Прозорливый сериал смиренный утрамбовать обогащение. Безударные гласные в корне

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) р..скошный, прис..гать, гр..за

2) покл...ниться, з..ря, р..стовщик

3) арб..траж, спец...алист, л..гушка

4) заск..чить, оз..рённый, приг..реть

5) с..реневый, вл..жение, р..сти

Формулировка задания прошлого года:

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

дел..гат

м..ридиан

сер..ал

р..гламент

подж..гать

Правильный ответ: поджигать.

Задание 9 (бывшее задание 8) в 2019 году изменилось: для его выполнения нужно определить правописание 15-ти слов и выбрать те строки, в которых все три слова пишутся в соответствии с правилом, указанным в задании.

Обращаем внимание на то, что в формулировке задания может быть предложено одно из трёх правил:

Правописание корней с проверяемой безударной гласной;

Правописание корней с чередующейся гласной;

Словарные слова с непроверяемыми безударными гласными в корне, правописание которых следует запомнить.

В ответ выписываем не слова, а номера строк.

Важная особенность задания 2019 года - ответов может быть больше двух (от 2х до 4х). Так реализуется принцип неопределённой множественности ответов. По мнению составителей экзаменационных вариантов, этот принцип исключает использование при выполнении задания метода угадывания и помогает более точно определить уровень знаний выпускника.

Если в ответ записаны не все номера или выписан хотя бы один лишний, задание оценивается 0 баллов. За верное выполнение задания дается 1 балл.

Что нужно знать для правильного выполнения задания:

1. правописание корней с проверяемой безударной гласной;

2. правописание корней с чередующейся гласной;

3. словарные слова с непроверяемыми безударными гласными в корне, правописание которых следует запомнить.

1.Проверяемые безударные гласные буквы в корне слова

В безударном положении в корне слова пишется та же гласная буква, что и под ударением в однокоренных словах или формах этого слова. Примеры: сериал - многосерийный; выстиранный - стирка; смиренный - смирный; зачарованный - чары; честолюбивый - честь.

Проверка безударной гласной буквы в корне возможна только путём подбора формы одного и того же слова. Для этого надо:

у имён существительных изменить число: весна - весны, паруса - парус;

у имён прилагательных заменить полную форму краткой: нагой - (он) наг, босой - (он) бос;

у глаголов:

изменить число: (я) брожу - (мы) бродим;

изменить время: показал - покажет;

изменить род (у глаголов прошедшего времени): отвела - отвёл.

При подборе однокоренных слов следует различать слова, близкие по звучанию, но различные по значению и написанию. Правильный подбор проверочного слова к ним зависит от смысла исходного слова:

старожил нашего города (старый житель) - он сторожил склад (сторож);

умалять значение (делать малым) - умолять о пощаде (он молит о пощаде);

прославлять героя (слава) - благословить на подвиг (сказать благое слово);

раздражать поведением (кто-то дразнит) - задрожать от холода (дрожь);

покарать врага (кара) - покорить природу (покорный) - укорять за лень (укор);

разредить морковь (редкий) - разрядить ружье (разряд);

посветить свечой (свет) - посвятить стихотворение (святость);

пристежной воротник (пристёгивать) - пристяжная лошадь (стягивать);

флаг развевается (веять) -ребенок развивается (развитие);

навевать печаль (навеять) - навивать локоны (навить);

утешать ласково (утешить) - утихать постепенно (утихнуть);

примерять пальто (примерка) - примирить врагов (мир);

скрепя сердце (скрепка) - скрипеть стулом (скрип);

увидать издали (увидит) - увядать без влаги (увянуть).

Примечание:

Нельзя проверять гласную в корне глагола одного вида подбором проверочного слова - глагола противоположного вида

(неправильно: опоздать - опаздывать, раскроить - раскраивать;

правильно: опоздать - поздно, раскроить - кройка).

2.Чередующиеся гласные в корне слова

3.Непроверяемые безударные гласные в корне слова

Список наиболее часто встречающихся в тестах слов с непроверяемыми безударными гласными в корне, правописание которых следует запомнить:

А: авангард, авантюра, адвокат, альманах, аннотация, аномалия, антагонизм, апартаменты, аплодисменты, апелляция.

Б: багаж, бойкот.

В: вакансия, ватрушка, ветеринар, винегрет.

Г: габариты, гарнизон, горизонт.

Д: дезертир, декларация, дефицит, дилетант, директива, досконально.

И: игнорировать, иждивенец, интеллигентный.

К: кавычки, каламбур, каморка, карнавал, катастрофа, коварный, колдовать, комбинезон, компетентный, компоновать, компромисс, конфорка, корифей.

Восьмое задание ЕГЭ по Русскому проверяет навыки выпускников в области правильного написания слов. За его правильное выполнение можно получить один первичный балл. В задании нужно найти слово, в котором пропущена определенная гласная – или проверяемая, или непроверяемая, или чередующаяся. Для этого нужно хорошо разбираться в правописании корней с проверяемыми безударными гласными, чередующимися гласными, а также словарных слов, верный вариант написания которых нужно запомнить. Для облегчения повторения данной темы мы приводим теорию, основанную на материалах восьмого задания ЕГЭ.

Теория к заданию №8 ЕГЭ по русскому языку

  • проверяемая безударная гласная

Это – самый легкий вариант; для ее определения нужно подобрать такую форму слова, в которой гласная окажется под ударением. Например, «примирять», «хвастун», «зачерствевший» проверяются словами «мир», «хвастаться», «чёрствый». Иногда по слову без гласной сложно определить его значение, например «ув…дать» можно понять и как «увидать», и как «увядать». Это учтено при разработке заданий экзамена: подобные слова приводятся в контекстном словосочетании.

Корней с чередованием в русском языке не так много, можно их просто запомнить. В данной таблице приведены чередующиеся гласные в корне слова и правила их употребления. Однако нужно запомнить отсутствующие в ней исключения: притвориться, озарять, сочетать, уровень, поровну, ровесник, скачкообразный.

  • непроверяемая безударная гласная

Приводим таблицу, слова из которой чаще всего встречаются на экзамене.

А авангард, авантюра, адвокат, альманах, аннотация, аномалия, антагонизм, апартаменты, аплодисменты, апелляция
Б багаж, бойкот
В вакансия, великолепный, ветеринар, винегрет
Г габариты, гарнизон, горизонт
Д дезертир, декларация, дефицит, дилетант, директива, досконально
И игнорировать, иждивенец, интеллигентный, инквизиция
К кавычки, каламбур, календарь, каморка, карнавал, катастрофа, коварный, колдовать, комбинезон, компетентный, компоновать, компромисс, конституционный, конфорка, корифей, косметология, критерий
Л лелеять
М меридиан, меценат, мотивация
Н наваждение, ностальгия
О оригинальный
П палисадник, панорама, парадокс, пессимист, поролон, предварительный, привередливый, привилегия, примитивный, приоритет, пьедестал
Р реабилитация, регламент, резиденция, репетиция, реставрировать
С семинар, сертификат, сиреневый, стипендия, стремиться, суверенитет
У утрамбовать
Ф факультет, филармония, фестиваль
Ш шоколад, шовинизм, шоссе, шествовать
Э экипаж, экспонат, эксперимент, экскаватор, элемент, эксплуатация, экстремальный, экспедиция, эрудиция

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем задание, вспоминаем правило (чередование гласных в корне слова, проверяемые гласные в корне слова, непроверяемые гласные в корне слова).
  2. Вставляем пропущенные гласные в каждое приведенное в задании слово, определяем правило, на котором основано написание каждого слова.
  3. Находим нужное слово, записываем его, вставляя пропущенную букву. Записываем ответ.

Разбор типовых вариантов задания №8 ЕГЭ по русскому языку

Восьмое задание демонстрационного варианта 2018

  1. м..ценат
  2. см..риться
  3. г..ристая (местность)
  4. взр..стить
  5. комп..нент
Алгоритм выполнения:
  1. меценат смириться – проверяемая гласная в корне слова (смИрный); гористая (местность) – проверяемая гласная в корне слова (гОры); компонент
  2. Взрастить – слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня (корни раст – рос). Пишем на месте пропуска букву А , так как после нее идут согласные СТ .

Ответ: взрастить

Первый вариант задания

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

  1. эксп…диция
  2. водор…сли
  3. к…лендарь
  4. к…шачий
  5. пост…лить
Алгоритм выполнения:
  1. Безударная проверяемая гласная – гласная, которую можно проверить, изменив слово и поставив ее под ударение: горА – гОры .
  2. Вставляем пропущенные гласные в каждое приведенное в задании слово: экспедиция, календарь – нужно запомнить (непроверяемая гласная в корне слова); водоросли, постелить – имеют чередующуюся гласную в корне.
  3. Кошачий – слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная. Подбираем проверочное слово, где гласная окажется под ударением: кОшка .

Ответ: кошачий

Второй вариант задания

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

  1. в..рсистый
  2. ав..нтюра
  3. г..ревать
  4. прин..мать
  5. адв..кат
Алгоритм выполнения:
  1. Корни с чередованием гласных: бер – бир, кас – кос, лаг – лож и др.
  2. Вставляем пропущенные гласные в каждое приведенное в задании слово: ворсистый – проверочная гласная – проверочное слово вОрс ; авантюра – непроверяемая гласная в корне слова (нужно запомнить написание); горевать – проверяемая гласная в корне слова (гОре). Чередование «гор/гар» встречается в таких словах, как «загар, горелый, гореть, пригорать, огарок ». Адвокат – непроверяемая гласная в корне слова (нужно запомнить).
  3. Принимать – слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня (чередование ня/ним) : принять – принимать .

Ответ: принимать

Третий вариант задания

Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

  1. оп..сание
  2. л…леять
  3. вытв..рять
  4. развл..чение
  5. выч..слять
Алгоритм выполнения:
  1. Непроверяемая гласная в корне слова – гласная, правописание которой нужно запомнить (например: винегрет ).
  2. Вставляем пропущенные гласные в каждое приведенное в задании слово: описание – проверяемая гласная в корне слова (проверочное слово пИшем ); вытворять – чередующаяся гласная в корне слова (творчество – утварь); развлечение – проверяемая гласная, проверочное слово развлЕчься ; вычислять – проверяемая гласная в корне слова, проверочное слово чИсла .
  3. Лелеять – слово с непроверяемой гласной в корне, его правописание нужно запомнить.

Начиная подготовку к ЕГЭ по русскому языку, учащиеся старших классов, как правило, первым делом повторяют основные правила, в том числе и по теме: «Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова». Хотя этот раздел достаточно подробно рассматривается в рамках базового школьного курса, зачастую выпускникам требуется его повторить.

Написание безударных проверяемых гласных в корне слова вызывает трудности в связи с тем, что такие буквы не всегда четко различаются при произношении. При этом умея находить распространенные ошибки при их употреблении в тексте, старшеклассники смогут успешно справиться с предстоящим ЕГЭ.

Теоретическая информация в помощь выпускнику

Чтобы задания по теме: «Проверяемые безударные гласные» не вызывали особых затруднений в процессе прохождения экзаменационного тестирования по русскому языку, рекомендуем вспомнить базовые правила.

Важно знать

Существует несколько основных способов проверки таких букв:

  1. Замена формы слова:
    • числа существительного (например, нора – норы);
    • падежа существительного (например, вода – воду);
    • рода у глаголов прошедшего времени (например, подмела – подмел);
    • времени глагола (колол – колет).
  2. Подбор непроизводной основы такой же части речи. Например, полковник – полк.
  3. Создание краткой формы прилагательного. Например, молодой – молод.
  4. Подбор однокоренного слова другой части речи. Например, соединение – единый.

Несколько нюансов, которые стоит учитывать

  • В качестве исключения из правил можно отметить существительные с чередующимися гласными в корне, а также глагольные корни, которые невозможно проверить, используя форму несовершенного вида. Например, заря – зорька; говорить – приговаривать.
  • Ряд слов иностранного происхождения невозможно проверить путем подбора однокоренных понятий. Особенно это касается тех случаев, когда спорная гласная находится в составе суффиксов разного происхождения. Например, абонемент – абонировать, аккомпанемент – аккомпанировать.
  • При выборе корректного варианта написания безударных гласных в словах, имеющих одинаковое звучание, следует учитывать их значение. Например, поседеть (стать седым) – посидеть (присесть на скамью).

Кроме того, одной из самых распространенных ошибок является неверный подбор проверочного слова. К примеру, для слова «долина» в качестве проверочного выступает слово «дол», а не «даль».

С образовательным порталом «Школково» вы сможете полноценно подготовиться к аттестационному тестированию!

Чтобы упражнения в ЕГЭ по русскому языку по теме: «Безударная проверяемая гласная» не ставили выпускников в тупик, выбирайте онлайн-занятия на нашем сайте. Мы собрали воедино весь материал, который требуется учащимся старших классов для полноценного повторения основных разделов из школьного курса. Опытные преподаватели «Школково» подготовили и изложили информацию в максимально простой и понятной форме.

Мы уверены, что только поэтапный переход от простого к сложному является залогом успешной подготовки к аттестационному тестированию. Он позволяет учащимся старших классов определить наиболее сложные для себя темы и восполнить имеющиеся пробелы.

Вначале школьникам предлагается вспомнить основной теоретический материал (что такое безударные проверяемые, непроверяемые гласные, как избежать распространенных ошибок при их написании и проч.). Затем учащиеся могут проверить собственные знания на практике. Большая подборка упражнений, которая систематически дополняется, представлена в соответствующем разделе сайта «Школково».

Уже ознакомились с примерами заданий

Утопия - разновидность фантастики, но фантастики особого рода, которая была связана с прогнозированием развития общества, поскольку включала в себя ответ не только на вопрос, каким должен быть мир и как его изменить, основы ее социальной совершенства. Поэтому утопия представляла собой или альтернативные настоящему идеальные модели общества, или показывала перспективы развития тех или иных идей и теорий. Кроме того, специфика утопии заключалась в том, что писатель сосредоточивал внимание не на фантастическом описании технических изобретений новейшей цивилизации и т. д., а на картинке общества как социальной системы, которая соответствовала идеалам художника. Утопия - абстрактная модель идеальной социальной системы, которая соответствовала представлениям писателя о гармонии человека и мира.

В утопиях изображался мир, который споглядався с безопасной дистанции и был населен «чем-то нереальным, далеким». В антиутопіях свет подавался с середины, через видение его отдельными обитателями, что чувствовали на себе его законы и представляли себя в качестве «ближних».

Классическая антиутопия характеризовалась абстрактністю, художественной моделью идеального общества, установкой на результат социального развития, принципом пространственно-временной символичности, повышенной эмоциональностью стиля. В отличие от утопии, антиутопия была больше связана с действительностью, в изображении которой прослеживались социальные и хронологические приметы. Мир будущего в антиутопии был представлен хуже, чем настоящий, тот, который критиковали. Антиутопия показала картину трагической реальности, апокалиптического бытия, поэтому если утопия представляла собой позитивную модель социальной системы, то антиутопия подала тотальное отрицание и действительного и возможного варианта будущего.

Фантастика составляла основу поэтики антиутопии, но не любое фантастическое произведение считался антиутопией. Фантастика выполняла в антиутопии две функции: помогала раскрыть несовершенство существующего порядка и отрицательные последствия тех или иных общественных процессов.

Антиутопия была антиутопией вне связи с реальностью и социальной проблематикой, поскольку критиковала изображения государственной системы, которая противоречила принципам подлинного гуманизма. В ней выражался протест против насилия, абсурдного социального устройства, бесправного положения личности. Авторы анти - утопий, опираясь на анализ реальных общественных процессов, с помощью фантастики пытались предсказать их развитие в будущем, предупреждая тем самым об опасных последствиях существующего порядка.

Таким образом, утопия и антиутопия имели общность прежде всего в своем генезисе. Они появились в связи с необходимостью осознания существующего общественного устройства и прогнозирования его в будущем. их объединял комплекс социально-политических проблем, среди которых были такие: человек и общество, личность и государство, свобода и насилие и другие, которые имели философский характер. Писателей волновал вопрос общего порядка: могла или не могла другая система предоставить человеку возможность для достижения свободы, счастья, плодотворного труда, какими были принципы ее организации, отвечала она гуманистическим идеалам. Существенной особенностью утопии и антиутопии стало то, что они смоделировали определенный тип государственного устройства. Эта художественная реальность была наделена собственной ценностью, завершенностью, системностью. Утопия и антиутопия как художественные модели ориентировались на исследования социальной системы государственного устройства, на изучение состояния людей и взаимоотношений между ними в тех или иных условиях.

Важным признаком утопии и антиутопии был их прогнозируя характер. Они нацеливали на реальность, которую необходимо было менять, указывали, как проводить эти изменения. Однако утопия и антиутопия отличались целевой установкой, характером заложенных в них конфликтов, соотношением реального и фантастического, своеобразием поэтики.

Утопия всегда была связана с вымыслом, мифами разного рода, поскольку она выражала мечту, надежду на лучшее будущее. Целью антиутопии было раскрытие настоящих противоречий жизни, освобождения от ложных мифов.

Антиутопия - это антижанр, особый вид литературного жанра, или, как его иногда называли, «пародийный жанр, который характеризуется соответствием его образцов определенной традиции, набором конвенциональных способов и интерпретаций». Специфика антижанрів установила пародийное отношение между антижанровими произведениями и произведениями, которые высмеивали традиции другого жанра. В классическом варианте антижанрові произведения были созданы по традициям предыдущих образцов антижанру. Они имели классические тексты и образцы (например, пародии на эпос «Дунціада» - это сатира на ничтожность и глупость английского поэта А. Пона). Но эти произведения не обязательно последовали эти образцы. Антижанри могли развиваться в традициях иллюзии к пародийного текста, но который принадлежал к данному жанру. В этом смысле «Дон Кихот» М. Сервантеса был образцом антиутопии.

Если к утопии обращались в сравнительно мирный, предкризисное время в ожидании будущего, то антиутопии писали в сложный период неудач. Антиутопического роман - это роман, в котором было раскрыто абсурдность и нелепость нового порядка. Роман-антиутопия показал несостоятельность идей утопистов. Нельзя построить идеальное общество, где бы было счастье для всех.

Признаки антиутопии:

Изображения определенного общества или государства, их политической структуры;

Изображение действия в далеком будущем (предполагалось будущее);

Раскрытие мира с середины, через видение его отдельными обитателями, что чувствовали на себе его законы и были представлены в качестве ближних;

Показ негативных явлений в жизни социалистического общества, классовой морали, невелювання личности;

Рассказ от лица героев в форме дневника, заметок;

Отсутствие описания домашнего жилья и семьи как места, где царили свои принципы и духовная атмосфера;

Присущие жителям антиутопічних городов рис рационализма и запрограммированности.

Антиутопия - это очевидная современность часто карикатурно заостренных идей, критический пафос в оценке негативных тенденций действительности. Это и элемент фантастического, что вырастал из реальности, из современных авторам фактов, событий, процессов общественной, политической, духовной жизни; это и ироническое пародирование нежиттєвих и угрожающие, по мнению авторов, идей и представлений об идеальном обществе и идеально счастливого человека. Вместе с тем это и сила пророческого и универсального понимания главных тенденций развития общества, эволюции человека и всего человечества; это вера в то, что человек может развиваться только свободно, естественно, путем эволюции, а не по теориям, пусть самых светлых умов, тем более не по приказам всесильных тиранов; что в конечном итоге должна была победить не универсальная умственная конструкция идеальной жизни, а здравый смысл и естественные человеческие чувства и потребности.

Художественные утопии и антиутопии обращались прежде всего к разуму, а не к душе читателей. Однако это не их недостаток, а жанровая особенность, заложенный в них жизненный план, основной принцип.

Философ Леонид Ионин точно определил одну из главных черт антиутопии: «Железную логику утопий они «наваяли» на человеческую психологию. И оказалось, что эта логика нечеловеческая, или, если хотите, античеловечная. По точно рассчитанным орбитам в прекрасном будущем мире должны механически двигаться безликие человеческие единицы, унифицированные существа, бессодержательные «функции» социологических изменений. В старых утопиях - у Мора, Фрэнсиса Бэкона, у Кампанеллы - живых людей не было».

Если для утопии был характерен утверждающий пафос, то для антиутопии определяющим стал отрицающий. Устанавливая общие, типовые черты антиутопии, нельзя не отметить замечательное жанрово-стилевое разнообразие произведений этого рода.

Если взять за основу классификации своеобразие фантастики, которая была основным средством, отрицал утопическую мечту, абсурдную действительность и доминанту поэтики антиутопии, то можно условно выделить такие разновидности жанра:

а) социально-фантастическая антиутопия (Есть. Замятин «Мы», Г. Булгаков «Мастер и Маргарита», А. Платонов «Котлован» и «Чевенгур»);

б) научно - фантастическая антиутопия (Г. Булгаков «Роковые яйца»);

в) антиутопия - аллегория (Г. Булгаков «Собачье сердце», Ф. Искандер «Кролики и удавы»);

г) историко - фантастическая антиутопия (В. Аксенов «Остров Крым», А. Гладілін «Репетиция в пятницу»);

д) антиутопия - пародия (В. Войнович «Москва 2042», Лао Шэ «Записки о кошачьем городе»);

е) роман - предупреждение (П. Буль «Планета Обезьян», Уэллс «Война в воздухе»).

Эта классификация достаточно условна, поскольку в рамках одного произведения нередко присутствовали элементы всех других видов. Вместе с тем указанные виды антиутопии дали возможность выявить некоторые тенденции в развитии жанра, возможно, они стали более устойчивыми и привели к созданию новых жанровых разновидностей в дальнейшем.

Часто в задании 8 ошибки бывают связаны не с написанием гласной в корне, а с выбором самого слова. Главное, надо определить: чередующаяся гласная в корне или безударная, проверяемая и не проверяемая ударением.

Задание 8 ЕГЭ по русскому языку

Формулировка задания:

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

в..рховье

орнам..нт

те..ретический

к..снулся

п..норама

Задание 8 начинает блок заданий, в которых проверяются ваши знания по орфографии. В данном случае – ваше умение проверять безударные гласные в корне, чередующиеся гласные в корне, а также знание некоторого количества словарных слов c безударной гласной.

Безударные гласные проверяются ударением (знаменитая орфограмма №1): умАлять (мАло) значение, умОлять (мОлит) о пощаде.

Корни, в которых происходит чередование, надо выучить наизусть вместе со способом их проверки.

Внимание! Как бы ни была сформулирована задача в задании 8, начинайте с определения слов, где происходит чередование в корне. Останутся слова с безударными гласными, к которым, если задание этого требует, подбирайте проверочные слова.

Корни с чередующимися гласными запоминаем группами.

  1. В этих корнях правописание зависит от ударения. Запоминайте безударный вариант:-ГОР- гор елый, загор еть (-ГАР- под ударением загар )

    -ЗАР - зар ница, зар я (-ЗОР- под ударением зорька ) Исключение: зоревать

    -КЛОН - преклон ение, склон иться (под ударением –КЛАН-КЛОН)

    -ТВОР - притвор иться, столпотвор ение (под ударением –ТВАР-ТВОР) Исключение: утварь

  2. Запоминаем, как выглядят следующие корни:-ЛАГ – ЛОЖ- полаг ать – полож ение Исключение: пОлог

    -РАСТ – РАЩ – РОС- раст ение, выращ енный, подрос ла

    Исключение:росток, росточек, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль, отраслевой. (ПодросткОвый – от подрОсток, где О под ударением. На вырост – приставка вы оттянула на себя ударение.)

    -СКАК – СКОЧ - скак ать – вскоч ить

    Исключение: скачок, скачу, скачи, скачкообразный

    -НИМ – НЯ- сним ать - сня ть

    -ЖИМ – ЖА- сжим ать - сжа ть

    -ЧИН – ЧА- начин ать – нача ть

    -КЛИН – КЛЯ- проклин ать - проклят ие

    -НИМ – НЯ- поним ать – поня ть

    примин ать - примя ть

  3. Корни, в которых чередующаяся гласная зависит от суффикса А :-БЕР – БИРА- убер у - убир аю

    -ДЕР – ДИРА- удер ет - удир аю

    -ПЕР – ПИРА- запер - запир ать

    -ТЕР – ТИРА- вытер - протир ать

    -МЕР – МИРА- замер еть - замир ать

    -СТЕЛ – СТИЛА- постел ить - застил ать

    -БЛЕСТ – БЛИСТА- заблест еть - блист ательные

    -ЖЕГ – ЖИГА- выжег - прижиг ать

    -ЧЕТ – ЧИТА- вычет ы - вычит ание

    Исключение: сочетать, сочетание

    -КОС – КАСА- кос нулся – кас ался

  4. Корни, в которых правописание чередующейся гласной зависит от смысла слова -МАК – МОК- мак ать, обмак нуть («погрузить в жидкость»)

    промоч ить, вымок нуть («набрать влагу, стать мокрым»)

    -РАВН – РОВН- уравн ение, сравн ить («одинаковый, равный»)

    заровн ять яму, разровн ять грядку («сделать ровной поверхность»)

    -ПЛОВ - ПЛАВ - «О» только в словах плов ец, плов чиха

    «А» в остальных словах поплав ок, жук-плав унец и др.

    (Но: плыв уны – слои почвы)

Проверяя корни с безударными гласными, помним:

    1. Нельзя проверять безударную гласную с помощью глагола с суффиксом -ИВА-ЫВА - (Пример: спрОсить – спрАшивать, опОздать – опАздывать).
    2. В корне может произойти чередование согласных, слова при этом все равно остаются однокоренными: мерц ающий –мерк нет, просвещ ение – свет.
    3. Не подбирайте слова только по созвучию: вИнегрет – вИнный, огрОмный, грОмадный – грОм . Такой способ годится для запоминания правописания. Но слова вИнегрет, огрОмный, грОмадный словарные, гласные в этих корнях непроверяемые. Слова стАдион и стАдия не являются однокоренными (их связывает глубокое прошлое, а мы можем искать проверочные слова только в современном русском языке), следовательно, стАдион – словарное слово.
    4. Слова аква рель, моно графия, хроно логия непроверяемые (в русском языке нет слов аква, моно, хроно и т. п.).
    5. Различайте омонимичные корни: примир ять (мир ный) врагов; пример ять (пример ка) платье. В этих корнях гласные безударные. Корень с чередованием -МЕР – МИРА- имеет другое значение: замер - замирать .

В этих словах нет чередования в корне: росинка, сложность, возгордиться, сдержаться, терзание, побережье, спиртовой, покоситься, накосить, гористый (участок).

  1. Нельзя в качестве проверки использовать искусственно созданное слово: экстрЕмальный (экстрим – слово молодежного сленга).
  2. В слове пАлисадник нет иноязычного ПОЛИ, как в словах поликлиника, полифония.
  3. ИнтЕллЕкт интЕллИ генту необходим, но корни этих слов различаются.

Выполним задание :

Слово с чередующейся гласной – коснулся (-КОС- потому что после корня нет суффикса А).

Задание уже выполнено! Но давайте проверим и другие слова: верховье – верх; теоретический – теория. Орнамент, панорама – непроверяемые, словарные слова.