Тест

Тест "дерево с человечками" расскажет о вашем эмоциональном состоянии. Методическая разработка по психологии (5 класс) на тему: Проективная методика «Дерево с человечками Психологический тест пипа уилсона люди на дереве

Психологический тест с человечками на дереве придумал британский психолог Пип Уилсон (Pip Wilson), изучавший работу эмоционального интеллекта и экспериментальные формы обучения.

Изначально Уилсон разработал этот тест, чтобы определять благополучие детей в школе. Позже он проверил тест на взрослых и выявил большое соответствие результатов. Благодаря чему методика приобрела популярность во всем мире.

Проверьте свое эмоциональное состояние! Взгляните на картинку ниже и выберите человечка, с которым вы себя ассоциируете:

Тест дерево с человечками (интерпретация)

Перед вами дерево с человечками, изображенными с разным настроением, и находящихся в разных местах на дереве. Вам нужно внимательно рассмотреть дерево и выбрать человечка, который, как вам кажется, больше всего напоминает вас. Затем выберите другого человечка, который изображает на кого вы бы хотели быть похожим.

После того, как вы выбрали человечка, посмотрите, что это может означать.

Расшифровка теста дерево с человечками

Если вы выбрали человечков 1,3, 6 или 7

Это означает, что вы целеустремленный и сильный человек, который не боится препятствий в жизни. Вы готовы принять вызов.

Если вы выбрали человечков 2,11, 12,18 или 19

Вы умеете общаться и готовы поддержать и помочь друзьям и семье.

Если вы выбрали человечков 4 или 5

Если ваш выбор пал на человечка 4 вы устойчивый человек со стабильной жизнью. Вы относитесь к людям, которые хотят добиться успеха, но без трудностей и препятствий, связанных с ним.

Выбор человечка 5 говорит о том, что вы чувствуете себя уставшим, слабым и лишенным мотивации. Вам не хватает энергии и жизненных сил, для того чтобы достичь желаемого.

Если вы выбрали человечков 9, 13 или 21

Выбор 13 или 21: вас одолевают внутренние тревоги, вы замкнуты и избегаете общаться с людьми.

Выбор 9: вы счастливый человек, которому нравится развлечения.

Если вы выбрали человечков 8, 10 или 15

Выбор 10 или 15: вы стабильны, легко приспосабливаетесь к окружению и счастливы в жизни.

Выбор 8: вы эгоцентричный человек, погруженный в свой собственный мир.

Если вы выбрали человечков 14 или 20

Выбор 14: вы страдаете от депрессии, и вам кажется, будто вы падаете в пропасть, или у вас случится эмоциональный кризис из-за внутренних проблем или конфликтов.

Выбор 20: символизирует уверенных людей. Вы по натуре лидер, который хочет, чтобы люди прислушивались только к вашему мнению.

Если вы выбрали человечков 16 или 17

Выбор 16: вы чувствуете усталость от необходимости нести бремя другого человека

Выбор 17: вы считаете, что окружены вниманием.

Методику «Дерево» (автор Д.Лампен) адаптировал Л.П. Пономаренко. Она может использоваться для оценки успешности адаптации ребенка в начале школьного обучения и при переходе в среднее звено. Методика позволяет достаточно быстро определить особенности протекания адаптационного процесса, выявить возможные проблемы ребенка. Дети, погружаясь в рисуночную деятельность, с удовольствием выполняют предложенные задания, легко отождествляют себя с тем или иным человечком.

Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получает лист с изображением дерева и расположенных на нем человечков (но ).

Инструкция дается в следующей форме:

“Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и разукрасьте того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение. Возможно, чем выше на дереве находится человечек, тем выше его достижения, тем более он успешен в школе. Теперь возьмите зеленый фломастер и разукрасьте того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться”.

Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков.

В этом случае не следует ограничивать их выбор, но необходимо зафиксировать, какой человечек был отмечен в первую очередь, какой во вторую, так как соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.

Интерпретация результатов:

Интерпретация результатов методики дерево с человечками проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

Интерпретация разработана с учетом опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от учителей и родителей, из беседы с ребенком.

Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.

Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.

№ позиции фигурки

Характеристика

характеризует установку на преодоление препятствий

2, 11, 12, 18, 19

общительность, дружескую поддержку

устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)

утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость

мотивация на развлечения

отстраненность, замкнутость, тревожность
отстраненность от учебного процесса, уход в себя

комфортное состояние, нормальная адаптация

кризисное состояние, «падение в пропасть»

20

часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.

По результатам проведения методики “Дерево” в классе, можно составить диаграмму, где наглядно отобразится ситуация адаптированности детей к обучению в классе.


Диаграмма “Напоминание себя” Диаграмма “Желание быть похожим”

Источник в печати: Л.П. Пономаренко. Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе. Методические рекомендации для школьных психологов. - Одесса: Астра-Принт, 1999.

Проективная методика «Дерево с человечками»

Цель: исследование психологического климата в классе.

Детям предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получает лист с изображением дерева и расположенных на нем человечков (но без нумерации фигурок).

Инструкция дается в следующей форме:

Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение. Мы проверим, насколько вы внимательны. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь возьмите зеленый фломастер и обведите того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться.


Модифицированный вариант

Инструкция: «Ребята, посмотрите внимательно на рисунок. Перед вами лесная школа. Ученики в ней - лесные человечки. У каждого из них разное настроение, каждый занят своим любимым делом, каждый занимает свое положение. Возможно, чем выше на дереве находится лесной человечек, тем выше его достижения, тем более он успешен в школе.

Возьмите коричневый карандаш (фломастер) и раскрасьте ствол и ветки дерева. А когда будете раскрашивать, внимательно рассмотрите каждого человечка: где он расположен, чем занят. (Дети раскрашивают дерево.)

А теперь возьмите красный карандаш (фломастер) и раскрасьте того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение.

Теперь возьмите зеленый карандаш (фломастер) и раскрасьте того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться.

Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков. Считаю, что в этом случае не следует ограничивать их выбор, но необходимо зафиксировать, какой человечек был отмечен в первую очередь, какой во вторую, так как соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.

Интерпретация результатов

Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ребенок, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

Интерпретация разработана с учетом опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением детей, данных, полученных из беседы с ребенком.

Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.

Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.

№ 2, 11, 12, 18, 19 - общительность, дружескую поддержку.

№ 4 - устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).

№ 5 - утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.

№ 9 - мотивация на развлечения.

№ 13, 21 - отстраненность, замкнутость, тревожность.

№ 8 - отстраненность от учебного процесса, уход в себя.

№ 10, 15 - комфортное состояние, нормальная адаптация.

№ 14 - кризисное состояние, «падение в пропасть».

Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.

Следует заметить, что позицию № 16 дети не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.


Детям предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и расположенные на нем и под ним человечки. Каждый ребенок получает два листа с изображением дерева и расположенных на нем человечков (но без нумерации фигурок). Над деревом изображены восемь кружочков.

Инструкция 1: «Пожалуйста, раскрасьте эти кружочки разноцветными карандашами. Каждый кружочек должен быть одного цвета».

Мы просим клиента раскрасить кружочки перед выполнением основной задачи для того, чтобы узнать о его цветовых предпочтениях. Благодаря тому, что кружочки расположены в один ряд по горизонтали, мы видим какое место в ряду занимает каждый цвет. Эта процедура покажет цветные преимущества на момент тестирования. При повторных тестированиях, если психолог хочет узнать цветовые предпочтения, ему нужно будет провести эту процедуру еще раз.

Первые три кружочка это преобладающие цвета, два следующих - это нейтральные и три последних - оспариваемые цвета.

Инструкция 2

Работаем с первым рисунком.

«Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним много человечков. У каждого из них разное настроение и они занимают разные положения. Возьмите карандаш (используем те цвета, которыми были расписаны кружочки) и раскрасьте того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, отображает ваше настроение. Мы проверим насколько вы внимательны. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равной вашим достижениям и успехам. Затем возьмите карандаш и раскрасьте позицию, того человечка на чьем месте вы хотели бы видеть свою маму, папу, сестру или брата, друга ».

Работаем со вторым рисунком.

«Теперь возьмите карандаш и раскрасьте того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться. После этого возьмите карандаш и раскрасьте человечка, который напоминает вам вашу маму, папу, сестру или брата, друга ».

Рисунок методике

Я -
Мама -
Папа -
Сестра или брат -
Друг -

Интерпретация результатов


Интерпретация результатов проводится исходя из того, какие позиции выбирает ребенок, с положением которого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними разница. Также обращаем внимание на то, какие позиции выбирает ребенок для членов своей семьи и друзей и какая разница между реальными и идеальными.


Для удобства объяснения для каждой фигурки присвоен свой номер.
1- Усталость, общая слабость, астения.
2 Отстранение, погружение в себя.
3 Дружеская поддержка.
4 Установка на преодоление препятствий.
5- Устойчивость положения, желание достигать успеха не преодолевая препятствий.
6- Мотивация на развлечения.
7- Преодоление препятствий.
8- Страх двигаться дальше.
9- Кризисное состояние, «падение» в бездну.
10-Установка на преодоление препятствий.
11-Развлечения, фантазирование.
12-Установка на преодоление препятствий.
13-Возможен регресс.
14-Замкнутость, отстранение.
15-Дружеская поддержка.
16-Злобность, агрессивность.
17-Тревожность, чувство опасности.
18-Потребность в возвращении в прошлое, для того чтобы завершить какой-то процесс.
19-Установка на лидерство
20-Тревожность.

Методика « Дерево » (АВТОР Д. ЛАМПЕН, В АДАПТАЦИИ Л.П. ПОНОМАРЕНКО) в психодиагностике используется специалистами для оценки успешности адаптации ребёнка к школьному обучению.

Как показывает практика, провести диагностику по методике может, как непосредственно психолог, так и педагог начальных классов. Для этого имеется подробная инструкция и "лёгкая" интерпретация результатов. Но, сразу хочу предупредить, как педагогов без психологического образования, так и "молодых" (в плане опыта) коллег, что результаты методики "Дерево" лучше "подкрепить" результатами проведения других методик. Каких? Поговорим об этом в следующих статьях:-)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Посетите мой «Блог практикующего психолога» - stotestov.ru . Там вы найдете ещё много интересных и полезных методик для психологической диагностики.

Методика «Дерево» Л.П. Пономаренко может использоваться для оценки успешности адаптации ребенка в начале школьного обучения и при переходе в среднее звено . Методика позволяет достаточно быстро определить особенности протекания адаптационного процесса, выявить возможные проблемы ребенка. Дети, погружаясь в рисуночную деятельность, с удовольствием выполняют предложенные задания, легко отождествляют себя с тем или иным человечком.

Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получает лист с изображением дерева и расположенных на нем человечков (ЭТО ВАЖНО! ФИУГРЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ БЕЗ НУМЕРАЦИИ).

Не рекомендуется предлагать учащимся сразу подписывать на листе свою фамилию, так как это может повлиять на их выбор (когда берешь у ребёнка лист с выполненным заданием, скажи ему: «подпиши»). По этой же причине (может повлиять на выбор ребенка ) не рекомендуется давать стимульный материал (лист с изображением дерева и расположенных на нем человечков) с подписанными номерами фигур.

Инструкция дается в следующей форме:

«Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и разукрасьте того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение. Возможно, чем выше на дереве находится человечек, тем выше его достижения, тем более он успешен в школе. Теперь возьмите зеленый фломастер и разукрасьте того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться».

Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков или самостоятельно обозначают одним цветом две позиции.

В этом случае не следует ограничивать их выбор.

Если вы заметили такое во время проведения методики (или когда ребёнок сдавал вам свой лист с деревом), попросите ответить кого первого, а кого второго из двух/трех (и такое бывает!) человечков ребенок закрасил.

С оотношение этих выборов может быть достаточно информативным.

Интерпретация результатов:

Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

Интерпретация разработана с учетом опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от учителей и родителей, из беседы с ребенком.

Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.

Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.

№ позиции фигурки

Характеристика

1, 3, 6, 7

характеризует установку на преодоление препятствий

2, 11, 12, 18, 19

общительность, дружескую поддержку

устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)

утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость

мотивация на развлечения

13, 21

отстраненность, замкнутость, тревожность

отстраненность от учебного процесса, уход в себя

10, 15

комфортное состояние, нормальная адаптация

кризисное состояние, «падение в пропасть»