьбы. Чудесный цветок юной любви, невзирая на многовековую родовую вражду, каким-то чудом вырос в среде, пропитанной ядовитой злостью, где любая мелочь служит поводом для кровавых столкновений.

Любовь возвысила героев, заставила их осознать абсурдность тех причин, по которым они не могут быть вместе:

Где в нас гнездятся имена?

Я уничтожу это помещенье, -

восклицает влюбленный Ромео. Вполне справедлива и мудра и речь юной Джульетты, говорящей:

Что есть Монтекки? Разве так зовут

Лицо и плечи, ноги, грудь и руки?

Преградой на пути их чувства встала принадлежность к определенным семьям. Но разве могут какие-то нелепые предрассудки уничтожить настоящее, сильное и искреннее чувство? История шекспировских героев утверждает, что любовь выше всех условностей и предрассудков.

Именно в силе любви Ромео и Джульетты, в их отказе подчиняться требованиям отцов, ослепленных многовековой ненавистью, заключен главный конфликт пьесы. Там, где появляется настоящее чувство - особенно если оно возникает на фоне общей ничтожности и приземленности, - там чаще всего обязательно разыгрывается трагедия. Как сказал Евтушенко: «Потому что любовь есть такое совершенство, которому завидует все несовершенство мира и стремится его задушить». Но общество, основанное на предрассудках и старинных устоях, не в силах задушить чувство молодых, полных сил и решимости сердец. В этом неравном поединке Ромео и Джульетта гибнут, но в их любви, которая не пожелала мириться с предубеждениями, заключена высокая нравственная победа.

Трагедия «Ромео и Джульетта» является отражением основных жизненных позиций автора. Шекспир всегда изображал в своих произведениях прекрасных, возвышенных, сильных духом людей. Он изображал свободную человеческую личность, не зависящую от мнений общества, от господствующих в нем устоев и предрассудков. Поэтому в произведении, как и в большинстве пьес великого драматурга, правда, добро и любовь торжествуют - даже тогда, когда сами герои гибнут.

В «Ромео и Джульетте» ощутима связь с комедиями Шекспира. Близость к комедиям сказывается в ведущей роли темы любви, в комическом характере кормилицы, в остроумии Меркуцио, в фарсе со слугами, в карнавальной атмосфере бала в доме Капулетти, в светлом, оптимистическом колорите всей пьесы. Однако в развитии главной темы - любви юных героев - Шекспир обращается к трагическому. Трагическое начало выступает в пьесе в форме конфликта общественных сил, а не как драма внутренней, душевной борьбы.

Причиной трагической гибели Ромео и Джульетты являются родовая вражда семейств Монтекки и Капулетти и феодальная мораль. Распря между семьями уносит жизнь и других молодых людей -Тибальта и Меркуцио. Последний перед смертью осуждает эту распрю: «Чума на оба ваши дома». Вражду не могли остановить ни герцог, ни горожане. И только после гибели Ромео и Джульетты наступает примирение враждующих Монтекки и Капулетти.

Высокое и светлое чувство влюбленных знаменует собой пробуждение новых сил в обществе на заре новой эры. Но столкновение старой и новой морали неизбежно приводит героев к трагическому концу. Завершается трагедия нравственным утверждением жизнелюбия прекрасных человеческих чувств. Трагизм «Ромео и Джульетты» лиричен, он пронизан поэзией юности, возвеличением благородства души и всепобеждающей силы любви.

В характерах трагедии раскрывается душевная красота человека эпохи Ренессанса. Юный Ромео -свободная личность. Он уже отошел от своей патриархальной семьи и не связан феодальной моралью. Ромео находит радость в общении с друзьями: его лучший друг - благородный и смелый Меркуцио. Любовь к Джульетте осветила жизнь Ромео, сделала его мужественным и сильным человеком. В стремительном взлете чувств, в естественном порыве юной страсти наступает расцвет человеческой личности. В своей любви, полной победной радости и предчувствия беды, Ромео выступает как натура деятельная и энергичная. С каким мужеством переносит он горе, вызванное сообщением о смерти Джульетты! Сколько решимости и доблести в осознании того, что жизнь без Джульетты для него невозможна!

Для Джульетты любовь стала подвигом. Она героически борется против домостроевской морали своего отца и бросает вызов законам кровной мести. Смелость и мудрость Джульетты проявились в том, что она стала выше вековой распри двух семейств. Полюбив Ромео, Джульетта отвергает жестокие условности общественных традиций. Уважение и любовь к человеку для нее важнее всех освященных традицией правил.

В любви раскрывается прекрасная душа героини. Джульетта пленительна искренностью и нежностью, пылкостью и преданностью. В любви к Ромео вся ее жизнь. После гибели любимого для нее не может быть жизни, и она мужественно выбирает смерть.



В системе образов трагедии важное место занимает монах Лоренцо. Брат Лоренцо далек от религиозного фанатизма. Это ученый-гуманист, он сочувствует новым веяниям и возникающим в обществе свободолюбивым стремлениям. Так, он помогает, чем может, Ромео и Джульетте, которые вынуждены скрывать свой брак. Мудрый Лоренцо понимает глубину чувств юных героев, но видит, что их любовь может привести к трагическому концу.

16. «Гамлет»: построение и развитие конфликта

Второй период творчества Шекспира открывается трагедией «Гамлет» (Hamlet, Prince of Denmark, 1600-1601). Источниками трагедии послужили «История датчан» Саксона Грамматика, «Трагические повести» Бельфоре, «Испанская трагедия» Томаса Кида и не дошедшая до нас пьеса Томаса Кида о Гамлете.

В разные эпохи шекспировский «Гамлет» воспринимался по-разному. Известна точка зрения Гёте, высказанная им в романе «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1795-1796). Гёте рассматривал трагедию как чисто психологическую. В характере Гамлета он подчеркивал слабость воли, которая не соответствовала возложенному на него великому деянию.

В.Г.Белинский в статье «Гамлет, драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета» (1838) высказывает иной взгляд. Гамлет, согласно мнению В.Г.Белинского, побеждает слабость своей воли, и поэтому главная идея трагедии не слабость воли, а «идея распадения вследствие сомнения», противоречие между мечтами о жизни и самой жизнью, между идеалом и действительностью. Внутренний мир Гамлета Белинский рассматривает в становлении. Слабость воли, таким образом, расценивается как один из моментов духовного развития Гамлета, человека сильного от природы. Используя образ Гамлета для характеристики трагического положения мыслящих людей России 30-х годов XIX в., Белинский подверг критике рефлексию, которая разрушала цельность деятельной личности.

И.С.Тургенев в 60-е годы XIX в. обращается к образу Гамлета для того, чтобы дать социально-психологическую и политическую оценку «гамлетизму» «лишних людей». В статье «Гамлет и Дон Кихот» (1860) Тургенев представляет Гамлета эгоистом, скептиком, который во всем сомневается, ни во что не верит и потому не способен к делу. В отличие от Гамлета Дон Кихот в трактовке Тургенева -энтузиаст, служитель идеи, который верит в истину и борется за нее. И.С.Тургенев пишет о том, что мысль и воля находятся в трагическом разрыве; Гамлет - мыслящий человек, но безвольный, Дон Кихот - волевой энтузиаст, но полубезумный; если Гамлет бесполезен массе, то Дон Кихот вдохновляет народ на дело. В то же время Тургенев признает, что Гамлет близок Дон Кихоту своей непримиримостью ко злу, что люди воспринимают от Гамлета семена мысли и разносят их по всему миру.

В советском литературоведении глубокое толкование трагедии «Гамлет» было дано в работах А.А.Аникста, А.А.Смирнова, Р.М.Самарина, И.Е.Верцмана, Л. Е. Пинского, Ю.Ф.Шведова и других.* * См.: Аникст А.А. Творчество Шекспира. - М., 1963; его же. Шекспир: Ремесло драматурга. - М., 1974; Смирнов А.А. Шекспир. - Л.; М., 1963; Самарин P.M. Реализм Шекспира. - М., 1964; В е р ц м а н И.Е. «Гамлет» Шекспира. - М., 1964; Пинский Л.Е. Шекспир: Основные начала драматургии. - М., 1971; Шведов Ю.Ф. Эволюция шекспировской трагедии. -М., 1975.

Студент Виттенбергского университета, Гамлет при дворе датского короля Клавдия в Эльсиноре чувствует себя одиноким. Дания кажется ему тюрьмой. Уже в начале трагедии обозначен конфликт между мыслителем-гуманистом Гамлетом и аморальным миром Клавдия, между свободолюбивой личностью и абсолютистской властью. Гамлет воспринимает мир трагически. Принц глубоко понимает то, что происходит в Эльсиноре. Конфликты при дворе Клавдия он осмысливает как состояние мира. Интеллект Гамлета, его мудрые афористичные суждения раскрывают суть отношений в обществе того времени. В «Гамлете», как трагедии мыслящего человека в несправедливом обществе, опоэтизирован интеллект героя. Разум Гамлета противопоставлен неразумности и обскурантизму деспотичного Клавдия.

Гамлетовский нравственный идеал- это гуманизм, с позиций которого осуждается социальное зло. Слова Призрака о преступлении Клавдия послужили толчком к началу борьбы Гамлета против социального зла. Принц полон решимости отомстить Клавдию за убийство отца. Клавдий видит в Гамлете своего главного антагониста, поэтому он велит своим придворным Полонию, Розенкранцу и Гильденстерну шпионить за ним. Проницательный Гамлет разгадывает все уловки короля, пытавшегося узнать о его замыслах и уничтожить его. Советский литературовед Л. Е. Пинский называет «Гамлета» трагедией знания жизни: «...Деятельный по натуре герой потому не совершает ожидаемого поступка, что великолепно знает свой мир. Это трагедия сознания, сознавания...»*

Трагическое миропонимание Гамлета, его философские размышления вызваны не столько тем, что произошло в Эльсиноре (убийство отца Гамлета и брак его матери королевы Гертруды с Клавдием), сколько сознанием господствующей в мире общей несправедливости. Гамлет видит море зла и размышляет в своем знаменитом монологе «Быть или не быть» о том, как должен поступить человек, столкнувшись с гнилью в обществе. В монологе «Быть или не быть» раскрывается существо трагедии Гамлета - и в отношении его к внешнему миру, и в его внутреннем мире. Перед Гамлетом встает вопрос: как поступить при виде бездны зла - смириться или бороться?

Быть или не быть - таков вопрос;Что благородней - духом покорятьсяПращам и стрелам яростной судьбыИль, ополчась на море смут, сразить ихПротивоборством?(Пер. М. Лозинского)

Гамлет не может покориться злу; он готов бороться против царящей в мире жестокости и несправедливости, но сознает, что погибнет в этой борьбе. У Гамлета возникает мысль о самоубийстве как способе окончить «тоску и тысячу природных мук», однако и самоубийство не выход, так как зло остается в мире и на совести человека («Вот в чем трудность; какие сны приснятся в смертном сне...»). Далее Гамлет говорит о социальном зле, вызывающем возмущение у честного и гуманного человека:

Кто снес бы плети и глумленье века,Гнет сильного, насмешку гордеца,Боль презренной любви, судей медливость,Заносчивость властей и оскорбленья,Чинимые безропотной заслуге...

Размышления о долговечных бедствиях человечества, о море зла вызывают у Гамлета сомнения в действенности тех способов борьбы, которые возможны были в то время. А сомнения приводят к тому, что решимость действовать долгое время не реализуется в самом действии.

Гамлет - натура волевая, энергичная, деятельная. Всеми силами своей души он устремлен на поиски истины, на борьбу за справедливость. Мучительные раздумья и колебания Гамлета -это поиски более верного пути в борьбе со злом. Он медлит в выполнении своего долга мести также и потому, что должен окончательно убедиться сам и убедить других в виновности Клавдия. Для этого он устраивает сцену «мышеловки»: просит бродячих актеров сыграть такую пьесу, которая могла бы изобличить Клавдия. Во время представления Клавдий своим смятением выдает себя. Гамлет убеждается в его виновности, но продолжает откладывать месть. Это вызывает в нем чувство неудовлетворенности собой, душевный разлад.

Гамлет прибегает к кровопролитию только в исключительных случаях, когда не может не реагировать на очевидное зло и низость. Так, он убивает Полония, отправляет на смерть шпионящих за ним Розенкранца и Гильденстерна, а затем убивает и самого Клавдия. Он резко и жестоко говорит с любящей его Офелией, которая оказалась орудием в руках его врагов. Но это зло его не намеренное, оно - от напряженности его сознания, от смятения в душе, раздираемой противоречивыми чувствами.

Благородный характер Гамлета, поэта и философа, кажется слабым с точки зрения тех, кто не останавливается ни перед чем в достижении своих целей. На самом деле Гамлет - сильный человек. Трагедия его состоит в том, что он не знает, как изменить несправедливое состояние мира, в том, что он осознает неэффективность тех средств борьбы, которыми располагает, в том, что честный, мыслящий человек может доказать свою правоту только ценой своей гибели.

Меланхолия Гамлета возникает как следствие понимания того, что «время вышло из суставов» и находится в состоянии неустроенности и неблагополучия. В композиции трагедии большое место занимают лирико-философские монологи принца, в которых высказано глубокое осознание духа времени.

Общефилософский характер размышлений Гамлета делает эту трагедию близкой и другим эпохам. Гамлет сознает, что не сможет одолеть зло, царящее в мире; знает, что после смерти Клавдия зло не исчезнет, ибо оно заключено в самом строе социальной жизни того времени. Имея в виду тех, кто его окружает, Гамлет говорит: «Из людей меня не радует ни один». И вместе с тем для Гамлета-гуманиста идеалом является прекрасная человеческая личность: «Что за мастерское создание - человек! Как благороден разумом! Как беспределен в своих способностях, обличьях и движениях! Как точен и чудесен в действии! Как он похож на ангела глубоким постижением! Как он похож на некоего бога! Краса вселенной! Венец всего живущего!» Воплощение этого идеала Гамлет видит в своем отце и в своем друге Горацио.

Развитие сюжета в трагедии во многом определяется притворным безумием принца. В чем смысл мнимо безумных действий и высказываний Гамлета? Чтобы действовать в безумном мире Клавдия, Гамлет вынужден надеть маску безумия. В этой роли ему не надо лицемерить и лгать, он говорит горькую правду. Маска безумия соответствует душевному разладу принца, импульсивности его действий, безумной смелости в борьбе за истину в условиях тирании Клавдия.

Большую роль в сюжете играет трагическая случайность. В финале трагедии дано скопление случайностей - герои, участвующие в поединке, меняются рапирами, бокал с отравленным напитком попадает не тому, кому предназначался, и т.д. Трагический исход приближается с неумолимой неизбежностью. Но наступает он в неожиданной форме и в непредвиденное время. Неразумность общественного устройства спутывает и разумные, и безрассудные планы и вызывает трагическую неотвратимость «случайных кар, негаданных убийств».

Гамлет медлит с выполнением своего долга, но он в любой момент готов действовать, а в финальной сцене для него «готовность - это все». Гамлет - личность героическая. Он готов бороться против зла и утвердить истину даже ценой своей гибели. Не случайно после всех трагических событий погибшего Гамлета по велению Фортинбраса хоронят с воинскими почестями. Перед смертью Гамлет высказывает пожелание о том, чтобы люди знали о его жизни и борьбе. Он просит Горацио открыть миру причины трагических событий, поведать повесть о Принце Датском.

«Гамлет» - реалистическая трагедия, отразившая сложность того времени, когда ренессансный гуманизм вступил в кризисную пору. В самой трагедии выражена мысль о необходимости объективного изображения жизни. В разговоре с актерами Гамлет высказывает взгляды на искусство, которые вполне соответствуют эстетическим позициям Шекспира. Прежде всего отвергаются кричащие эффекты тех, кто готов «Ирода переиродить»; предлагается сообразовать «действие с речью, речь с действием» и «не переступать простоты природы»; формулируется сущность искусства; «держать как бы зеркало перед природой, являть добродетели ее же черты, спеси - ее же облик, а всякому веку и сословию - его подобие и отпечаток».

Главная историческая коллизия конца XVI в. - конфликт между миром рыцарской героики и преступностью абсолютистской власти - соответственно воплощается в образах двух братьев, отца Гамлета и Клавдия. Гамлет восхищается своим отцом-героем и ненавидит лицемерного, коварного Клавдия и все, что стоит за ним, т.е. мир подлых интриг и всеобщего разложения.

17. Трагедии Шекспира «Отелло», «Король Лир», «Макбет»

В «Отелло» также показан конфликт между личностью и окружающим обществом, но в более замаскированной форме. В I акте проходит, как бы в ракурсе, тема «Ромео и Джульетты»: любовь, борющаяся с противодействием окружающих, находящихся во власти старых, средневековых понятий. Но здесь любовь сразу оказывается победоносной, и победа ее тем блистательнее, что она одержана над одним из самых цепких предрассудков - расовым. Брабанцио не верит, чтобы его дочь могла полюбить «черномазого» без помощи колдовства. В сцене суда Отелло объясняет, как возникла эта любовь. Она зародилась из рассказов Отелло о его подвигах и испытаниях, которым он подвергался, служа в войсках венецианской республики: «Она полюбила меня за опасности, которые я перенес, а я ее - за сострадание к ним». Их соединил не расчет, не воля родителей, даже не стихийный порыв друг к другу (как Ромео и Джульетту), а глубокое взаимное понимание, внутреннее сближение, т. е. самая высокая форма человеческой любви. Эта любовь гибнет от столкновения с миром честолюбия и корысти, воплощенным в Яго. Отелло и Дездемона не находят поддержки в окружающих, которые морально неравноценны им: таковы, безупречно честный, но слабый Кассио, ничтожный Родриго, жена Яго, Эмилия, до наступления катастрофы угодливая и легкомысленная.

Катастрофа, которая происходит, обусловлена в равной степени действиями Яго и характером Отелло. По его собственному признанию (в конце пьесы, перед тем как он закалывается), Отелло «к ревности не склонен был, но, вспыхнув, шел до предела». Он долгое время отвергал внушения Яго, сохраняя самообладание и всю ясность ума, пока не был вынужден сдаться на неопровержимые с виду доводы, которые тот представил.

Характер «ревности» Отелло согласуется с характером его любви. Это не уязвленное дворянское чувство чести, а также и не буржуазное чувство мужа-собственника, на право которого посягают; это чувство величайшего оскорбления, наносимого абсолютной правдивости и взаимному доверию, соединившим Отелло и Дездемону. Отелло не в силах перенести то, что он считает «лживостью» Дездемоны, которую он рассматривает не только как обиду себе, но и как объективное зло: поэтому он убивает ее как судья, как мститель за человеческую правду.

Величайшее страдание Отелло - не муки ревности, а утрата им веры в честность Дездемоны и в возможность честности на земле вообще. Но после того, как обман Яго раскрылся, к Отелло возвращается эта вера, и он уходит из жизни, утратившей для него всякую цену после смерти Дездемоны, просветленным и успокоенным.

Очень значителен в трагедии образ Яго. Это - типичный представитель первоначального капиталистического накопления, хищный и циничный. Его «мировоззрение» сводится к двум правилам. Первое - «насыпь денег в кошелек» (фраза, неоднократно повторяемая им Родриго). Второе - то, что можно всему придать любой вид и что ценность вещей зависит от точки зрения. Это предельное выражение морального релятивизма и нигилизма, - того, что в философском плане (а Яго - тоже своего рода «философ») в Англии того времени называлось «макиавеллизмом». Диаметральная противоположность Яго - Отелло, который верит в добро и правду, полон душевной щедрости и доверчивости. Хотя Отелло и падает жертвой своей доверчивости, морально все же он оказывается в пьесе победителем.

В «Короле Лире», проблематика семейных отношений тесно сплетена с проблематикой общественной и политической. В этих трех планах проходит одна и та же тема столкновения чистой человечности с бездушием, корыстью и честолюбием. Лир в начале трагедии - король средневекового типа, подобно Ричарду II, упоенный иллюзией своего всемогущества, слепой к нуждам своего народа, распоряжающийся страной, как своим личным поместьем, которое он может делить и раздаривать, как ему вздумается. От всех окружающих, даже от дочерей, он требует вместо искренности одной лишь слепой покорности. Его догматический и схоластический ум хочет не правдивого и непосредственного выражения чувств, а внешних, условных знаков покорности. Этим пользуются две старшие дочери, лицемерно уверяющие его в своей любви.

Им противостоит Корделия, знающая лишь один закон - закон правды и естественности. Но Лир глух к голосу правды, и за это он терпит жестокое наказание. Его иллюзии короля, отца и человека рассеиваются.

Однако в своем жестоком крушении Лир обновляется. Испытав сам нужду и лишения, он стал понимать многое из того, что раньше было ему недоступно, стал иначе смотреть на свою власть, жизнь, человечество. Он задумался о «несчастных, нагих бедняках», «бесприютных, с голодным брюхом, в дырявом рубище», которые вынуждены, подобно ему, бороться с бурей в эту ужасную ночь (акт III, сцена 4). Ему стала ясна чудовищная несправедливость того строя, который он поддерживал. В этом перерождении Лира - весь смысл его падения и страданий.

Рядом с историей Лира и его дочерей развертывается вторая сюжетная линия трагедии - история Глостера и его двух сыновей. Подобно Гонерилье и Регане, Эдмунд также отверг все родственные и семейные связи, совершив еще худшие злодеяния из честолюбия и корысти. Этим параллелизмом Шекспир хочет показать, что случай в семье Лира - не единичный, а общий, типичный для «духа времени». Это время, когда, по словам Глостера, «любовь охладевает, дружба гибнет, братья восстают один на другого, в городах и деревнях - раздоры, во дворцах - измены, и узы расторгаются между детьми и родителями». Это - распадение феодальных связей, характерное для эпохи первоначального накопления. Отмирающий мир феодализма и нарождающийся мир капитализма одинаково противостоят в этой трагедии правде и человечности,

В «Макбете», как и в «Ричарде III», изображена узурпация престола, причем узурпатор своими кровавыми действиями сам открывает дорогу силам, которые должны его погубить. Таков смысл слов Макбета, когда, еще полный колебаний, он взвешивает последствия задуманного им убийства короля:

Но суд нас ждет и здесь: лишь только дан

Урок кровавый, тотчас же обратно

Он падает на голову того,

Кто это совершил. И правосудье

Рукой бесстрастной чашу с нашим ядом

Подносит к нашим же губам.

Речь идет не о «будущей» жизни и «небесном» правосудии, а о земном, реальном возмездии. Вечный страх восстания заставляет Макбета совершать все новые и новые преступления, - ибо он так далеко «зашел в кровь», что уже не в силах остановиться,- пока, наконец, на него не ополчается вся страна и даже сама природа («Бирнамский лес», двинувшийся, согласно предсказанию, на Макбета).

Центр тяжести трагедии ― в анализе душевных переживании Макбета, образ которого по этой причине совершенно заслоняет все остальные фигуры пьесы, за исключением образа его роковой помощницы - жены. В начале пьесы Макбет - смелый и благородный воин, верно служащий королю.

Но в глубине его души таится зародыш честолюбия. Постепенно под влиянием обстоятельств, волнующих впечатлений и увещеваний жены честолюбие это в нем вырастает и после тяжелой внутренней борьбы приводит его к преступлению. Но, приняв решение, он уже ни перед чем более не отступает. Титанический характер его проявляется в том, что он не испытывает никаких угрызений совести и, сознавая весь ужас как совершенного им, так и того, что ему еще предстоит, с отчаянной смелостью борется до конца.

В «Макбете» Шекспир отразил не только кипучие страсти и бурные политические перевороты того времени, в которых героизм часто шел об руку с преступлением, но и переоценку всех ценностей, кризис морального сознания, характерный для эпохи первоначального накопления. Это ощущение передано в возгласе ведьм («вещих сестер») начальной сцены трагедии, которая служит прелюдией к ней, создающей настроение:

Зло - в добре, добро - во зле.

Полетим в нечистой мгле.

Разделы: Литература

Пояснительная записка

В основе содержания и структуры программы Кутузова лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. В целом программа ориентирована на базовый компонент литературного образования, разработанный в Министерстве образования России, в соответствии с которым в литературном образовании выделены два концентра (5-9 классы и 10-11 классы), что соответствует ступени основной средней и полной средней школы, как это предусматривается в законе “Об образовании”.

Под литературным образованием понимается освоение литературы как искусства слова. Литературное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности.

В соответствии с этим целью литературного образования становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Задачи литературного образования:

  • формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;
  • осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;
  • формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
  • формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
  • формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
  • формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
  • формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы (5 класс – жанры, 6 класс – роды и жанры, 7 класс – характер – герой – образ, 8 класс – литература и традиция, 9 класс – автор – образ – читатель, 10-11 классы – литературный процесс).

Произведение Шекспира “Ромео и Джульетта” по программе Кутузова изучается в 9 классе.

Жизнь великого английского драматурга полна тайн. Вряд ли найдется человек, никогда не слышащий это имя. Но самое важное научиться правильно понимать его бессмертные произведения. Творчество Шекспира сыграло огромную роль в мировой культуре последующих веков. Оно было переведено на множество языков, многие пьесы были экранизированы (“Гамлет”, “Король Лир” - режиссер Г.М. Козинцев), стали основой балетов (“Ромео и Джульетта” - музыка С.С. Прокофьева). Трагедия “Ромео и Джульетта” обрела долгую жизнь в искусстве и в окружающей действительности. Пока на свете есть прекрасное чувство – любовь, она вечна.

Поурочное планирование (изучение Шекспира в школе )

1. Биография Шекспира и “шекспировский вопрос”. Основные темы и особенности построения английских сонетов. Сонеты Шекспира. Поэтическое мастерство. Переводы сонетов разными поэтами (2 ч.) – 8 класс

Теоретические понятия: английский тип сонета, композиционное решение темы: мысль - развитие – отрицание или сомнение – вывод;

Нравственный потенциал: богатство выражения чувств в сонетах Шекспира;

История литературы: Шекспир – исследование личности.

У. Шекспир “Ромео и Джульетта”. Основной конфликт трагедии. “Вечные” проблемы и их разрешение в произведении (2 ч.) – 9 класс

Теоретические понятия: литературный конфликт, мотивы, проблемы, герои; трагедия как жанр;

Нравственный потенциал: любовь сильнее смерти; вражда родов, отношение отцов и детей;

История литературы: “Ромео и Джульетта” - источник вдохновения многих поколений музыкантов, художников, балетмейстеров.

ТЕМА: У. Шекспир “Ромео и Джульетта”. Основной конфликт трагедии. “Вечные” проблемы и их разрешение в произведении (2 ч.)

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, элементы проблемного изложения, ИКТ.

Формы: сообщения учащихся, беседа, работа в группах, дискуссия, тест

Цель: Познакомить учащихся с трагедией У.Шекспира “Ромео и Джульетта”

Задачи:

  • Рассмотреть особенности времени, историю создания трагедии Шекспира;
  • Выявить влияние окружающих на главных героев;
  • Развить умение давать оценку прочитанному тексту, систематизировать лекционный материал, сопоставлять, анализировать, творчески осмысливать материал;
  • Создавать мотивацию для дальнейшего изучения творчества Шекспира, воспитывать интерес к творчеству и личности;
  • Воспитывать эстетические чувства через восприятие классической музыки, произведений искусства; умение общаться при работе в группах.

ОФОРМЛЕНИЕ УРОКА:

  • пртрет У. Шекспира (слайд №1);
  • компьютер, слайды (Rower, Point, Excel);
  • на уроке, как музыкальное сопровождение, можно использовать музыку из балета “Ромео и Джульетта”.

ПОДГОТОВКА К УРОКУ:

  • повторить тему: Биография Шекспира и “шекспировский вопрос”; подготовиться к высказыванию по теме: особенности эпохи Возрождения; основные события и герои трагедии Шекспира; проследить по тексту изменения характеров главных героев;
  • индивидуальные творческие сообщения учащихся

ПЛАН УРОКА

1. Организационный момент (эмоциональный настрой: музыка из балета

“Ромео и Джульетта”; запись эпиграфа).

Постановка учебной проблемы; ______________________5 минут

(определение темы, целей урока)

2. Основная часть. _____________________55 минут

а) Сбор данных:

  • беседа по изученному ранее материалу; _____________5 минут

(схема “Периодизация творчества Шекспира);

Время Шекспира

  • сообщение учащихся

Английский театр во времена Шекспира

Истоки жанра и сюжета трагедии; судьба пьесы ______8 минут

  • беседа по вопросу: основные события и герои трагедии _________________6 минут

б) Выдвижение проблемы по теме урока. _________________3 минуты

в) Проверка гипотезы:

  • самостоятельная работа в группах ________ _______________10 минут

МИНУТКА ОТДЫХА _________________3 минуты

дискуссионное выступление групп с обоснованием своих выводов:

Образ Джульетты; вывод ________________________10 минут

Образ Ромео; вывод ________________________10 минут

3. Тест по теме __________________________12 минут

4. Итог урока. _____________________8 минут

Выставление оценок. Приложение “моя оценка”

5. Домашнее задание. _________________2 минуты

(сочинение-рассуждение: В чем актуальность трагедии)

Всего 80 минут

Литература

  1. У.Шекспир. Ромео и Джульетта. М.: Издательство АСТ, 2001 – 368с
  2. Иванова Э.И., Николаева С.А. Изучение зарубежной литературы в школе. М.: Дрофа, 2001 – 384с
  3. Михальская Н.П. Зарубежная литература. 8-9 класс. Литературное пособие. М.: Дрофа, 2005-317с
  4. Серегина Л.Н. Тематическое планирование по литературе 5-9 класс (по программе А.Г.Кутузова) Волгоград: Учитель, 2004-128с
  5. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1974-509с

ХОД УРОКА

ТЕМА: У. Шекспир “Ромео и Джульетта”. Основной конфликт трагедии. “Вечные” проблемы и их разрешение в произведении

1. Организационный момент

(Звучит музыка) Сегодняшний урок мы посвящаем трагедии Шекспира “Ромео и Джульетта” (появляется портрет Шекспира) Как вы думаете: какова тема нашего урока? Каковы наши цели?

Запись темы, эпиграфа урока

2. Основная часть.

  • Беседа по материалам предыдущих уроков

(схема “Периодизация творчества Шекспира) – опираясь на схему, раскрыть тему.

  • Что вы можете рассказать о времени Шекспира? (рассказ учащихся, одновременное просматривание “Приложения”)

Сообщение учащихся (по ходу сообщения, в тетрадях учащиеся должны составить план ответа)

(проверка записи – слайд №4)

(проверка записи – слайд №5)

  • Беседа по вопросу: основные события и герои трагедии

Где происходят события трагедии? (итальянский город Верон, затем в Мантуе)

Время действия? (5 дней, от воскресенья до пятницы)

С этим связана стремительность действия, его напряженность.

Что имеет, по замыслу автора, важное значение в пьесе? (роковая случайность, предопределенность судьбы героев: “Судьба играет мной”, - говорит Ромео (акт 3, сцена 1). “Душа моя полна предчувствий мрачных!” - это слова Джульетты (акт 3, сцена 5). И очень точно ожидающий героев конец предсказывает Лоренцо: “Таких страстей конец бывает страшен,/ И смерть их ждет в разгаре торжества” (акт 2, сцена 6). Слова, звучащие в прологе к трагедии, предрекающие неизбежную смерть героев: “Весь ход любви их, смерти обреченной”. И здесь же о судьбе героев говорится как о “судьбе ужасной”. Таким образом, мотив судьбы и рока звучит в трагедии “Ромео и Джульетта” с самого начала, предопределяя развязку событий.)

Обратите внимание на акт 2 трагедии (Здесь снова речь заходит о том, что страсть ведет к могиле: “Былая страсть поглощена могилой – страсть новая ее наследства ждет…”)

Почему, как вы думаете, в трех остальных актах трагедии прологов нет? (В них нет уже необходимости, исход событий определен)

И, тем не менее, не судьба и не роковая страсть повинны в гибели Ромео и Джульетты. Что погубило их? (Их погубили существующие порядки, те моральные установки, которые были приняты в их среде, роковая вражда, причина которой давно забыта, представление о кровавой мести, память о которой еще жива.)

И все же любовь торжествует. Как автор показывает, что любовь побеждает вражду? (Происходит примирение семей, Монтекки и Капулетти протягивают друг другу руки над могилами своих детей. Трагедия завершается утверждением силы любви, преобразующей жизнь и людей.)

В свое время Данте завершил поэму словами о всепобеждающей силе любви: “Любовь, что движет солнце и светила”. Но свою поэму Данте назвал “Комедия”, потому что у нее счастливый конец. “Ромео и Джульетта” Шекспира – трагедия. Но трагизм “Ромео и Джульетты” лиричен, он пронизан поэзией юности и всепобеждающей силой любви. Лирическим трагизмом овеяны и заключительные слова пьесы:

Но нет печальней повести на свете,

Чем повесть о Ромео и Джульетте.

Выдвижение проблемы по теме урока.

Как вы думаете, в чем заключается основной конфликт трагедии?

(1: любовь выше всего, она всепобеждающа; но окружающие постоянно вмешиваются в их судьбу => тема судьбы, роковой случайности.

2: столкновение поколений (отношение отцов детей) – вечный конфликт, актуальный во все времена.

3: бессмысленная вражда родов.)

Ваша задача, во время работы в группах, проследить как выдвинутые проблемы влияют на главных героев пьесы.

Проверка гипотезы:

  • самостоятельная работа в группах (деление на группы по половому признаку: 1 группа – мальчики, 2 группа – девочки)
  • образ Джульетты Капулетти
  • образ Ромео Монтекки

МИНУТКА ОТДЫХА

Ддискуссионное выступление групп с обоснованием своих выводов:

  • по образу Джульетты; вывод

Для Джульетты любовь – подвиг. Она выступила против установленных правил, бросила вызов законам кровной мести. Смелость и мудрость Джульетты проявились в том, что она стала выше вековой распри двух семейств. Полюбив Ромео, она отвергла жестокие установки общественных традиций. Уважение и любовь к человеку для нее выше условностей. Она не боится пойти против воли своих родителей, которые прочат ей в женихи блестящего Париса. Ею движет искреннее и глубокое чувство к изгнаннику Ромео. Ей чужд практицизм, она не хочет слушать советы кормилицы. Из наивной девочки, полюбив Ромео, она вырастает в прекрасную в своей преданности женщину. В любви раскрывается красота души героини, Джульетта привлекает своей искренностью, умом и нежностью.

  • по образу Ромео; вывод

Ромео вырастает в пьесе на наших глазах, последовательно походя три стадии. Вначале, до встречи с Джульеттой, это наивный юноша, еще сам не понимающий своей натуры и своих душевных запросов. Он внушает себе, что влюблен в черноглазую Розалинду, по которой томно вздыхает. На самом деле это чисто “мозговое”, надуманное увлечение, которое не затрагивает по-настоящему его сердца. Но, увидев Джульетту, Ромео сразу перерождается. Он мгновенно чувствует, что она – его избранница, что с ней связана его участь. Ромео становится взрослым, зрелым человеком, который не просто мечтает, но уже действует, борется за свое живое чувство. С этой минуты все его слова и поступки полны энергии и решительности, а вместе с тем большой внутренней простоты и искренности.

Наконец, когда Ромео получает ложное известие о смерти Джульетты, он еще раз преображается. Он чувствует, что для него жизнь кончена; он как бы поднимается над собой и всем окружающим, чтобы посмотреть на мир извне, с большой высоты. Ромео приобретает ту проницательность и мудрость, ту отрешенность и объективность, которые свойственны иногда старым людям, многое испытавшим и продумавшим.

4. Итог урока.

Основной вывод по поставленной учебной проблеме.

Выставление оценок учащимся (приложение “Моя оценка”)

5. Домашнее задание.

    Ромео Монтекки - один из главных героев трагедии. В начале пьесы - это юноша, которого целиком поглощает надуманная страсть к Розалинде, вздорной и неприступной красавице. О своей любви к ней Р. отзывается с горечью и цинизмом юнца: «Что есть любовь?...

    Ромео и Джульетта трагическая история двух влюбленных, погибших из-за старинной вражды их родов. Косному и мрачному миру феодальных предрассудков противопоставлены люди нового, жизнеутверждающего, гуманистического склада: Джульетта, защищающая свое чувство;...

    От времени создания трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта» прошел не один век, но до сих пор зрители волнуются, следя за судьбой влюбленных из Вероны, а актеры, которые получили роль в трагедии, воспринимают это как самое яркое событие в своей творческой...

    Брат Лоренцо - один из персонажей трагедии, монах, духовник Ромео и Джульетты, тайно от всех обвенчавший их. Л. - подлинный христианин. Он - не удалившийся от мира отшельник, предающийся уединенным молитвам и экстатическим созерцаниям Божества, напротив,...

    До встречи с Джульеттой Ромео был обычным бабником, приударял за каждой «проходящей юбкой». Последней его увлечённостью была прелестная Розамунда. Но Ромео узнал о том, что есть девушка ещё более прекрасная - Джульетта, из семьи Капулетти. И решил...

  1. Новое!

    Я, Джульетта Капулетти, родилась в итальянском городе Вероне в знатной и уважаемой дворянской семье. Воспитанием моим занималась кормилица. Хотя, в сущности, никакого воспитания не было. Я бегала, где хотела, лазала по деревьям и дралась с Сусанной -...