Бактрийская княжна сканворд. Роксана: биография

Бактрийская княжна сканворд. Роксана: биография

Александр Великий и Роксана

Александр Великий и Роксана.
Картина итальянского художника Ротари (1756 г.) из Эрмитажа

После гибели Пердикки Роксана с сыном жили в македонском городе Амфиполе под опекой Антипатра. После его смерти, видимо рассорившись с Эвридикой, женой номинального македонского царя Филиппа Арридея, в 318 до н. э. они перебрались в Эпир под покровительство матери Александра Великого, Олимпиады, и вместе с ней вошли в Македонию во главе войска. Македоняне боготворили Александра Великого.
Увидев его мать, сына-наследника и жену, они вручили им, а вернее Олимпиаде, власть над Македонией, которой та не смогла распорядиться. Меньше чем через год сын Антипатра Кассандр осадил Олимпиаду в Пидне, при ней в крепости находились и Роксана с сыном.
Осада Пидны и поражение Олимпиады изложены в статье про Олимпиаду. В 316 до н. э. Олимпиада была казнена диадохом Кассандром, а Роксану с сыном заперли в крепости Амфиполя, лишив царских привилегий.
Сын Роксаны подрастал и мог вскоре претендовать на престол, пользуясь славой отца и поддержкой влиятельных врагов Кассандра. По его приказу 14-летний мальчик, он же номинальный македонский царь Александр IV, и его мать Роксана были тайно убиты в 309 до н. э.
============
Полотно "Александр и Роксана" было исполнено для Екатерины Алексеевны в бытность ее великой княгиней для ее дворца в Ораниенбауме. Эпизод из истории Александра Великого (356 — 323 гг. до н. э.) восходит к сочинению Плутарха (Плутарх, Сравнительные жизнеописания, Александр, XLVII).

При осаде одной из крепостей Бактрии, восточной части персидской державы Дария III, была пленена Роксана, дочь бактрийского сатрапа. Желая найти поддержку у персидской знати, Александр вступил с нею в брак.

Ротари представил встречу Александра с Роксаной. Царевна в окружении рыдающих служанок скромно стоит перед изумленным полководцем. Картина выдержана в холодных, как бы разбеленных тонах. Нежные голубые, розовые, желто-коричневые краски складываются в изысканную гамму, придавая классической композиции изящество и легкость рококо.

Александр Великий и Роксана

Роксана (авест. Raoxana, перс. — сияющая; др.-греч. лат. Roxana, ок. 342 — 309 года до н. э.) — бактрийская княжна, жена Александра Македонского.

Биография

Роксана родилась в Бактрии (восточная часть Персидской империи, современная территория Афганистана) и была дочерью местного вельможи Оксиарта (Ваксувадарва), который при приближении Александра Великого отправил жен и детей в неприступную крепость, именуемую Скала Согдианы.

Однако под натиском македонян крепость сдалась в 327 до н. э., и все её обитатели, включая жен и детей Оксиарта, оказались пленниками Александра. Греческий писатель Арриан так рассказывает о судьбе одной из пленниц:

«Одну из тех дочерей звали Роксана. Она была девушка на выданье, и те, кто принимал участие в походе, повторяли, что она была прекраснейшая из женщин, которых они видели в Азии, исключая одну только жену Дария. Александр влюбился в нее с первого взгляда, но, хотя она была пленницей, отказался из-за страстного влечения к ней взять её силой, и снизошел до женитьбы на ней.»
Опираясь на это свидетельство, историки оценивают возраст Роксаны в 14—16 лет. Курций пишет, что Александр заметил Роксану на роскошном пиру, куда её привел отец вместе с 30 другими знатными девушками для развлечения царя. Свита царя выражала скрытое недовольство: «… царь Азии и Европы взял себе в жены девушку, приведенную для увеселения на пиру, с тем, чтобы от неё родился тот, кто будет повелевать победителями».

Кроме пылкого увлечения брак с Роксаной был продуманным политическим шагом Александра.

Плутарх комментирует:«И его брак с Роксаной, красивой и цветущей девушкой, в которую он однажды влюбился, увидев её в хороводе на пиру, как всем казалось, вполне соответствовал его замыслу, ибо брак этот сблизил Александра с варварами, и они прониклись к нему доверием и горячо полюбили его за то, что он проявил величайшую воздержанность и не захотел незаконно овладеть даже той единственной женщиной, которая покорила его.»

Роксана сопровождала Александра в его походе в Индию и возвращении в Вавилон (326—324 г. до н. э.). Согласно позднему свидетельству, во время индийского похода умер новорожденный сын Роксаны и Александра.

По возвращении из похода романтические чувства Александра к бактрийской княжне возможно ослабли, и он женился на Статире, дочери персидского царя Дария, и ещё одной персиянке царских кровей. В 323 году до н. э. Александр внезапно умер, оставив Роксану беременной, а спустя месяц после его смерти она родила сына, назвав его Александром. Оставшись без единственного защитника, юная бактрийка и младенец Александр оказались в центре политических интриг распадающейся империи. Бактрийская принцесса не отличалась кротким нравом, с одобрения регента Пердикки она убила Статиру.

По словам Плутарха:«До крайности ревнивая и страстно ненавидевшая Статиру, она при помощи подложного письма заманила её и её сестру к себе, обеих убила, бросила трупы в колодец и засыпала землей.»

: (бактр.) Rowshanak или Rowshania - «сияющий»; др.-греч. Ῥωξάνη , лат. Roxana) (примерно 342 - 309 гг. до н. э.) - бактрийская княжна, жена Александра Македонского .

Роксана родилась в Бактрии (восточная часть Персидской империи , современная территория Афганистана) и была дочерью местного вельможи Оксиарта (Ваксувадарва ), который при приближении Александра Великого отправил жен и детей в неприступную крепость, именуемую Скала Согдианы . Однако под натиском македонцев крепость сдалась в 327 до н. э. , и все её обитатели, включая жен и детей Оксиарта, оказались пленниками Александра. Греческий писатель Арриан из Никомедии так рассказывает в "Анабасисе" (4.19):

«Одну из этих дочерей звали Роксана. Она была девушка на выданье, и те, кто принимал участие в походе, повторяли, что она была прекраснейшая из женщин, которых они видели в Азии, исключая одну только жену Дария. Александр влюбился в нее с первого взгляда, но, хотя она была пленницей, отказался из-за страстного влечения к ней взять её силой, и снизошел до женитьбы на ней. »

Опираясь на это свидетельство, историки оценивают возраст Роксаны в 14-16 лет. Курций пишет, что Александр заметил Роксану на роскошном пиру, куда её привел отец вместе с 30-ю другими знатными девушками для развлечения царя. Свита царя скрывала недовольство: «... царь Азии и Европы взял себе в жены девушку, приведенную для увеселения на пиру, с тем, чтобы от неё родился тот, кто будет повелевать победителями » (Curt., 8.4).

Кроме пылкого увлечения брак с Роксаной был продуманным политическим шагом Александра. Плутарх комментирует:

«И его брак с Роксаной, красивой и цветущей девушкой, в которую он однажды влюбился, увидев ее в хороводе на пиру, как всем казалось, вполне соответствовал его замыслу, ибо брак этот сблизил Александра с варварами, и они прониклись к нему доверием и горячо полюбили его за то, что он проявил величайшую воздержанность и не захотел незаконно овладеть даже той единственной женщиной, которая покорила его. »

Как полагают, территорию Бактрии (совр. Афганистан) заселяли племена, от которых произошли таджики и пуштуны. Возможно черты лица Роксаны в какой-то мере отражены в золотой статуэтке ("бактрийская Афродита") из кургана II в. до н. э.

Роксана сопровождала Александра в его походе в Индию и возвращении в Вавилон (326 - 324 г. до н. э.). Согласно позднему свидетельству (Metz Epitome, 70), во время индийского похода умер новорожденный сын Роксаны и Александра. По возвращении из похода романтические чувства Александра к бактрийской княжне ослабли, и он женился на Статире , дочери персидского царя Дария , и еще одной персиянке царских кровей.

В 323 г. до н. э. Александр внезапно умер, оставив Роксану беременной, а спустя месяц после его смерти она родила сына, назвав его Александром . Оставшись без единственного защитника, юная бактрийка и младенец Александр оказались в центре политических интриг распадающейся империи. Впрочем, бактрийская принцесса не отличалась кротким нравом, с одобрения регента Пердикки она убила Статиру . По словам Плутарха : "До крайности ревнивая и страстно ненавидевшая Статиру, она при помощи подложного письма заманила её и её сестру к себе, обеих убила, бросила трупы в колодец и засыпала землей. "

После гибели Пердикки Роксана с сыном жили в македонском городе Амфиполе под опекой Антипатра . После его смерти, видимо рассорившись с Эвридикой, женой номинального македонского царя Филиппа Арридея , в 318 до н. э. они перебрались в Эпир под покровительство матери Александра Великого, Олимпиады , и вместе с ней вошли в Македонию во главе войска. Македоняне боготворили Александра Великого. Увидев его мать, сына-наследника и жену, они вручили им, а вернее Олимпиаде , власть над Македонией, которой та не смогла распорядиться. Меньше чем через год сын Антипатра Кассандр осадил Олимпиаду в Пидне, а при ней в крепости находились и Роксана с сыном.

Осада Пидны и поражение Олимпиады изложены в статье про

бактрийская княжна, жена Александра Македонского

Биография

Роксана родилась в Бактрии (восточная часть Персидской империи, современные территории северного Афганистана , южных областей Таджикистана и Узбекистана) и была дочерью местного вельможи Оксиарта (Ваксувадарва), который при приближении Александра Великого отправил жен и детей в неприступную крепость, именуемую Скала Согдианы. Однако под натиском македонян крепость сдалась в 327 до н. э., и все её обитатели, включая жен и детей Оксиарта, оказались пленниками Александра. Греческий писатель Арриан так рассказывает о судьбе одной из пленниц:

Опираясь на это свидетельство, историки оценивают возраст Роксаны в 14-16 лет. Курций пишет, что Александр заметил Роксану на роскошном пиру, куда её привел отец вместе с 30 другими знатными девушками для развлечения царя. Свита царя выражала скрытое недовольство: «… царь Азии и Европы взял себе в жены девушку, приведенную для увеселения на пиру, с тем, чтобы от неё родился тот, кто будет повелевать победителями».

Кроме пылкого увлечения брак с Роксаной был продуманным политическим шагом Александра. Плутарх комментирует:

Роксана сопровождала Александра в его походе в Индию и возвращении в Вавилон (326-324 г. до н. э.). Согласно позднему свидетельству, во время индийского похода умер новорожденный сын Роксаны и Александра. По возвращении из похода романтические чувства Александра к бактрийской княжне возможно ослабли, и он женился на Статире , дочери персидского царя Дария, и ещё одной персиянке царских кровей.

В 323 году до н. э. Александр внезапно умер, оставив Роксану беременной, а спустя месяц после его смерти она родила сына, назвав его Александром . Оставшись без единственного защитника, юная бактрийка и младенец Александр оказались в центре политических интриг распадающейся империи. Бактрийская принцесса не отличалась кротким нравом, с одобрения регента Пердикки она убила Статиру . По словам Плутарха : «До крайности ревнивая и страстно ненавидевшая Статиру, она при помощи подложного письма заманила её и её сестру к себе, обеих убила, бросила трупы в колодец и засыпала землей.»

После гибели Пердикки Роксана с сыном жили в македонском городе Амфиполе под опекой Антипатра . После его смерти, видимо рассорившись с Эвридикой, женой номинального македонского царя Филиппа Арридея, в 318 до н. э. они перебрались в Эпир под покровительство матери Александра Великого, Олимпиады, и вместе с ней вошли в Македонию во главе войска. Македоняне боготворили Александра Великого. Увидев его мать, сына-наследника и жену, они вручили им, а вернее Олимпиаде, власть над Македонией, которой та не смогла распорядиться. Меньше чем через год сын

Шатер царицы, расположенный на расчищенной площадке в центре лагеря, кажется островком роскоши на фоне простой, почти спартанской обстановки.

Винного цвета, украшенный аппликациями золотых узоров, он выглядит слишком ярко на фоне остальных палаток македонского воинства. Даже царский шатер, окруженный гордо реющими знаменами, уступает ему в роскоши.

Слишком ярко, почти кричаще. Но роскошь – лучший способ показать ее положение. В конце концов Роксана – единственная жена Александра. Человека, которого называют Великим от солнечных берегов Адриатики до дождливых долин Инда. Человека, чьи владения включают не только греческие полисы и Египет, но и всю Персидскую Империю, долгое время державшую в страхе весь мир!

Внутри шатер выглядит столь же роскошно, как и снаружи. Однако, не смотря на обилие ярких тканей и украшений из золота, в его убранстве чувствует влияние эллинской культуры, придающее цельность замыслу. Так шелковые драпировки на стенах выдержаны в приятных, темно-золотых тонах, а ворсистые ковры радуют глаз прихотливым сплетением золотисто-коричневых узором, на красном фоне.

Палитра богатства и роскоши, которую предпочитают все правители мира.

Покои царицы разделены узорчатыми ширмами деревянных перегородок и укутаны легчайшей вуалью тишины, нарушаемой лишь ржанием лошадей где-то снаружи да бряцаньем оружия, едва доносящимся из-за плотных стен шатра.

Сама хозяйка покоев, Роксана Бактрийская, полулежит на роскошном ложе, застеленном покрывалами из золотой парчи. Откинувшись на груду подушек, она старается расположиться так, чтобы выбранная поза не только демонстрировала соблазнительные округлости ее груди и длинные стройные ноги, но и выглядела спокойной и элегантной. И непринужденно подчеркивала ее красоту.

Надо сказать, что Роксана – редкостная красавица, выделяющаяся на фоне других женщин подобно тому, как алмаз выделятся среди угольев. Стройная и как будто бы воздушная фигура, подчеркнутая роскошными, ало-золотыми одеждами, глубокий вырез которых демонстрирует богатство ее форм в наиболее выгодном свете. Смуглая кожа, правильные, почти скульптурные черты лица, иссиня-черные волосы, вьющиеся густыми тяжелыми волнами и темные, почти черные глаза.

Угольная подводка, выполненная по всем канонам восточной моды, делает их наиболее заметной частью ее облика. Нельзя понять, то ли это изысканный макияж так акцентирует внимание на глазах Роксаны, то ли же это их природное свойство – притягивать чужой взгляд. В полумраке шатра даже кажется, что они сияют, словно бездонные темные омуты, озаренные таинственным мерцанием потаенного пламени.

Роксана чуть меняет позу и сдвигается на ложе, чтобы налить себе немного вина из тяжелого, инкрустированного драгоценными камнями, кувшина. Сегодня, в ожидании очередного визита Александра, она отпустила служанок, последовавших за ней из самой Бактрии, и теперь имеет возможность поразмышлять в одиночестве.

Вздыхает Роксана, отпивая вина из золотого кубка. Стоит признать, хотя бы самой себе, что она не любит путешествовать. Не любит неудобства и грязь. Всего через несколько дней она начала уставать от жизни в дороге. А их путешествие, и так уже растянувшееся на долгие месяцы, кажется не собирается заканчиваться.

Наоборот – они все дальше от Вавилона, который Роксана, с некоторых пор, начала считать своим домом. Они находятся в непрерывном движении. Огромная людская масса, составляющая основу, хребет армии, что подобно исполинскому зверю, продолжает ползти все дальше на восток. Поглощая все новые и новые народы.

Ни один завоеванный край не оставался таким, каким он был прежде. До прихода Александра. От мысли об этом, у Роксаны порой, захватывает дух.

И все же, это не то, что она представляла себе, когда Александр, красивый и победоносный царь-завоеватель, из-за своих волос похожий на тонкую свечу из золотого воска, просил у отца ее руки. Бактрийская княжна никогда не мечтала о жизни женщины-воина и не представляла себя одной из легендарных амазонок, которые уверенно держатся в седле и сражаются наравне с мужчинами.

Конечно, та ее часть, которая все еще принадлежит наивной и романтичной девушке, радуется мысли о том, что ей удалось настолько пленить сердце своего мужа, что он не находит в себе сил расстаться с ней даже на время похода, но… более хладнокровная и реалистичная часть задается вопросом: зачем она здесь?

Зачем пошла с ним, в загадочные, полные опасностей земли на востоке?

Впрочем, Роксана думает об этом не слишком часто. Ответ-то и так очевиден: потому что альтернативой было бы провести молодость, лучшие годы своей жизни, во дворце. Маясь от безделья в окружении роскоши и других женщин, озабоченных лишь замужеством и борьбой за власть. Поставленная перед нелегким выбором Роксана, после недолгих раздумий, предпочла бездействию движение вперед.

Во многом решение было принято в порыве страсти и чувств. Ведь Александр сделал то, чего до него не удавалось еще никому. Он разбудил любовь в ее сердце. Роксана не ожидала, что полюбит своего мужа. Он казался выгодной партией и был весьма хорош собой, но... Большинство женщин ее ранга вступали в брак лишь для формирования политического альянса. А политика не оставляет места для чувств.

Но встретив Александра и проведя время среди македонцев, этого странного народа с незнакомыми обычаями и Роксана поняла, что все может быть иначе. И по мере того, как течении жизни уносило ее все дальше и дальше от всего того, что она знала прежде, персиянка ощущала, как в ее сердце все сильнее разгорается любовь к человеку, которого она едва знала. С которым едва могла общаться.

Насколько хорошо Александр владел персидским языком, настолько же плохо Роксана знала греческий. На момент начала их брака, ей была известна лишь пара слов, которые она услышала в постели, во время нескольких, особенно-интимных моментов, когда дикая страсть лишала их обоих последних остатков самоконтроля.

Понимая, сколь высоко ее муж ценит беседы с теми, кто дорого ему, и кого он любит, Роксана начала изучать греческий. Найти хорошего наставника в этом разношерстном воинстве, говорящем на более чем десятке различных языков и диалектов, не составило большого труда. Так персиянка надеялась сблизиться с мужем и завоевать сердца македонцев, которые неохотно изучают чужие языки.

Сейчас слишком многие в войске Александра ненавидят ее. Конечно, никто не осмеливается высказаться в открытую – непререкаемый авторитет ее мужа даже закаленных генералов заставляет быть почтительными и, низко склонять головы при ее появлении, называя «царицей». Но это только притворство. Чистая ложь.

Роксана проницательна. Она умеет читать в умах и сердцах окружающих ее людей и видеть истинные чувства, сокрытые за фальшивыми улыбками, которыми македонцы встречают ее каждый раз, когда она выходит из шатра. О да! Она видит презрение в глазах эллинов, считающих ее недостойной царя «дикаркой».

И понимает, что они не хотят делать ее своим врагом только лишь потому, что боятся гнева Александра. Но при этом они совершенно не боятся ее саму.

В темных глазах царицы начинает разгораться пламя. Ее губы сжимаются в тонкую прямую линию. Роксана Бактрийская не смирится с подобным отношением! Она не станет терпеть косых взглядом мужчин и хихиканья женщин, возомнивших, будто бы они выше нее. Она обязательно поставит их всех на место.

Но не сейчас. Не в разгаре военной компании, когда ее мужу необходимы их преданность и поддержка. Нет, сейчас она будет держать свои эмоции в узде и не позволит мыслям облекаться в слова. Роксана смирит гордыню и гнев, чтобы потом, когда придет время, обрушить его на головы всех тех, кто смотрит на нее с высока.

Сейчас же ей лучше успокоиться. Понимая, насколько напряжена, Роксана старается дышать медленно и глубоко, постепенно расслабляясь. Сначала пальцы ног, затем – лодыжки, и только потом уже – бедра. Женщина делает глубокий вдох и отпивает еще вина, смакуя богатый букет его вкусов, раскрывающийся на языке.

Еще один вдох и оставшееся напряжение покидает ее плечи и шею. Роксана улыбается, касаясь золотой заколки в виде змеи. Последний подарок Александра. Она наденет ее сегодня, когда он придет в ее шатер, к их общему удовольствию. И воспользуется лучшими духами. Она сделает все, чтобы вечер стал незабываемым.

Нужно бы приказать кухарке приготовить особенное блюдо, которое подогреет аппетит ее мужа, но Роксана слишком наслаждается своими потаенными мыслями чтобы говорить с кем-то. Улыбка персиянки становится все откровеннее. Визиты Александра в ее шатер приносят ей радость. И она знает, что он придет сегодня. У нее есть его слово; а свои обещания царь привык держать. Всегда.

Рядом с Александром Роксана забывает о молчаливом отчуждении, которым македонцы окружают ее, куда бы она ни шла. Тяжесть их потаенной ненависти и презрения исчезает в сиянии его славы и в блеске мечтательной улыбки, которую она так любит. Так солнце рассеивает тучи, сгустившиеся на небе в погожий день.

Ей хорошо с Александром. Так, как не было еще ни с кем и никогда. Но в те моменты, когда он отсутствует, занятый военными делами, Роксана чувствует, что скучает по Вавилону. По дворцу, полному роскоши, по чистоте мраморных комнат, заполненных роскошью и фрескам на стенах, изображающим быков и драконов.

Ей не достает громкого и ритмичного цоканья каблуков по мозаичному полу, что сопровождал ее на протяжении пути по коридорам и залам, и внимания слуг, со всех ног несшихся на звук ее шагов. Хотя на счет последнего Роксана лукавит. Если ей что-то и нравится в походе, то это время, проведенное в тишине.

В компании собственных мыслей и кубка, на дне которого плещется вино.

На протяжении практически всей ее прежней жизни у Роксаны было не так уж много возможностей, остаться наедине с собой. Как, впрочем, и у любой женщины знатного рода. Редкие моменты уединения будущая царица проводила в саду, сидя на мраморной скамейке возле фонтана и любуясь водой, падавшей в чашу фонтана.

Иногда она опускала в нее руки, ощущая, как плавное течение прохладных струй уносит все тревоги и заботы еще одного дня. Мягко успокаивает ее.

И все же раньше редкость подобных моментов не тяготила ее. Наверное, она просто не понимала ценности личного единения, столь ценимого македонцами.

Поэтому, на протяжении первых месяцев похода, Роксана чувствовала себя довольно странно, оставшись в компании лишь нескольких служанок. Утешало ее лишь то, что этих женщина она знала всю жизнь. А они знали ее и все ее прихоти. Знали, как приготовить ее любимые блюда и какие одежды приготовить для нее.

Но постепенно Роксана начала замечать, что ей нравится быть одной. Когда никто не мешает думать. А теперь и вовсе отсылает служанок в моменты подобные этому. Видимо, влияние Александра Великого распространяется даже на нее.

Эта мысль заставляет царицу вспомнить о предстоящем визите своего царя и заняться, наконец приготовлениями. А точнее – поручить приготовления другим.

Когда Александр появляется, раздвигая створки деревянной ширмы, ведущей в ее внутренние покои, она встречает его. Такая же прекрасная, какой он привык видеть, и приветствует на греческом, чем вызывает улыбку гордости на лице мужа.

И почему-то сейчас Александр особенно-красив. Не то чтобы идеал, но есть в нем некая загадочность и притягательная небрежность. А еще – высокий рост и рельефное тело, мышцы которого подчеркнуты простыми одеждами легионера.

Красивые черты его лица кажутся сглаженными и, будто бы слишком мягкими для настоящего македонца. Темно-золотые волосы вьются над его головой венцом пламени, делая Александра похожим на тонкую свечу из белоснежного воска.

Продолжая улыбаться Александр подходит и присаживается на край ложа, чтобы поцеловать ее. И когда их губы встречаются Роксана отвечает ему со всей страстью, на которую способна. Ее руки подобно двум змеям с обвиваются вокруг его шеи, нежной, но цепкой хваткой. Скользят по груди, с жадность оглаживая рельеф жесткого мужского тела. Пытаясь проникнуть под одежду.

Александр заключает ее в объятья, и Роксана чувствует его крепкие сильные, одна из которых останавливается на ее талии, а вторая – на затылке. Проникает в волосы, перебирая густой шелк темных локонов и притягивая ее еще ближе чтобы углубить поцелуй. Их объятье становится все более крепким, а ласки – все более откровенными и им приходится остановиться. Пока они оба еще могут это сделать.

Роксана прерывает поцелуй, и ощущая головокружение и нехватку воздуха, смотрит на Александра, глубокими, темными глазами. Он смотрит на нее в ответ, и в его взгляде переполняет темное золото закатного солнца. Они словно Восток и Запад, словно две противоположности, сведенные вместе великой любовь. Быть может потому в их любви всегда присутствует нотка игривого противостояния.

Клянусь богами, с каждым днем ты все больше походишь на гречанку, – говорит Александр не в силах сдержать улыбку. И Роксана улыбается в ответ. Она знает, что напоминает ему Олимпиаду. Его мать, идеал женщины и царицы, в его понимании. Но это сравнение даже льстит ей. Пусть оно и не в ее пользу. Пока.

Присядь. Я приказала приготовить кое-что особенно сегодня, – произносит Роксана, хлопнув в ладоши. – Расскажешь, обо всем, что задумал, пока мы едим.

Александр соглашается. Он любит говорить о своих мечтах, о планах будущих завоеваний. А ей – нравится его слушать. Быть может потому, что великий царь, имеющий бессчетное количество славных побед за плечами никогда не говорит о прошлом. Не хвалится тем, что он уже сделал. Чего уже достиг.

Он всегда смотрит в будущее. Всегда стремится вперед, к пресловутому краю мира, которого тщетно стремится достичь вот уже столько лет. И эта искренняя вера в недостижимую мечту, этот энтузиазм и жажда все новых и новых свершений, о которых Александр рассказывает с запальчивостью мальчишки, покоряют Роксану.

Заставляют ее забыть все то, что она так хотела обсудить с ним и полностью обратиться в слух. Поэтому, когда служанки приносят низкий деревянный столик, заставленными блюдами, на которых еще дымится приготовленная на огне пища, Роксана уже не замечает ничего вокруг и не отводит взгляд от лица Александра.

Затем они приступают к трапезе. Царь и царица вкушают еду вместе.

Следуя установленному ритуалу, Александр рассаживается на подушках алого бархата, а она, играя роль послушной жены, прислуживает ему. Кормит из своих рук кусочками запеченной на углях курицы. Через какое-то время эта игра надоедает ему и мужчина, перехватывает ее руку, чтобы начать самому прислуживать ей.

В обход всех правил и традиций. Всех норм, что создавались веками. Потому что Александр не приемлет запретов и не будет играть ни по чьим правилам, кроме своих собственных. Вот так, превращая прием пищи в забавную игру они пробуют запеченную курицу, баранину в вине, ароматный хлеб, тушеные абрикосы и даже сушеный инжир, запасы которого уже давно начали подходить к концу.

Завершает трапезу одна на двоих чаша вина и пропитанное медом печенье. Когда Роксана надкусывает одно из них и капелька липкого сиропа соскальзывает к ее подбородку, Александр склоняется к ней и целует, прослеживая языком сладкую дорожку на ее коже. Она отвечает ему со всей страстью, разожженной последним блюдом, в которое ее верные служанки добавили особенный ингредиент.

Расслабленная поза, в которой она возлежала на подушках во время трапезы, сменяется тесным объятьем. Опираясь о ложе одной рукой Роксана приподнимается среди мерцающего шелка покрывал, и тесно обвивает талию Александра второй.

Прижимается совсем близко к нему. Разумеется, тот с готовностью отвечает на ее объятье и вот они уже говорят на языке страсти, что стирает все различия между ними. Царь и его царица вместе, объединенные любовью, сплетенные страстью.

Моменты подобные этому довольно редки в тяжелых условиях похода, но зато окупают все его тяготы. Ведь сейчас они оба по-настоящему счастливы .

К античности восходит мнение о бисексуальности Александра, в качестве партнёров называют его близкого друга Гефестиона и фаворита Багоя. Царь часто сравнивал себя с Ахиллом, а Гефестиона — с Патроклом. При этом в Древней Греции двух героев «Илиады», как правило, считали гомосексуальной парой.

Любопытно, что поступки и облик знаменитого завоевателя в корне отличны от расхожего представления о гомосексуалистах как слабых, женоподобных и изнеженных созданиях. Сильный и мужественный Александр не раз в пылу битвы бросался в бой, получив множество ранений. Трижды вступал он в брак, однако это были политические союзы, и своим супругам Александр уделял мало внимания. С ранней юности император обожал своего лучшего друга Гефестиона, и тот отвечал ему взаимностью. Скорбь Александра, пережившего своего любимого, была так сильна, что он приказал казнить лекаря, который не сумел помочь другу. Следующим любовником великого полководца был юноша-перс Багоас, остававшийся в фаворитах до самой смерти Александра.

Александр Македонский пирует с гетерами в захваченном Персеполисе. Рисунок Г. Симони

У македонских аристократов нередко практиковались связи с мужчинами с юношеских лет. Родственники сквозь пальцы смотрели на подобные отношения и обычно проявляли беспокойство, только если юноша не выражал интереса к женщинам в зрелости, что создавало проблемы для продолжения рода.


Александр (слева) и Гефестион (справа)

Однако Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях» рассказывает о том, что совершенно противоположно мнению о гомосексуальности Александра: «Однажды Филоксен, командовавший войском, стоявшим на берегу моря, написал Александру, что у него находится некий тарентинец Феодор, желающий продать двух мальчиков замечательной красоты, и осведомлялся у царя, не хочет ли он их купить. Александр был крайне возмущен письмом и не раз жаловался друзьям, спрашивая, неужели Филоксен так плохо думает о нём, что предлагает ему эту мерзость. Самого Филоксена он жестоко изругал в письме и велел ему прогнать прочь Феодора вместе с его товаром. Не менее резко выбранил он и Гагнона, который написал, что собирается купить и привезти ему знаменитого в Коринфе мальчика Кробила».


Свадьба в Сузах. Александр с женой в центре, Гефестион по его правую руку

Вообще гарем Александра Македонского исчислялся 360 наложницами, из которых выделяют Кампаспу, она была его любовницей на протяжении 2 лет начиная с 336 года, и Барсину, которая была старше Александра на 7 лет и стала матерью его незаконнорожденного сына Геракла. Кроме того, известны его отношения с королевой амазонок Фалестрис и индийской царевной Клеофис.


Свадьба Александра Македонского и Роксаны

Супруги у Александра было три. Первой стала бактрийская княжна Роксана, которую царь взял в жены, когда невесте было только 14 лет. Они поженились в 327 году. Она родила единственного официально признанного ребенка великого полководца — сына Александра. Через 3 года царь женился одновременно на двух персидских царевнах — дочери царя Дария Статире и дочери царя Артаксеркса III Парисатиде. Оба этих дополнительных брака считаются совершенными исключительно из политических соображений. Правда, это не помешало первой жене Роксане воспылать ревностью и убить Статиру на этой почве сразу после смерти мужа.


Александр: «Проси у меня что хочешь!»
Диоген: «Не заслоняй мне солнца!»
(Жан-Батист Реньо, 1818)

В целом, Александр Македонский имел достаточно передовые взгляды для своего времени на отношения с женщинами, которых очень уважал и считал практически равными мужчинам, хотя даже его учитель Аристотель настаивал на второстепенной роли женщин.